Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

Существовали ограничения в заключении брака. Так, их не могли заключать несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоотносимого социального уровня. Также имелись ограничения в связи религиозными убеждениями партнеров: допускался брак лиц, исповедующих одну религию и по правилам одного религиозного обряда. Инцест не допускался, однако, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней родства был значительно уже, чем после.

Оглавление

Введение
Вопрос №1. Брак и его формы.
Вопрос №2. Наследование по закону.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 53.10 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАЙКАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

Экзаменационная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Римское право»

 

 

 

Выполнил: студент заочной  формы обучения

Нимаев Баяр Васильевич (подпись, дата)

Логин ______

Проверил_________________________________

Оценка_____________ Подпись______________

 

 

 

 

Закаменск

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Вопрос  №1. Брак и его формы.

Вопрос №2. Наследование по закону.


Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую  ступень в развитии права в  античном обществе и древнем мире в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Брак и его формы.

Римская семья обладала специфическими чертами.[1] Изучив Титул II «О совершении брака (De ritu nuptiarum)» дигестов Юстиниана  можно выделить следующие принципы его заключения:

1.     Взаимность (Данный принцип не предусматривал безусловного равенства партнеров);

2.     Согласие каждого из партнеров или их законных представителей («Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак, и в чьей власти они находятся);

3.     Наличие половой связи между партнерами; 

4.     Возрастной ценз (Мужчины – не менее 14-ти лет; женщины – не менее 13-ти, в классическую эпоху – 12-ти лет);

5.     Необходимость совместного проживания. («Установлено, что женщина может быть выдана замуж за отсутствующего в силу его письма или посредством вестника, если она вводится в его дом; но женщина, которая отсутствует, не может выйти замуж в силу письма или посредством вестника, ибо необходимо введение в дом мужа, как бы в брачное местожительство, а не в дом жены»);

6.     Стремление партнеров к заключению именно брачного союза. [2]

Выделялись два вида брака: правильный брак (nuptiae) и неправильный брак (matrimonium). Правильный брак заключался между мужчиной и женщиной одного правового качества, он имел все предусмотренные законом  юридические последствия.[3] Неправильный брак заключался между людьми, отнесенными  к разным видам права (между римской  гражданкой и перегрином и т.д.), он рождал правовые последствия для  супругов не в полной мере, не в соответствии с предписаниями цивильного права. "Matrimonium" или "nuptias" - эти термины  являются в позднейшем праве синонимами, но в древности первый означал, по-видимому, брак по цивильному праву, а второй - преимущественно брак согласно ius gentium.[4] Правильный брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух формах: cum manu mariti (обрядовый) и sine manu mariti (неформальный). 

Сum manu mariti  предполагал религиозный обряд заключения брака, или выкуп жены от ее прежнего домовладыки, либо признание брака вследствие фактического проживания жены в доме мужа в течение 1 года без претензий со стороны ее родственников. Sine manu mariti требовал заключения брачного соглашения, и привод жены в дом мужа. Различие данных двух форм заключения брака состояло в разнице имущественных отношений в семье и судьбы женщины в случае прекращения брака. 

Следует отметить, что существовало и такой вид отношений, как  конкубинат. Он признавался в тех  случаях, когда люди не обладали необходимыми правами для вступления в брак. Для его признания необходимо было наличие постоянства и как  бы семейных отношений, чтобы сожительство отличалось от временной половой  связи. Как таковым конкубинат браком не признавался. В Титуле II «О совершении брака» указано, что сожительство со свободной женщиной следует рассматривать  не как конкубинат, а как брак, исключая случаи, когда та «промышляет своим телом». [5]

Существовали ограничения в  заключении брака. Так, их не могли заключать  несовершеннолетние, безумные, кастраты, рабы. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоотносимого социального уровня. Также имелись  ограничения в связи религиозными убеждениями партнеров: допускался брак лиц, исповедующих одну религию  и по правилам одного религиозного обряда. Инцест не допускался, однако, в дохристианскую эпоху круг запрещенных  для брака степеней родства был  значительно уже, чем после.     

Заключение брака имело две  стадии: обручение (сговор) и собственно брачная церемония. Две данных стадии имели различное правовое значение.[6] Необязательным являлось условие происхождения  данных событий одно за другим по времени.

Обручение (сговор) представляло собой  выражение вступающих в брак людей  серьезности своих намерений («Сговор  есть соглашение и обещание будущего брака» Флорентин[7]). Следует отметить, что обручение могли проводить  и представители будущих супругов, например, их близкие родственники. Обручение скреплялось специальными документами (в более ранние времена – присутствием свидетелей), однако могло быть расторгнуто как по взаимному согласию, так и в судебном порядке. Материальный урон при этом должен был быть возмещен.

