Жан Поль Сартр

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 00:02, доклад

Краткое описание

Французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. В 1964 году Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе. Родился 21 июня 1905 в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера.

Файлы: 1 файл

филосо рефер.docx

— 47.58 Кб (Скачать)

    Социальный  смысл учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы.

    Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов (поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции.

    Общество   таким   образом   лишь   ограничивает   личность.

    Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового, общественного на единичного человека. При этом, однако, для религиозного экзистенциализма важен индивидуум не сам по себе, а лишь   постольку,  поскольку   он   есть  "явленность  трансцендентального".

    В этой связи вводится различие индивидуальности и личности. По словам Бердяева "личность предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации. Личности нет, если нет бытия выше ее стоящего. Тогда есть лишь индивидуум, подчиняемый роду и обществу, тогда природа стоит выше человека и он лишь часть ее." Экзистенциализм различает в человеке как бы несколько слоев: природный (биологический и психологический), изучаемый естественными науками и составляющий его природную, эмпирическую индивидуальность; социальный, изучаемый социологией; духовный, являющийся предметом изучения истории и философии; и, наконец, экзистенциальный, который не поддается научному познанию и может быть лишь "освещен" философией. Рассматривая проблему свободы, экзистенциализм отвергает

как   рационалистическую   просветительскую   традицию,  сводящую   свободу к познанию необходимости, так и гуманистическую, для которой свобода состоит в раскрытии задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода в понимании экзистенциалистов - это сама экзистенция, экзистенция - это и есть свобода. Поскольку же структура   экзистенции выражается в направленности   вовне,  в трансцендировании,  то понимание   свободы   различными   представителями   экзистенциализма определяется   их   трактовкой   трансценденции,  которая   в сущности и является "обиталищем" человеческой свободы. Для религиозных экзистенциалистов это означает, что только в боге можно обрести свободу. В этом   смысле экзистенциалисты   по-новому   выразили   понятие свободы воли, возрождая кантовский категорический императив. В духе Канта экзистенциалисты подчеркивают, что человек отличается от всех природных существ способностью выбирать самого себя и нести ответственность перед самим собой за свой выбор; более того,  выбирая   себя,  человек   тем   самым   выбирает   и   все человечество,  так   что   выбор - не   просто   его   частное   дело.  Однако   у Канта   человек   должен   выбирать   себя   по  закону  морального  долга, а   в   атеистическом   варианте    экзистенциализма    он   не   имеет никакого содержательного критерия выбора: он выбирает себя перед лицом непознаваемого трансцендентного ничто. Так, по Хайдеггеру, выбор  своего   Я   предполагает   поставить   себя   перед   самой   последней возможностью своего бытия - смертью. Тем самым человек освобождается от власти сущего, от предметного и социального мира, и оказывается перед лицом бытия, которое есть ничто. Поскольку подлинное бытие и его "принципы" не могут быть сформулированы в виде общезначимых моральных требований, постольку человеку ничто не может облегчить задачу выбора. Однако бытие, по Хайдеггеру, "говорит" человеку в минуту самого глубокого молчания, и только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает - для себя и мира, что ему "сказалось" в этом молчании .

    В религиозном экзистенциализме выбор  происходит перед лицом бога. Согласно Бердяеву , подлинный выбор - это  выбор в себе образа "божьего" ,который составляет сущность личности , но является скрытым для самого индивида , пока он живет в мире "обыденности". Но поскольку в религиозном экзистенциализме бог выступает лишь в своих отрицательных определениях , то в такой трактовке свободы выбора нельзя найти какого-либо содержательного критерия , за что экзистенциализм подвергается критике со стороны традиционного   христианства.

    Характерна  в этом отношении экзистенциалистская  трактовка такого важного понятия  нравственной философии, как совесть . Поскольку экзистенциализм   не   устанавливает   содержательных   критериев   добра  и зла,  т.е.   не   строит   систему   нравственной   философии,   постольку совесть определяется им как призыв экзистенции выбрать себя подлинно , найти себя . Совесть не есть призыв быть добрым и избегать зла - она есть призыв быть самим собой , а не "другим", не "посторонним". Быть свободным - значит не поступать и не думать так, как поступают и думают все. Быть свободным , быть экзистенцией значит быть самим   собой, поэтому,  по  слова   Сартра "человек обречен   быть   свободным. Свобода   предстает   в  экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек ,   носит   у Хайдеггера   название   "ман" ( man -неопределенно-личное   местоимение,   аналогичное "всеемству"   Достоевского ) ;  это   безличный   мир ,   в котором   все  анонимно ,   в   котором нет субъектов действия , а есть лишь объекты действия ; это мир , в котором никто ничего не решает , а потому и не несет ни за что ответственности , мир всеобщей круговой поруки . У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаками   которого являются: "... 1) отчужденность   объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо - индивидуального, личного общим , безлично - универсальным;

