Роль шрифта в графическом дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:25, реферат

Краткое описание

Речь пойдет преимущественно о шрифтах. Шрифт не появляется из ниоткуда, его делают художники, поэтому как и любое произведение искусства, будь то графический дизайн или фотография, шрифт является авторским произведением. Начнем с простых примеров того, как различные фирмы подходят к решению вопросов поддержания единого фирменного стиля.

Файлы: 1 файл

Роль шрифта в графическом дизайне.docx

— 685.27 Кб (Скачать)

     Одна компания может использовать  несколько шрифтов с разными  целями: один — для официальных  документов, нормированный, гостированный.  Другой может быть массово  тиражируем, им можно печатать  техническую документацию. Третий  может представлять собой комплект  для текущей рекламной кампании. Шрифты не обязательно должны  быть сверхмодными и выдающимися.  Они должны соответствовать поставленной  задаче.

     На западе фирменные шрифты  имеют не только солидные компании, но и государственные департаменты. Заказные шрифты есть у газет,  которые стараются идентифицировать  себя в общем поле. Для коммерции  очень важно, когда в огромном  развале газет можно сразу  отличить то или иное издание  по заголовку, по набору, не  будучи специалистом. К использованию  уникального заказного шрифта, как  элемента фирменного стиля, мы  только приходим. Пример тому  — Сбербанк. Многие просят изменить  в шрифте несколько букв, чтобы  стиль стал фирменным, и его  можно было идентифицировать.

     Есть хорошие примеры того, как  надо работать со шрифтами. "Коммерсант  Дейли" несколько раз менял  шрифт. Поиск был достаточно  длительным. Подзаголовки сейчас  набираются фирменным шрифтом  Free Set — аналогом шрифта Frutiger "живого  классика" типографики Андриана  Фрутигера. Это современный открытый  гротеск, очень хорошая альтернатива  Гельветики. Хотя есть уже новые  гротески, он останется современным  еще лет десять-двадцать. В качестве  заголовочного шрифта используется Swift (антиква с тяжелыми рублеными  засечками, автор Унгер). Нигде  больше как в "Коммерсант  Дейли" он не используется. Сейчас делается новая версия Swift, которая будет массово тиражироваться  и продаваться всем желающим.

     Еще один, на этот раз вопиющий пример. Замечательная, своевременная акция "Знак рубля". Молодцы! Сто баллов! Конкурс проводили профессиональные журналисты, дизайнеры. Но почему в отборочной комиссии не было ни одного шрифтовика? Из Академии печати, из Союза дизайнеров, откуда угодно. Из-за границы, наконец. В числе выбранных знаков есть буква "Ъ" из гарнитуры Лазурского. Поскольку знак рубля — шрифтовой знак (как доллар, как иена, фунт), получается, что твердый знак гарнитуры Лазурского нужно добавить во все имеющие хождение шрифты. Понятно, что знак рубля будет использоваться вместе с цифрами. Он будет рисоваться для гротеска, антиквы, декоративного шрифта и должен соотноситься со знаком иены, доллара, форинта, флорина, и др. Только один из вышедших в финал знаков сделан с учетом всего вышеизложенного, профессионально, дизайнером-шрифтовиком. Остальных "врачи не лечили".

     Хороших справочников на русском  языке практически нет, зато  есть десятки на английском. Можно  и нужно с ними знакомиться.  Но в то же время компетентные  грамотные люди, профессионально  занимающиеся рекламой, не пытаются  самостоятельно выводить пленки. Они идут в фотонаборный центр  и консультируются, какой должна  быть верстка, чтобы она была  технологична и хорошо выводилась  на фотонаборе. Они консультируются  с представителями типографий, какой  должен быть цвет, чтобы он  хорошо напечатался и на мелованной  бумаге, и на простой офсетной. То же самое со шрифтом. Не  надо бояться проконсультироваться. Есть очень хорошие дизайнеры,  которые в этом разбираются.  Есть просто художники-шрифтовики. Есть преподаватели в полиграфическом  институте. Этих людей немало. Их несложно найти. Любой профессиональный  дизайнер-полиграфист скажет вам,  что дизайн шрифта — это  "высший пилотаж".