Главным моментом собственно заключения брака, имеющим правовые последствия, то есть формальным условием для наступления  брачных отношений, являлся увод жены в дом мужа.

В римском праве выделяются следующие  основания для прекращения брака:

1.     Смерть супруга;

2.     Развод;

3.     Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения;

4.     Изменение супругом гражданства.

Развод разрешался лишь в дохристианскую эпоху и был действителен только для правового брачного союза. Процедура  развода зависела от формы заключения брака, однако в любом случае развод означал претензию одного из супругов на его личную и имущественную  независимость. Инициатором развода  могла быть женщина. Имущественные  потери несла виновная в разводе  сторона. Данные санкции выражались в виде штрафов или потери стороной своего добрачного имущества. Причинами  развода могли служить: прелюбодеяние  жены, невыполнение женой своих обязанностей по поддержанию дома в надлежащем состоянии. Процедура расторжения  брака напрямую зависела от способа его заключения. [8]

Брак в римском праве не являлся  равноправным – жена находилась в  ущемленном положении. Муж обладал  статусом домовладыки. Например, жена не могла проживать одна, муж имел право насильно заставить жену проживать  в своем доме. То же касалось и  имущественных отношений при  заключении обрядового брака (cum manu mariti). Все имущество жены переходило в  собственность мужа, он имел право  виндикации на любое принадлежащее  ей имущество даже в отношении  ее семьи. Все возможные приобретения также являлись его собственностью. Однако при такой форме заключения брака жене могло быть дано право наследования в качестве агнатической родственницы.[9] В этом случае пережившему супругу (прежде всего жене) присваивалась четвертая степень агнатического родства. Это означало, что она могла получить наследство в случае отсутствия наследников других степеней, либо они не выразили желание его принять.

При заключении sine manu mariti имущество  являлось раздельным. Несмотря на право  мужа управлять и распоряжаться  доходами с данного имущества, он не имел право его отчуждать без  согласия супруги или ее домовладыки. Злоупотребление имуществом жены могли  привести к подаче судебных исков. Вместе с тем жена не обладала ius commercii и  сама распоряжаться им тоже не могла. За ней сохранялось пассивное  право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать  в управлении имуществами, наследовать  другие имущества. Исключалось взаимное дарение между мужем и женой. Независимо от формы заключения брака  в особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое и брачные дары.

Приданое (dos) – это дар супругу  со стороны родственников невесты. В римском обществе считалось, что  его сохранение является не только личным интересом, но и общественным. Поэтому оно являлось постоянным – оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости, не могло изменять своего статуса. Приданое оформлялось особым документом отдельно от заключения брака, где обязательно  указывалась его судьба при прекращении  брака. Следует отметить, что при  разводе судьба приданого определялась в зависимости от того, кто был  в нем виновен. Во время брака  приданое запрещалось отчуждать. Фактическим  пользователем приданого являлся  муж, однако он обязан был возмещать  ущерб, а также нести издержки по управлению им.

Брачные дары (dos propter nuptias) – дары жене от мужа соответственно с их общественным положением на случай вдовства супруги. Дары при незаконном заключении брака  или при его прекращении не возвращались. [10]  

 
 
 
 

Вопрос №2. Наследование по закону.

В римском частном праве выделяется институт необходимого наследования (наследования по закону) – это фактическое  ограничение свободы завещаний.  
 
Необходимое наследование – переход наследства не в соответствии с усмотрением наследодателя, а по усмотрению закона в отношении круга лиц, признаваемых наследниками по факту своих кровных, родственных или иных форм связей с наследодателем.[11] Выделялось два типа родства: агнатическое и когнатическое.  
 
Агнатическое родство устанавливалось в силу традиционных представлений о составе римской семьи: наследниками в этом случае считались не только кровные родственники по мужской линии, но и пребывавшие под властью домовладыки. Здесь выделялись четыре условные степени.

1.         Первая степень – прямые близкие родственники (находившиеся под властью наследодателя как домовладыки кровные родственники, усыновленные  и находившиеся in mancipii, освобожденные дети при внесении ими имущественного вклада в общую массу семейного имущества). При данной степени наследство разделялось по условным степеням родственной общности (поколенно);

2.         Вторая степень – братья, сестры, мать (если она состояла в браке cum manu mariti). Все наследство разделялось по равным долям;

3.         Третья степень – все другие родственники, незаконные дети допускаемых степеней родства. Наследование происходило поколенно;

4.         Четвертая степень – оставшийся в живых супруг (прежде всего жена). Она могла наследовать имущество в случае отсутствия других наследников, либо если те не изъявили желание принять наследство.