3) господство необходимости,  детерминации извне,   подавление   и   закрытие   свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории , к среднему человеку, социализация человека и его мнений , уничтожающая оригинальность ." Единственный способ преодоления этого мира ,- учит экзистенциализм,- самому стать личностью , перестать жить в соответствии с внешними принципами . Однако быть свободным гораздо труднее , чем отказаться от свободы : в век всеобщей унификации и тотальной социализации остаться неунифицированным , в век полного отчуждения остаться неотчужденным , в век всеобщего безверия остаться верным вере как таковой , в то же время не имея действительно живой и конкретной веры , неимоверно трудно . Это значит все время идти против течения , быть обреченным на нонкомформизм , быть вечным аутсайдером в этом мире . Знать , что нет сословия или класса , внутри которого ты будешь "своим", что нет такого уголка на земном шаре , где не пришлось бы жить, постоянно сопротивляясь принятым нормам жизни , что нет такой "позитивности" , с которой можно себя отождествить - это и значит жить "перед лицом ничто", будет ли это ничто именем неведомого бога или названием действительной пустоты . Поэтому под знамя экзистенциализма   встают  и  те ,  кто   ищет   нового ,  неведомого  бога, и  те ,  кто   ничего   не   ищет ,  а лишь   предает   анафеме   все   существующее . Таков общий настрой постоянно ищущего , отрицающего , неудовлетворенного и "безблагодатного", по выражению Бердяева , экзистенциализма. С особенно страстным пафосом этот настрой проявился в творчестве Жана Поля Сартра, наверное, самого атеистического,  левого   и   пессимистического из   экзистенциалистов. Миропонимание Сартра сформировалось в мире, зашедшем в тупик, абсурдном, где все традиционные ценности рухнули. Первый акт философа должен был, следовательно, быть отрицанием , отказом , чтобы выбраться из этого хаотичного мира без порядка и цели. Отстраниться от мира , отвергнуть его - это и есть в человеке специфически человеческое  :  свобода . Выражаясь   словами   самого   Сартра ,  вся его   система взглядов строится   на   двух   постулатах   экзистенциализма . Во-первых , в качестве отправной точки Сартр воспринял формулу Достоевского "если бога нет , все позволено", дав ей достаточно   широкое   толкование :  " В   самом   деле ,  все   позволено , если   бога   не   существует .  И   следовательно ,  человек   покинут ,   беспомощен ,   потому   что   ни  в   себе ,  ни   вовне   ему   не  на   что опереться .  Прежде   всего ,  у   него   нет   оправданий .  Если   бога  не существует , мы не имеем перед собой каких-либо моральных ценностей или повелений , которые оправдывают наши поступки . Не может   быть   больше   добра a  priopi ,  так как   нет   бесконечного   и совершенного разума, чтобы его мыслить . И нигде не записано, что добро существует , что нужно быть честным , что нельзя лгать, и это именно потому , что мы находимся в такой плоскости , где есть только люди . Мы одиноки , и нам нет извинений ." Во- -вторых , Сартр отталкивается в своих рассуждениях от известного экзистенциалистского принципа "существование предшествует сущности ".

    Суть  этого принципа Сартр раскрывает достаточно подробно : " Атеистический экзистенциализм учит , что если бога не существует , то есть по крайней мере одно такое существо , у которого существование предшествует сущности , существо , которое начинает существовать прежде , чем его можно определить каким-либо понятием .

    Этим  существом и является человек , или , как говорит Хайдеггер, человеческая реальность . Что означает здесь , что  существование предшествует сущности ? Это значит , что человек сначала существует , оказывается , появляется в мире и только потом он определяется . В представлении экзистенциалиста человек потому не поддается определению , что он первоначально ничего собой не представляет . Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком , каким он сам себя сделает . Таким образом , нет человеческой природы , как нет и бога , который бы ее изобрел . Но человек не только таков , каким он себя представляет , но таков, каким он проявит волю стать , и поскольку он представляет себя после того , как уже начал существовать , и проявляет волю после этого прорыва к существованию , то человек есть лишь то, что он сам из себя сделает . Человек - это существо , которое устремляется навстречу будущему и сознает , что оно себя проектирует в будущее . Человек - это прежде всего замысел , который живет своей собственной жизнью . Ничто не существует до этого замысла , ничего нет на сверхчувственном небе , и человек станет прежде всего тем , чем он запроектировал быть ". Это высказывние, несмотря на кажущуюся пространность, является очень важным для понимания дальнейших построений экзистенциалистской теории Сартра. Полагая человека единственным источником воли, Сартр справедливо связывает эту волю с ответственностью : " Но если действительно существование предшествует сущности , то человек ответствен за то, что он есть . Таким образом , первым делом экзистенциализм делает каждого человека собственником того , что он есть , и возлагает на него полную ответственность за его существование ... Но когда мы говорим , что человек ответствен за себя , то это не значит , что он отвечает только за свою собственную личность . Он отвечает за всех . Выбирая себя , человек выбирает всех людей . Нет ни одного такого нашего действия , которое , создавая из нас человека , каким мы хотим быть , не создавало в то же время образ человека , такого , каким он , по нашим представлениям должен быть . Выбор того или иного означает в то же время утверждение ценности того , что мы выбираем , так как мы ни в коем случае не можем выбрать дурное ."

