Римское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Римские юристы делили пра-ва своей страны на две большие области: публичное (ius publicum) и частное (ius privatum)Критерием такого деления, по мнению римско-го юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых пра-вом: нормы публичного права защищали интересы государства, нор-мы частного права - интересы частных лиц.
Римское частное право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъек-тов совершать сделки имущественного характераЧастное право ре-гулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и рас-торжения брака, личные неимущественные и имущественные отноше-ния между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы с

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ римское право.doc

— 403.00 Кб (Скачать)

  Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии. Для распространения на все население империи налога с наследства был издан закон Каракаллы 212 г.,который объявил все свободное население римских провинций (перегринов) римскими гражданами, распространив права гражданства на все население империи. При этом Рим оставался столицей, носителем и источником государственной власти, но с привилегиями «римского народа» было покончено.

  Категория перегринов в период империи получила значение юридической категории  и применялась в двух случаях:

  – за известные преступления римские граждане низводились в положение перегринов;

  – по lex Aelia Sentia в положение перегринов попадали при отпущении на волю клейменные в наказание рабы. 

  1. Правовое  положение рабов – Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

  Рабы  переходили в собственность граждан  двумя способами: по цивильному праву  и по праву народа.

  Цивильные способы перехода в рабство:

  – пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

  – обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

  – продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

  – самопродажа ради получения части выкупной цены;

  – осуждение на смерть или каторжные работы;

  – уклонение от военной службы;

  – непрохождение периодического имущественного ценза.

  По  праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

  На  раннем этапе истории Рима рабство  было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи, все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые  права человеческой личности. Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права, как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

  В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

  Однако  по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

  Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

  Другая  новелла состояла в признании  ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим  в процессе осуществления ими  хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

  Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления, с внесением последнему определенной части дохода. Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

  С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах, получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту),которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

  Освобождение  рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества. 

  1. Правовое  положение колонов - Колон – арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.

  Частые  восстания и многочисленные казни  рабов, слабый естественный их прирост  и прекращение победоносных войн, пополнявший ряды рабов, сделали выгодной обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк или на условиях барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые главным образом из беднейших элементов населения, колоны скоро попали в экономическую зависимость от землевладельцев на почве денежных займов, которые те предоставляли колонам для нужд хозяйства, либо на почве задолженности по оборочным платежам.

  Превращению экономической зависимости колонов  от землевладельцев в зависимость юридическую способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле.

  Первым  известным актом, устанавливающим  такое прикрепление, была конституция 322 г., которая предписывала принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда других законов, выражавших то же стремле-|ние прочно связать колона с землей, был издан в 357 г. закон, запрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появилась новая категория зависимых людей – людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно были прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка давало землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С другой стороны, и землевладелец был не вправе изгнать колона со своей земли, не вправе продать земли без колонов либо колонов без земли.

  Основания возникновения юридического положения колона:

  – рождение от родителей, из которых хотя бы один являлся колоном;

  – соглашение, в силу которого свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле;

  – проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Также превращались в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством.

  В колонат перерастало иногда и  пользование пекулием со стороны  рабов, которые прикреплялись в  этих случаях к земельным участкам.

  Колоны  были наделены определенной правоспособностьюв соответствии с которой они имели право заключать сделки, вступать в иные договорные правоотношения, наследовать и завещать, вступать в брак, а также выступать в суде, за исключением предъявления исков к хозяину.

  Основания прекращения состояния  колона:

  – приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;

  – возведение колона в епископский сан;

  – освобождение колона арендодателем в отдельных случаях. 
 

  1. Правовое  положение вольноотпущенников - Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских граждан.

  Положение вольноотпущенников различалось в  зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.

  Вольноотпущенники навсегда оставались носителями некоторой ограниченной правоспособности.

  В сфере публичного права ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они не служили в римских легионах, а в I в. н. э. утратили и права участвовать и голосовать в народных собраниях, в связи с чем указание трибы и не фигурировало в составе гражданского имени вольноотпущенников, они не имели ни права занимать должность в магистратах, ни права быть включаемыми так же, как и их дети, в число сенаторов.

  В период империи ограничения публичных прав вольноотпущенников усилились, в то же время сложился институт присвоения вольноотпущенникам полной политической правоспособности специальным постановлением императора, которая сообщала им полную правоспособность и в сфере частного права, или путем присвоения императором золотого перстня.

  В праве Юстиниана ограничения политических прав вольноотпущенников больше нет. Сохранялись, однако, ограничения их правоспособности в области частноправовых отношений: воспрещались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия, как до I в. были воспрещены браки со всеми свободнорожденными. Вольноотпущенник нес по отношению к освободившему его из рабства господину ряд личных и имущественных обязанностей, построенных по типу обязанностей детей в отношении отца: вольноотпущенник обязан господину своей гражданской жизнью, как сын обязан отцу своей жизнью физической. Отсюда отношения патроната между бывшим господином – патроном и его вольноотпущенником – клиентом, отношения, в которых выражается продолжающаяся эксплуатация бывшего раба.

  Правоотношения, составляющие в совокупности патронат, могут быть сведены к следующим группам:

  – совокупность личных и имущественных, семейного характера прав патрона (право домашнего суда над клиентом и другие);

  – обязанность вольноотпущенника оказывать патрону личные услуги;

  – взаимная обязанность помогать друг другу в материальной нужде, давать алименты.

  К этому присоединялось также право  патрона наследовать по закону после  вольноотпущенника, не оставившего  нисходящих и умершего без завещания.

  Отношения патроната отражались в структуре гражданского имени вольноотпущенника: он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.

  Патрон  утрачивал свои права, если отказывал вольноотпущеннику в алиментах, если возбуждал против него судебное обвинение, грозившее смертной казнью, в случаях, когда патрон пытался на возмездных началах передать другому лицу свое право на личное пользование рабом. 

  1. Утрата правоспособности - Римское гражданство утрачивалось с естествен ной смертью лица или его гражданской смертью. Граждан ская смерть знаменовалась утратой римлянином его гражданских прав. «Умаление в правоспособности есть изменение положения» (D. 4. 5. 1).

  Существовали  следующие виды умаления правоспособности римских граждан: максимальное (maxima), среднее (media) и минимальное (minima). При  максимальном умалении римский гражданин  утрачивал свободу, превращался  в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:

  — если римский гражданин попадал в плен к врагу;

  — если римский гражданин был продан в рабство;

  — при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (например, на рудниках).

  При среднем умалении правоспособности римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравнивалась к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:

Информация о работе Римское право