Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 22:16, реферат
Жан Поль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, романист и драматург, родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 году от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 году, в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на Сартра, считал своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 году замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
Жан Поль Эмар Сартр (1905-1980), французский философ, романист и драматург, родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 году от тропической лихорадки, мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 году, в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Швейцер, властный характер и кальвинистские убеждения которого оказали заметное влияние на Сартра, считал своего внука одаренным мальчиком и, забрав из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 году замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции.
Вернувшись в 1920 году в Париж, Сартр учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 году он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию и готовится к сдаче выпускных экзаменов для получения диплома, дающего право преподавания в лицее или университете. В 1928 году сдать экзамены ему не удалось, но уже через год, в 1929 году, Сартр получил диплом первой степени, как и Симона де Бовуар, ставшая со временем заметной фигурой во французской литературе и близким другом и соратником Сартра.
После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 год преподает философию в лицее в Гавре, а в 1933-1934 годах стажируется в Германии, работая в Институте Франции в Берлине, где изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 году во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.
В конце 1930-х годов Сартр написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр пишет "Тошноту" ("La Nausee"), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в "Новом французском обозрении" ("Nouvelle Revue Francaise") печатается новелла Сартра "Стена" ("Le Mur"). Оба произведения становятся во Франции книгами года.
"Тошнота" представляет собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд, творчество - единственное занятие, имеющее, по мнению тогдашнего Сартра, хоть какой-то смысл.
Когда началась Вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 году возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 1930-е годы, когда, если не считать критики буржуазной рутины в романе "Тошнота", главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, который ввел его в редакцию газеты "Комба" ("Combat"). Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы "Мухи" ("Les Mouches", 1943), "За запертой дверью" ("Huis clos", 1944) и объемный философский труд "Бытие и ничто" ("L'Etre et le neant", 1943), успех которых позволил писателю в 1944 году уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает.
Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате "свободного выбора", ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.
Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".
В главном философском труде Сартар "Бытие и ничто", ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, Сартр проводит мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, "чистого сознания"; есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью - вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.
К концу Второй мировой войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов, собиравшихся в "Кафе да Флёр" возле площади Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены, кафе, ставшем местом паломничества французских и иностранных туристов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением Сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру.
Последующие десять лет Сартр работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу "Грязные руки" ("Les Mains Sales", 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию "Дороги свободы" ("Les Chemins de la liberte", 1945-1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги "Бытия и ничто".
Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 году, когда он основал и возглавил ежемесячный литературный журнал "Новые времена" ("Les Temps Modernes"), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 1950-х годов, перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 году с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.
В "Словах" ("Les Mots", 1964), откровенном автобиографическом романе о первых десяти годах своей жизни, Сартр называет духовные ценности деда "буржуазными", отвергает литературу, которая отвечает эстетическим критериям, и провозглашает необходимость политической и литературной "ангажированности". Главным произведением этого времени стала философская работа "Критика диалектического разума" ("Critique de la raison dialectique", 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью "индивидуальной свободы" можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.
Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 году "за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время". Сославшись на то, что он "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. С усердием религиозного реформатора он стремился восстановить "доброе имя" социализма.
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 года в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе "Затворники Альтоны" ("Les Sequestres d'Altona", 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Сартр приветствует демонстрации парижских студентов 1968 года, но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах "третьего мира". В 1970-е годы Сартр оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов.
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Жан Поль Эмар Сартр умер 15 апреля 1980 года.
Значение Сартра, которого Хайдеггер считал скорее писателем, чем философом, а Набоков, наоборот, скорее философом, чем писателем, еще предстоит оценить по достоинству. Многим критикам кажется, что индивидуалистическая мораль раннего Сартра не вяжется с его активной общественной позицией в 1960-е годы. Вместе с тем французский философ-структуралист Луи Альтюссер после смерти Сартра сказал: "Он был нашим Жаном Жаком Руссо". В некрологе, напечатанном в газете "Монд", говорилось, что "ни один французский интеллектуал XX века, ни один лауреат Нобелевской премии не оказал такого глубокого, длительного и всеобъемлющего влияния, как Сартр".