      Можно сколь угодно долго рассказывать  о правилах построения кириллицы,  это целый мир. Но лучше,  если вам поможет человек, который  этим занимается профессионально.  Если вам не понравился один  консультант, идите к другому,  это легче, чем с врачом. Но  если и второй, и третий говорят  одно и то же, нужно задать  себе вопрос: а прав ли я?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шрифтовые гарнитуры.

     В 1968 г. фирма American Typefounders выпустила OCR-A, первый шрифт, специально предназначенный для машинного считывания информации, соответствующий требованиям Американского Бюро Стандартов. Этот шрифт был разработан в ответ на существовавшую потребность экономики в автоматической обработке печатных документов. OCR (Optical Caracter Recognition)—Оптическое распознавание знаков. Кириллическая версия шрифта OCR-A сделана в 1997г. фирмой ParaGraph и названа OCR One, дизайнер Тагир Сафаев. Одновременно с выходом OCR-A А.Фрутигер создал его европейский вариант, более приспособленный для человеческого глаза—OCR-B. Сейчас в Европе шрифт OCR-B находится в пике популярности. Он активно применяется для набора текстов, но в особенности—при оформлении изданий и в рекламе. Кириллические знаки для четырех начертаний OCR-B сейчас разрабатываются Т.Сафаевым в фирме ParaGraph.

 

      Рисунок шрифта ОСТ узкий основан на рисунках группы шрифтов DIN (Deutsche Industrie-Norm/немецкий индустриальный стандарт). Они были разработаны в Германии специально для технических надписей, дорожных знаков, оцифровки шкал приборов и муниципальных нужд: в Западной Европе этими шрифтами выполнены все дорожные и городские служебные надписи. Шрифтовая гарнитура DIN содержит четыре начертания примерно одинаковой жирности с ширинами от нормальных до узких. У нас в России служебные и технические надписи выполнялись близкими по рисунку к DIN-schriften шрифтами ОСТ (отраслевой стандарт). Подобные шрифты показали себя как замечательные гротески технического характера, особенно хорошо работающие в окружении модной сейчас шрифтовой эклектики. Кириллическая версия шрифта DIN Condensed была сделана в 1997г. в фирме ParaType/ParaGraph шрифтовым дизайнером Тагиром Сафаевым. На российском рынке шрифт появится под именем ОСТ узкий/OST Condensed. Кириллические варианты остальных начертаний этого шрифта, выполненные Т.Сафаевым, появятся в конце 1997г.

    Шрифт ITC Benguiat Gothic был разработан в 1979 г. знаменитым американским графическим дизайнером Э.Бенгетом для фирмы ITC. Этот шрифт сохраняет базовую форму (скелет) своего предшественника ITC Benguiat (1977), но имеет малый контраст и закругленные окончания штрихов вместо засечек. Рисунки шрифта ITC Бенгет Готик навеяны стилистикой периода модерн. Он вызывает ассоциации с культурным расцветом этого времени и подъемом Российского капитализма до 1913 г. ITC Бенгет Готик—яркая альтернатива традиционным гротескам. Его жирные начертания являются идеальными для заголовков, рекламных и прочих акцидентных работ. Кириллическая версия шрифта ITC Бенгет Готик сделана в фирме ParaGraph шрифтовым дизайнером Александром Тарбеевым в 1994 г. для первых четырех начертаний (Book, Book Italic, Bold, Bold Italic) и в 1996 г. для остальных начертаний (Medium, Medium Italic, Heavy, Heavy Italic). Первый кириллический вариант этого шрифта под названием Бенефис (дизайнер А.Тарбеев) получил вторую премию на конкурсе «Шрифт-89», организованном журналом «Реклама».

Кириллица.

     Состав первоначальной кириллической  азбуки нам неизвестен; «классическая»  старославянская кириллица из 43 букв, вероятно, частью содержит  более поздние буквы (ы, оу, йотированные). Кириллица целиком  включает греческий алфавит, но  некоторые сугубо греческие буквы  (кси, пси, фита, ижица) стоят  не на своём исходном месте,  а вынесены в конец. Некоторые  буквы кириллицы, отсутствующие  в греческом алфавите, по очертаниям  близки к глаголическим. Ц и  Ш внешне схожи с некоторыми  буквами ряда алфавитов того  времени (арамейское письмо, эфиопское  письмо, коптское письмо, еврейское  письмо, брахми) и установить однозначно  источник заимствования не представляется  возможным. Б по очертаниям  схожа с В, Щ с Ш. Принципы  создания диграфов в кириллице  (Ы из ЪІ, ОУ, йотированные буквы)  в общем следуют за глаголическими.

