Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:57, шпаргалка
Римские юристы делили пра-ва своей страны на две большие области: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum)Критерием такого деления, по мнению римско-го юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых пра-вом: нормы публичного права защищали интересы государства, нор-мы частного права - интересы частных лиц.
Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъек-тов совершать сделки имущественного характераЧастное право ре-гулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и рас-торжения брака, личные неимущественные и имущественные отноше-ния между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы с
– несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть;
– религиозные
различия возможных партнеров: правовой
брак мог быть заключен только между лицами
единой религии и по правилам одной религиозной
процедуры.
Брак
признавался ничтожным: между родственниками
по прямой линии, а также между
теми боковыми родственниками, из которых
хотя бы один стоит к общему предку
в первой степени родства. Аналогичные
правила применялись и к свойственникам.
Помимо изложенных условий законности брака
Cum
manu и sine manu mariti различались между
собой как по формальным
Правовые черты римской семьи:
1) власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas (отцовская власть). Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias (отцу семейства). Все они именуются sui – «свои», тогда как отец семейства – sui juris – «сам себе господин», «полноправный»;
2) на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая.
Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными (germani) и неполнородными: consanguinei и uterini (единоутробными). Римляне различали и свойства.
Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.
Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место;
3) термином familia
(семья) обозначалось совокупность всего
того, что принадлежало семье: не только
агнаты, но и принадлежащие семье рабы,
кабальные, скот и даже вещи неодушевленные
(имущество). Власть paterfamilias над женой и
детьми по существу мало отличалась от
его прав на раба. Существенное отличие
patria potestas от права собственности на раба
проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias:
право собственности на раба переходило
к наследнику paterfamilias, в то время как лица,
бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio,
которая в данном случае означала не умаление
прав, а изменение семейного состояния,
заключавшееся для некоторых из членов
семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении
полной правоспособности.
Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.
Все
члены семьи считались
Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак.
Основания возникновения отцовской власти:
– рождение детей в римском браке. Законные дети – рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Муж мог оспорить отцовство;
– узаконение детей, рожденных вне брака;
– усыновление чужих детей.
Права отца семейства в отношении детей:
– право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета;
– право оставить новорожденного безнадзорным (это право отмирает только с христианской эпохой);
– право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;
– право продать сына или дочь в рабство – в силу имущественных интересов семьи или в наказание;
– право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).
Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.
Однако
признавались исключения, вызванные
требованиями публичного правопорядка.
Например, все приобретенное подвластным
сыном на войне считалось только его личной
собственностью. На таком же положении
были приобретения на гражданской службе.
Самостоятельным имуществом детей считалось
то, что получено по наследству от матери
или из ее семьи.
В позднейшее императорское время влась главы семьи прекращалась с приобретением сыном звания консула, главнокомандующего или епископа. Но глава семьи мог сам положить конец своей власти над сыном или дочерью путем эмансипации (emancipatio). Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц о том, что трое кратная манципация подвластного прекращает отцовскую власть: глава семьи трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался под власть главы семьи, после третьего он становился правоспособным.
В
VI в. н. э. необходимость в этих формальностях
отпала. После эмансипации отец сохранял
право на пользование половиной имущества
сына.
Формы опеки:
– обязательная опека домовладыки в отношении всех членов своей семьи и всех подвластных;
– завещательная опека, которая устанавливалась по завещанию домовладыки в отношении наследника, если он не обладал необходимыми качествами, которые бы сделали его лицом «своего права»;
– наставленная опека, когда опекун назначался по решению уполномоченного на то магистрата в отношении лиц, признанных в этом нуждающимися по своим правовым или социальным качествам.
Опека – публичная повинность, от которой можно отказаться лишь при наличии уважительных причин (например, отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые занятия, частые отлучки по общественным или государственным делам). Нельзя было брать на себя более трех опек.
Опека устанавливалась в отношении:
– несовершеннолетних – до достижения опекаемым лицом определенного возраста. Несовершеннолетние: дети (infantes) – лица в возрасте до 7 лет; подростки (infantes raaj ores) – лица в возрасте от 7 до 12 лет, мальчики – до 14 лет; юноши – до 25 лет;
– женщин –
постоянно и не зависела от достижения
какого-либо возраста. При этом опека устанавливалась
как в отношении замужней, так и в отношении
незамужней женщины, но ее назначение
осуществлялось во втором случае по личному
пожеланию женщины. Опекун не имел прав
ни в отношении личности женщины, ни над
ее имуществом, но соучаствовал только
в совершении тех юридических действий,
которые нуждались в гарантии и в его утверждении
по законам. Попечительство (cura)