Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:58, доклад

Краткое описание

Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима — латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Файлы: 1 файл

Римское право семинар 1.docx

— 23.34 Кб (Скачать)

Римское право (семинар) 1               28-гр.      Герасименко Игорь

1.

Возникновение Рима

Древнеримские легенды  связывали основание Рима с Троянской  войной. Они рассказывали, что, когда  погибла Троя, некоторым троянцам удалось спастись. Во главе их стоял  Эней. Корабли беглецов долго носились по морским волнам. Наконец они  прибыли в Италию и основали г. Альбу-Лонгу в Лации. Прошло много  времени. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием. Боясь мести со стороны детей  или внуков Нумитора, Амулий принудил его дочь Рею Сильвию стать  весталкой. Весталки, жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага, не имели права вступать в брак. Однако у Сильвии от бога Марса  родились два сына-близнеца, Ромул  и Рем. Чтобы избавиться от них, Амулий приказал бросить их в Тибр. Но младенцы были чудом спасены: волна выбросила  младенцев на берег, где их вскормила  волчица. Затем воспитателем детей  стал пастух. В конце концов братья узнали о своем происхождении, убили  Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами основали новый город  — Рим. При основании города между  братьями возникла ссора, во время которой  Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, и город получил  название от его имени: Рим но-латыни Roma. В соответствии с этой легендой римляне воздвигли позже на Капитолии бронзовую статую волчицы.

Римские ученые пытались определить на основании легенд дату основания Рима. Варрон в I в. до н.э. предложил считать днем основания Рима 21 апреля 753 г. до н.э. (по нашему летосчислению). День 21 апреля был у древних латинян пастушеским праздником. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. К тому же установлено, что первые жители Рима — латиняне и сабиняне были италиками, а не выходцами из Малой Азии, италики же если и мигрировали сюда, то из Центральной Европы.

Однако ученые признают, что в римских легендах наряду с вымыслом отразились и воспоминания о реальных исторических событиях: о приблизительном времени возникновения  Рима, о связи первых римских поселенцев с Альбоп-Лонгой и других фактах. Так, легенда о похищении римлянами  сабинянок возникла после слияния  латинской и сабинской общин  в Риме. Она рассказывает, что  первыми жителями Рима были только юноши — спутники Ромула, его  дружина. Соседние общины отнеслись  к новым поселенцам недоверчиво  и не хотели выдавать за них своих  дочерей.  
 

Тогда Ромул устроил  праздник, на который пригласил сабинян. Во время пира римляне похитили девушек-сабинянок. Сабиняне пошли войной на Рим, но сабинянки  сумели помирить своих отцов и  мужей.

2.

Периодизация  истории римского права

 Существует несколько  оснований для классификации  этапов развития римского права:  в буржуазной, в том числе, русской  романистике приводилась классификация  применительно к существенным  переменам государственного строя  (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика.

В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе  развитие такого "надстроечного" явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа  производства (раннеримское право - формирование рабовладельческих отношений, классическое право - проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право - кризис рабовладельческого способа  производства). Для описания соответствующих  периодов разными авторами применялись  различные термины, но хронологические  рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно  привести следующую схему:

1. Древнейший период (иначе: от образования римского государства до первой пунической войны) - от VI в. до н.э. до III в. до н.э; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.

2. Классический период (иначе: от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) - от III в. до н.э. по III в. н.э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.

3. Постклассический период - от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.

 По утверждению  Дождева Д.В. "современному состоянию  романистики - науки о римском  праве - отвечает деление [его  истории] на пять основных периодов":

 • архаический  (753 - 367 гг. до н.э.) - от основания  города (ab urbe condita) до учреждения должности  городского претора; 

 • предклассический (367 - 17 гг. до н.э.) - от учреждения  должности городского предора  до завершения реформы гражданского  судопроизводства, а именно, отмены  процедуры per legis actiones принятием законодательства  Августа (legis Iulia de iurisdictione);

 • классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.) - от реформы  гражданского судопроизводства  до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая  монархия вступает в эпоху  "солдатских императоров", когда  достигнутая стабильность расшатывается  и складываются условия для  формирования абсолютной монархии;

 • постклассический (IV - V вв.) - период общего культурного  упадка;

 юстиниановский (527 - 565 гг.) - подведение итогов многовекового  развития и систематизация римского  права.

3.

