Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

Цель работы: теоретическое исследование избирательных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и типы избирательных систем;
- ознакомиться с видами избирательных систем;
- определить какая система существует в России.

Оглавление

Введение 3
1.Избирательная система 5
§ 1.1 Понятие избирательной системы 5
§ 1.2 Типы избирательных систем 6
2. Виды избирательных систем 12
§2.1 Мажоритарная система 12
§2.2 Пропорциональная система 15
§2.3 Смешанная система 19
Заключение 21
Список источников 22

Файлы: 1 файл

Курсовая ИС 2010.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

1.Избирательная система        5

§ 1.1 Понятие избирательной системы      5

§ 1.2 Типы избирательных систем       6

2. Виды избирательных систем       12

§2.1 Мажоритарная система        12

§2.2 Пропорциональная система       15

§2.3 Смешанная  система        19

Заключение          21

Список источников         22

 

Введение

 

Проблема совершенствования и  модернизации избирательной системы, как и поиск новых моделей  избирательного процесса, является весьма актуальной. Формирование крепкой слаженной партийно-политической системы, создание работоспособного парламента со стабильной фракционной структурой крайне важны для полноценной деятельности государственной власти.

Объектом исследования, проведенного в настоящей работе, являются общественные отношения, возникающие в процессе выборов в России, а также участия граждан в их проведении.

Предметом исследования является теория и практика избирательной системы  России.

Цель работы: теоретическое исследование избирательных систем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и типы избирательных систем;

- ознакомиться с видами избирательных  систем;

- определить какая система существует  в России.

Методы исследования: изучать избирательные  системы можно различными способами, а в данной работе применяется метод анализа.

Структура настоящей работы состоит  из введения, содержания, заключения.

Научно-правовой основой работы является: Конституция РФ, Федеральный закон, Постановление конституционного суда РФ, комментарии к Конституции РФ и иные акты.

В условиях становления  и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период. Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика открытого избрания представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

 

  1. Избирательная система

§ 1.1 Понятие избирательной системы

 

После проведения голосования и подсчета голосов  принявших в нем участие избирателей  наступает, пожалуй, наиболее ответственный  момент выборов - определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность любой избирательной системы - характер соотношения голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов.

Нередко решение  вопроса о введении того или иного вида избирательной системы представляется как чисто техническая (процедурная) проблема. Однако этот элемент избирательного процесса имеет, пожалуй, наиболее яркую политическую окраску, поскольку одно и то же распределение голосов избирателей между кандидатами и списками при использовании различных избирательных систем приводит к совершенно иным конечным результатам, А ведь именно на этой стадии окончательно решается партийный и персональный состав избираемых органов, а значит и последующая политическая направленность их деятельности.

Разработка любых избирательных  законов, должна начинаться прежде всего  с определения вида избирательной  системы, наиболее оптимальной для  страны при существующем характере  соотношения политических сил, сложившегося типа партийной системы, развитости демократических институтов и т. д. А от этого будет зависеть порядок выдвижения кандидатов, проведения избирательной кампании, голосования и т. Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

В своем развитии избирательное  законодательство все более оформляется  в достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского законодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты: развивается специфический инструментарий правового регулирования избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины избирательного права, осуществляется детальная проработка избирательных процедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с одной стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки и проведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявились и отрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборов исключительно средствами избирательного законодательства1.

Оно ведет к разрыву системных связей избирательного права и конституционного права Российской Федерации. Между тем избирательное право прежде всего является подотраслью конституционного права.

Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь  должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в  основополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающих избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное законодательство как федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей степени учитывать конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления, существующее конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерации и ее субъектами. Более полный учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапа совершенствования российского избирательного законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что  собственно избирательные законы не исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты, а иные во многом устарели.

Насущная задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в той или  иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречили друг другу.

 

§ 1.2 Типы избирательных систем

 

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представителей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем.

В избирательном  законодательстве Российской Федерации - демократического федеративного правового  государства - в соответствии с конституционной моделью организации системы органов государственной власти представлены следующие уровни выборов органов государственной власти: федеральные выборы, региональные выборы.

Федеральные выборы - это выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (при этом конституционно-правовой перечень иных федеральных государственных органов является открытым в связи с возможностью распространения избирательных процессов на Конституционное Собрание и другие органы).

Региональные выборы - это выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, иные государственные органы и на выборные должности в субъектах Российской Федерации, предусмотренные их конституциями, уставами и проводимые на основе федеральных законов и в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а в виде исключения, при отсутствии законодательной базы, в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основе и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации о мерах по обеспечению конституционных прав граждан на участие в выборах законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (в 1996 году в Кемеровской и Тульской областях).