    Таким образом , концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории "проекта", согласно которой индивид не задан самому себе , а проектирует , "собирает" себя в качестве такового . Поэтому трус , например , ответствен за свою трусость , и "для человека нет алиби". Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать , что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее , ибо исходит из утверждения , что , не будучи чем-то заданным , человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности , "проекта", "выбора". Не малую роль в этом играет воображение , в котором открывается существенный акт сознания : суть его в том , чтобы отстраниться от данного мира "в себе" и оказаться в присутствии того , что отсутствует . "Акт воображения - магический акт : это колдовство , заставляющее появиться вещь , которая желательна ". Строя в своем воображении проекты самого себя , человек оказывается "впереди , позади   себя ,  никогда - сам ".   А   экзистенция и   есть   постоянно  живой момент деятельности , взятый в виде внутрииндивидуального состояния , субъективно.

    Но  экзистенциализм Сартра не находит  иной основы , из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самостоятельного субъекта , кроме абсолютной свободы и внутреннего единства "проектирующего я". В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор . Место активной субъективности в мире ,   ее   онтологическую   основу   Сартр   обозначает   как  "ничто".

    По  мысли Сартра , "... человек , без  всякой опоры и без всякой помощи , осужден в каждый момент изобретать человека", и тем самым "человек осужден на свободу". Но тогда основой подлинности могут быть только иррациональные силы человеческого подполья , природа самого индивида , его уникальные биологические зависимости , события и травмы глубокого детства , довлеющие над индивидом, как рок . Определяющие человеческое поведение интуиции, подсказки подсознательного , безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения неминуемо приводят к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида : "История любой жизни есть история поражения". Появляется мотив абсурдности существования: "Абсурдно, что мы рождаемся и абсурдно, что мы умираем ". Человек, по   Сартру, - бесполезная   страсть.

    Сартр, несомненно , понимал , насколько тяжел  груз свободы для человека , не имеющего внутренней опоры , подавленного наследием  подсознательного, постоянно мучимого чувством тревоги и страха перед самим собой . И он не стоил иллюзий насчет способности человека быть действительно свободным - тем более , что действительность могла развеять любые иллюзии . Поэтому неудивительно, что все произведения Сартра пронизаны критикой и неприятием окружающего мира. Индивида в современном обществе Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организации, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и безличной "молвы" и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к   нему,  давят   его   своим   вязким   и  солидно-неподвижным   присутствием,  и   среди   них   может чувствовать   себя  благополучно  устроенным только   общество   "подонков",   человек  же   испытывает   "тошноту".  Жить в  этом   обществе,  по   мнению   Сартра,   как   живет   в   нем   "довольное собой сознание", можно лишь отказавшись от себя, от личности подлинной, от решений и выбора, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт личности,  ибо   человек   обладает   свободой   воли   всегда.

    Неся  критическую оценку мироустройстройства, экзистенциализм Сартра так и не смог предложить достаточно определенных путей его преобразования.   Именно эта   неконструктивность   и   оказалась   самым   слабым   местом   экзистенциализма,   что  и   определило  его дальнейшую судьбу. 
 
 
 

    АТЕИЗМ 

    "Экзистенциализм  - это не что иное, как попытка  сделать все выводы из последовательного  атеизма. Он вовсе не пытается  ввергнуть человека в отчаяние. Но если отчаянием называть, как  это делают христиане, всякое  неверие, тогда именно первородное  отчаяние - его исходный пункт.  Экзистенциализм - не такой атеизм, который растрачивает себя на  доказательства того, что бог  не существует. Скорее он заявляет  следующее: даже если бы бог  существовал, это ничего бы  не изменило. Такова наша точка  зрения. Это не значит, что мы  верим в существование бога, - просто суть дела не в том,  существует ли бог. Человек  должен обрести себя и убедиться,  что ничто не может его спасти  от себя самого, даже достоверное  доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм  - это оптимизм, учение о действии. И только вследствие нечестности,  путая свое собственное отчаяние  с нашим, христиане могут называть  нас отчаявшимися." 

    АФОРИЗМЫ Ж. П. САРТРА 

  • Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
  • Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в этом случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.
  • Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.
  • Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом – реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.
  • Жизнь до того, как мы её проживём - ничто, но это от вас зависит придать ей смысл.
  • Достаточно, чтобы один человек ненавидел другого, - и ненависть, переходя от соседа к соседу, заражает все человечество
  • Недоверие ведет к войне.
  • Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату.
  • Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
  • Мы не судим людей, которых любим.

Информация о работе Жан Поль Сартр