Источники римского права

 

Источники римского права – это формы правообразования, в которых объективируются и получают обязательную силу нормы права.

 На протяжении  римской истории имели значение  следующие виды ис-точников права: 1) обычное право; 2) закон; 3) эдикты  магистратов; 4) деятель-ность римских  юристов; 5) кодексы римского права.

 Обычное право – это древнейшая форма образования римского права. Обычное право – неписаное право, восходящее к обычаям первобытного обще-ства. С развитием цивилизации возникает писаное право в такой его форме как закон, например, «Законы XII таблиц» (Vв. до н.э.). Законами были некоторые постановления народного собрания («Закон Петелия» и т.д.). К числу законов следует относить и постановления принцепцов (императоров). Эти постановле-ния носили название «конституции» и были четырех видов: а) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению; б) рескрипты – распоряжения по от-дельным делам; в) мандаты – инструкции императоров своим чиновникам; г) декреты – решения по поступающим на рассмотрение императора спорным де-лам.

 Одним из видов источников права являлись эдикты магистратов. Эдик-ты (программные объявления) преторов, курульных эдилов и других должност-ных лиц (магистратов) содержали правила деятельности этих должностных лиц.

 Источником права  была и разнообразная деятельность  римских юри-стов. Юристы составляли  формулы различных частноправовых  актов, давали советы относительно  предъявления иска и порядка  ведения возбужденного де-ла. Благодаря  своему авторитету и глубокому  пониманию римского права, про-фессиональные  юристы (Лабеон, Прокул, Сабин и др.) оказывали серьезное влияние  на развитие римского права.

 Важнейшим источником права являлись кодексы римского права, осо-бенно кодекс византийского императора Юстиниана «Corpus inris civilis» (30-е годы Viв. н.э.). До нас дошло второе издание кодекса в 12 книгах, кроме того, до нас дошли так называемые «Новеллы» – постановления, принятые при жиз-ни Юстиниана. Кодификация Юстиниана представляла собой систематизацию правового материала, с устранением из него устаревших положений в духе тре-бований эпохи.

5.

Законы XII таблиц. Общая характеристика основных отраслей права.

Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный  в 451-450 гг. до н.э. Подлинник Законов  не сохранился, однако его фрагменты  часто приводились в сочинениях древних римских и греческих  авторов буквально или в свободном  пересказе. Согласно традиционной версии, для составления Законов XII таблиц была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта  была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст  еще двумя таблицами [4, 86].

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в  настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов  нет положений, свидетельствующих  непосредственно об уравнении в  правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой для  общего для патрициев и плебеев  единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно  для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев  с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между  светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые  сохраняли за собой право хранить  и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось  использование клятв и совершение других ритуальных действий, право  уже было отделено от религиозных  норм и приобрело светский характер.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку  и консолидацию обычного права Рима. Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных  суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных  ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение  многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права". 
 

6.

ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКИХ  ГРАЖДАН

 

     Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем  отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования  римского гражданства иностранцу.

     Прекращалось  римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта  последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана  наступала в случае присуждения  к наиболее тяжелым уголовным  наказаниям и пр., в случаях захвата  римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).1

     Правоспособность  римского гражданства в области  частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права  вступать в законный брак, при котором  дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т.е. право торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

     Существенное  значение имело деление римских  граждан на свободнорожденных и  вольноотпущенников (libertini); последние  не только находились в зависимости  от своих патронов (т.е. отпустивших  их на свободу), но нередко и эксплуатировались  ими.

     В III в н.э. формально было провозглашено  равенство в правоспособности. В  действительности полного уравнения  не произошло. В частности, неравенство  вызывалось образованием в период империи  сословий, которое сопровождалось прикреплением  к профессиям. Различались следующие  сословия: сенаторы, всадники, военное  сословие, городские декурионы или  куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. 
 
 

10.

Насле́дование — механизм объектно-ориентированного программирования (наряду с инкапсуляцией, полиморфизмом и абстракцией), позволяющий описать новый класс на основе уже существующего (родительского), при этом свойства и функциональность родительского класса заимствуются новым классом.

Другими словами, класс-наследник  реализует спецификацию уже существующего  класса (базовый класс). Это позволяет  обращаться с объектами класса-наследника точно так же, как с объектами  базового класса.

Информация о работе Римское право