Когнатическое родство – родство, при котором наследниками признавались все непосредственные родственники без различия пола с соблюдением последовательности степеней и порядка рождения. Здесь выделяется 4 класса.

1.     Первый класс – прямые нисходящие родственники (сыновья, дочери от правильного брака, внуки от умерших детей). Наследственная масса разделялась по законным частям;

2.     Второй класс – восходящие и полнородные родственники (отец, мать, бабки, полнородные братья и сестры). Наследственная масса распределялась по линиям родства, одна линия устраняла от наследования другие;

3.     Третий класс – неполнородные родственники (единокровные и единоутробные братья и сестры). Наследование производилось по частям;

4.     Четвертый класс – все остальные боковые родственники. Они наследовали поголовно в равных долях. [12]

 

Можно выделить следующие принципы наследования по закону:

1.         Ближайшая степень родства полностью устраняет от наследства отдаленную; 
2.         Деление наследственной массы по степеням и линиям, а внутри них – в равных долях;

3.         Возможность наследования доли наследства, пришедшуюся бы родителю, если бы он был жив.[13]

 В древнейшем римском праве  члены семьи наследодателя еще  при жизни отца считались как  бы собственниками общесемейного  имущества и потому в случае  его смерти не столько получали  наследство, сколько приобретали  свободу распоряжения имуществом, которое уже раньше принадлежало  им. Весьма вероятно, что и в Риме, как у других народов, завещание допускалось сначала (т. е. разрешалось народным собранием) лишь при отсутствии собственных детей. Если же дети были, то назначение наследником лица постороннего могло быть оправдано только тою или иною негодностью их (предосудительным поведением и т. д.).

В случае наличности уважительных причин устранение их от наследства являлось лишением принадлежащих им прав, для  чего необходимо было получить определенную санкцию народного собрания. Следует отметить, что назначение постороннего наследника обязательно должно было быть выражено наследодателем. При этом требовалось, далее, чтобы filii familias были исключены все поименно – nominatim, прочие же члены семьи – дочери, внуки – могли быть исключены и общей фразой – inter ceteros («Ceteri ceteraeque exheredes sunto» – Гай.).[14] Если это выполнено не было, то завещание признавалось недействительным полностью или частично. Примечательно, что даже если после смерти завещателя рождался законный наследник, то завещание автоматически аннулировалось.

В преторском праве прямая exheredatio требовалась  для всех liberi, в том числе и  эманципированных, причем для всех liberi мужского пола должна была делаться nominatim, для женщин допускалось exheredatio inter ceteros. При несоблюдении этих правил liberi получали bonorum possessio в размере  своих законных долей. Однако те, которые  были эксгередированы при praeteritio других, оставались эксгередированными. Наследодатель  должен был их aut instituere aut exheredare. Назначение постороннего наследника при умолчании  о sui heredes не допускалось. Если эти требования не были соблюдены, завещание было недействительно, полностью или отчасти. Оно было недействительно полностью, если praeteritio, т.е. умолчание, касалось filius familiae. Оно  было недействительно частично. Если praeteritio была допущена в отношении  кого-либо из других sui heredes: обойденный участвовал в наследовании вместе с  наследниками, назначенными в завещании, получая свою законную долю (pars virilis), если назначенный наследник также  принадлежал к числу sui, и половину наследства, если наследником было назначено постороннее лицо. По законодательству Юстиниана exheredatio, так же, как и institutio heredis, могла быть совершена в любых выражениях, но все нисходящие должны были эксгередироваться nominatim. [15]

Преторский эдикт не только воспринял, но даже расширил формальное необходимое  наследование, причем он и здесь  понятие sui заменил понятием liberi: эксгередированы  должны быть и emacipati. При этом для  всех liberi мужского пола нужна exheredatio nominatim, и только для женщин достаточна exheredatio inter ceteros. Если в завещании не исполнено  одно из этих условий, то хотя завещание  и не считается недействительным, но претор дает bonorum possessio contra tabulas testamenti. Liberi получают свои законные доли, однако, кроме тех, которые были эксгередированы (в этом отношении завещание сохраняет  свою силу). Побочные распоряжения в  завещании (назначение опеки, отдельные  выдачи в пользу родителей или  детей завещателя) остаются действительными.[16]

Законодательство Юстиниана установило, что exheredatio может быть, как и institutio, совершена в любых выражениях, однако в нем было предписано, чтобы  все нисходящие без различия пола были эксгередированы nominatim.