В настоящее  время в Российской Федерации  принцип выборности в той или  иной форме распространяется не только на депутатов (членов) законодательного (представительного) органа и высших должностных лиц исполнительного органа государственной власти, но и на состав иных государственных органов (в частности, в некоторых субъектах Российской Федерации в ходе прямых выборов избираются члены Конституционного Собрания), то есть на государственные органы, как входящие в систему разделения государственной власти (законодательные (представительные) и исполнительные органы), так и не входящие в указанную систему (Конституционное Собрание).

Выборы депутатов  законодательного (представительного) органа государственной власти в целом или одной из его палат, выборного должностного лица соответствующего уровня могут быть как прямыми, когда они избираются непосредственно избирателями - гражданин на выборах непосредственно (лично) голосует за кандидата (список кандидатов) или против него (списка кандидатов) либо против всех кандидатов (списков кандидатов), так и косвенными, когда одна из палат парламента формируется на ступенчатой, должностной или территориальной основе. Специфической особенностью обеспечения представительного характера Федерального Собрания Российской Федерации - федерального парламента - является использование смешанных избирательных процедур: выборов и формирования.

Наряду с  проведением прямых выборов депутатов  Государственной Думы избирательная практика предусматривает в отношении Совета Федерации - верхней палаты федерального парламента - механизм формирования, основанный на проведении региональных выборов. Порядок формирования Совета Федерации базируется на конституционном положении о том, что в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Федеральном законе от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" уточнено: в его состав входят глава законодательного (представительного) органа и глава исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по должности2. При этом в ряде регионов конституции и иные нормативные акты предусматривают избрание главы исполнительной власти (президента или председателя правительства) в рамках различных процедур, а именно: специальным государственным органом или парламентом либо в ходе прямых выборов. Глава Республики Мордовия на первый после принятия республиканской Конституции срок избирается членами Конституционного Собрания, а на последующие - в ходе прямых выборов, в Республике Дагестан - Конституционным Собранием, в Республике Алтай - Государственным Собранием (законодательный и представительный орган государственной власти), в Удмуртской Республике - Государственным Советом, в Республике Хакасия Председатель Правительства избирается непосредственно избирателями. В ряде регионов с двухпалатной структурой законодательного (представительного) органа государственной власти глава указанного органа избирается на совместном заседании палат. Таким образом, порядок формирования Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации является смешанным (прямые выборы и формирование, являющееся разновидностью косвенных выборов), при этом региональные выборы, заменяя собственно федеральные выборы, являются составным политико-правовым, конститутивным элементом формирования верхней палаты парламента.

Определенное  влияние на перспективы и особенности  развития механизма выборов (формирования) на федеральном уровне оказывает введение в конституционную материю такого нетрадиционного федерального института, как Конституционное Собрание. Статус этого органа в конституционно-правовом смысле недостаточно определен, поскольку согласно Конституции основные вопросы, в частности о порядке его выборов либо формировании, должны решаться отдельным федеральным конституционным законом.

В избирательном  законодательстве юридически оформлены следующие основные виды выборов:

-очередные выборы;

-досрочные выборы;

-выборы в  порядке ротации части депутатов  либо депутатов одной из палат  представительного органа государственной власти;

-выборы вместо  выбывшего депутата (дополнительные выборы);

-повторные выборы  в случаях, предусмотренных законодательством  о выборах. 

Очередные выборы проводятся по истечении установленного конституцией (уставом) срока полномочий законодательного (представительного) или исполнительного органа (выборного должностного лица) государственной власти соответствующего уровня. Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением их полномочий. Выборы депутатов в порядке ротации проводятся в отношении части депутатов либо депутатов одной из палат представительного органа государственной власти в порядке и сроки, предусмотренные конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации. Выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) проводятся в случае сложения депутатом своих полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством о выборах. Повторные выборы назначаются и проводятся в случаях, когда названные виды выборов признаны несостоявшимися или недействительными по решению соответствующей избирательной комиссии либо по решению суда.

В целом выборы депутатов (членов) законодательного (представительного) органа государственной власти нового созыва могут быть проведены в  рамках обязательного - очередных (или досрочных) выборов (или выборов в порядке ротации) - и факультативного компонентов избирательного процесса, то есть без проведения или с проведением (в вышеуказанных случаях) повторных выборов.3 При этом выборы вместо выбывшего депутата (дополнительные выборы) также могут состоять из обязательного и факультативного компонентов организации избирательного процесса. Необходимо отметить, что если дело касается организации выборов исполнительных органов государственной власти (выборного должностного лица), то, в отличие от выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, могут быть назначены только очередные или досрочные выборы. То есть здесь имеет место более ограниченный перечень видов юридически возможных выборов. При этом если очередные (досрочные) выборы являются общими для всех депутатов, то выборы в порядке ротации являются частичными выборами, поскольку они проводятся только в отношении фиксированной в законодательстве о выборах части депутатского корпуса (в том числе в виде ротационного обновления одной из палат парламента) с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить возможное изменение представительства политических сил и, с другой стороны, сохранить преемственность в работе законодательного (представительного) органа государственной власти.

Информация о работе Римское право