Буквы кириллицы  используются для записи чисел в  точности по греческой системе. Вместо пары совсем архаических знаков —  дисигма и стигма, — которые  даже в классический 24-буквенный  греческий алфавит не входят, приспособлены  другие славянские буквы — Ц (900) и S (6); впоследствии и третий такой  знак, коппа, первоначально использовавшийся в кириллице для обозначения 90, был вытеснен буквой Ч. Некоторые  буквы, отсутствующие в греческом  алфавите (например, Б, Ж), не имеют числового  значения. Это отличает кириллицу  от глаголицы, где числовые значения не соответствовали греческим и  эти буквы не пропускались.

Буквы кириллицы  имеют собственные названия, по различным  нарицательным славянским именам, которые  с них начинаются, или прямо  взятые из греческого (кси, пси); этимология ряда названий спорна. Так же, судя по древним абецедариям, назывались и  буквы глаголицы.

Русская кириллица. Гражданский  шрифт.

     В 1708—1711 гг. Пётр I предпринял реформу  русской письменности, устранив  надстрочные знаки, упразднив  несколько букв и узаконив  другое (приближенное к латинским  шрифтам того времени) начертание  оставшихся — так называемый  гражданский шрифт. Вскоре на  гражданский шрифт (с соответствующими  изменениями) перешли сербы, позже  — болгары; румыны же в 1860-е  годы отказались от кириллицы  в пользу латинской письменности (что интересно, у них одно  время использовался «переходный»  алфавит, представлявший собой  смесь латинских и кириллических букв). Гражданским шрифтом с минимальными изменениями начертаний (самое крупное — замена m-образной буквы «т» на нынешнюю её форму) мы пользуемся и поныне.

За три  века русский алфавит претерпел  ряд реформ. Количество букв в основном уменьшалось, исключение составляют буквы  «э» и «й» (употреблявшиеся и  ранее, но узаконенные в XVIII веке) и  единственная «авторская» буква  — «ё», предложенная княгиней Екатериной Романовной Дашковой. Последняя крупная  реформа русской письменности была проведена в 1917—1918 г. (см. Реформа  русской орфографии 1918 года), в результате чего появился современный русский  алфавит, состоящий из 33 букв. Этот алфавит  также стал основой многих неславянских языков бывшего СССР и Монголии (письменность для которых ранее XX века отсутствовала  или была основана на других видах  письменности: арабской, китайской, старомонгольской и т. п.).

Азбука кириллицы: новгородская берестяная грамота № 591 (1025—1050 гг.) и её прорисовка 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные кириллические алфавиты славянских языков:

Белорусская А Б В Г   Д   Е Ё   Ж З     I   Й К Л   М Н
Български А Б В Г   Д   Е     Ж З   И     Й К Л   М Н
Македонски А Б В Г   Д Ѓ Е     Ж З S И     J К Л Љ М Н
Русский А Б В Г   Д   Е Ё   Ж З   И     Й К Л   М Н
Српски А Б В Г   Д Ђ Е     Ж З   И     J К Л Љ М Н
Українська А Б В Г Ґ Д   Е   Є Ж З   И I Ї Й К Л   М Н
 
Белорусская   О П Р С Т   У Ў Ф Х Ц Ч   Ш     Ы Ь Э Ю Я
Български   О П Р С Т   У   Ф Х Ц Ч   Ш Щ Ъ   Ь   Ю Я
Македонски Њ О П Р С Т Ќ У   Ф Х Ц Ч Џ Ш              
Русский   О П Р С Т   У   Ф Х Ц Ч   Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Српски Њ О П Р С Т Ћ У   Ф Х Ц Ч Џ Ш              
Українська   О П Р С Т   У   Ф Х Ц Ч   Ш Щ     Ь   Ю Я

Информация о работе Роль шрифта в графическом дизайне