Как было сказано выше, в римском  праве наследодатель ограничивался  необходимостью предоставить обязательные доли наследства своим родственникам  и наличием возможностей объявить завещание  недействительным. Нельзя было обойти в завещании наследников по закону. Право на обязательную долю имели  все прямые нисходящие и восходящие родственники когнатического родства.

В новелле 18 дигестов Юстиниана  был повышен, по сравнению с классическим правом, размер обязательной доли до 1/2 законной доли, если эта последняя составляет менее 1/4 всего наследства, и до 1/3, если – более. Установлено, что querela inofficiosi testamenti должна иметь место только в случае, когда наследникам ничего не оставлено. Напротив, если им оставлена какая-то часть наследства, но менее обязательной доли, то они не могут требовать полного уничтожения завещания, а только дополнения их непременной доли. [17]

Нужно сказать, что этот honor institutionis имеет более, чем просто почетное значение: в случае отпадения других назначенных в завещании лиц  эти необходимые наследники, как heredes instituti, будут иметь jus accrescendi. Exheredatio и лишение обязательной доли стало  возможным сделать завещателем  только при наличности уважительных причин, которые перечислены в  законодательстве. Данных причин насчитывается 14 (различные преступления или проступки  против завещателя, предосудительный образ жизни и т. д.), а для  асцендентов – 8 (в общем, – то же самое). О братьях и сестрах  в дигестах Юстиниана не упоминается, в связи с чем на них продолжает распространяться старое право.[18]

Следует отметить, что в римском  праве можно выделить два типа необходимого наследования – формальный и материальный.

Формальный тип наследования состоит в том, что при совершении завещания лицо, у которого есть sui heredes должно или назначить их наследниками или определенно лишить их наследства.

Материальный тип наследования состоит в том, что близкие наследодателю лица действительно участвуют в наследстве. Оба эти типа в позднейшем праве действовали параллельно, что не могло не создавать затруднений на практике. В законодательстве Юстиниана сделана попытка слить оба вида необходимого наследования воедино. С этой целью он предписал, что десценденты и асценденты завещателя имеют не только право на получение в каком угодно виде portio debita, но, кроме того, они должны быть назначены наследниками; завещатель должен оказать им honor institutionis, – по крайней мере, в размерах их portio debita.[19]

 

 


Заключение

Вопрос №1. В римском праве семья рассматривается в двух аспектах: как союз мужчины и женщины и как наличие в семье детей. Для признания семьи достаточно было наличия одного из данных качеств, однако из данных взаимосвязей следовали различные правовые последствия.

Вопрос №2.В итоге мы выяснили, что Необходимое наследование – переход наследства не в соответствии с усмотрением наследодателя, а по усмотрению закона в отношении круга лиц, признаваемых наследниками по факту своих кровных, родственных или иных форм связей с наследодателем.[11] Выделялось два типа родства: агнатическое и когнатическое.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

[1] Римское право. Учебно-практическое  пособие/О.А. Кудинов. – М.: Издательство  «Экзамен», 2007. С.120

[2] Римское право. Учебно-практическое  пособие/О.А. Кудинов. Приложения. Дигесты Юстиниана – М. Издательство  «Экзамен», 2007. С. 416

[3] Римское право: учебник/О.  А. Омельченко, М.: ЭКСМО, 2007. – 2007. С. 131

[4] Там же, С. 135

[5] Дигесты Юстиниана.  Книга вторая. Римское право. Учебно-практическое  пособие. О.А. Кудинов.- М.: Издательство  «Экзамен», 2007. С.457.

[6] Римское право. Учебно-практическое  пособие. О.А. Кудинов.- М.: Издательство  «Экзамен», 2007. С.126.

[7] Дигесты Юстиниана.  Книга вторая. Римское право. Учебно-практическое  пособие. О.А. Кудинов.- М.: Издательство  «Экзамен», 2007. С.457.  
[8] Римское право. Учебно-практическое пособие. О.А. Кудинов.- М.: Издательство «Экзамен», 2007. С.127.

[9] Там же, С.129

[10] Там же, С.130

[11] Перетерский И.С. «Римское  частное право», С. 87 

[12] Римское право. Учебник.  О.А. Омельченко.- М.: Издательство  ЭКСМО, 2007. С.146.

[13] Римское право. Учебно-практическое  пособие. О.А. Кудинов. Приложения. Дигесты Юстиниана - М.: Издательство  «Экзамен», 2007. С.457.

 

 


Информация о работе Римское право