Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:02, реферат
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм
1. Сущность и функции цены как экономической категории. (стр.3-9)
А) Сущность цены как экономической категории (стр.3-5)
Б) Функции цены (стр.5-9)
2. Система цен и их классификация (стр.9-17)
3.Ценообразование за рубежом (стр.18-24)
4. Либерализация цен в России и её последствия (стр.25-29)
5. Список литературы (стр.30)
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное
государственное
<<Мурманский государственный технический университет>>
Экономический
факультет
Кафедра экономической теории
и национальной
экономики
Реферат
по дисциплине <<Экономическая теория>>
на тему
<< Координирующая
роль цен >>
выполнил: студент 1 курса
специальность <<финансы и кредит>>
Кофанов В.Ю.
группа ФК-101
проверила:
Шаимова О.Н.
Мурманск
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность и функции цены как экономической категории. (стр.3-9)
А) Сущность цены как экономической категории (стр.3-5)
Б) Функции цены (стр.5-9)
2. Система цен и их классификация (стр.9-17)
3.Ценообразование за рубежом (стр.18-24)
4. Либерализация цен в России и её последствия (стр.25-29)
5.
Список литературы
(стр.30)
1.
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
ЦЕНЫ
КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
КАТЕГОРИИ
а) Сущность
цены как экономической
категории
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая
цена означает, что вещь дорогая, и
её покупка требует больших
Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздо меньше известны обывателю.
Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной) доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены,
несомненно, представляют собой тонкий,
гибкий инструмент и в то же время
довольно мощный рычаг управления экономикой,
хотя их реальные возможности воздействия
на экономику вообще и на уровень
жизни в частности намного
меньше надежд, возлагаемых на цены,
на ценовой механизм людьми. В директивно
управляемой экономике цены используются
как внешний регулятор, инструмент
воздействия со стороны правительства,
тогда как в рыночной они образуют
часть системы
Под
общим широко распространенным названием
«цена» понимается комплекс экономических
понятий, входящих в единую синтетическую
категорию. Реально под одним
наименованием «цена» существует, как
упоминалось выше, множество её видов,
различающихся между собой
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова «деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показаться странным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам, все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Для продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполне корректны.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходе простейшего натурального обмена приходится, по сути, использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древний каменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил из того, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарные цены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов
Одним
из способов проникновения в суть
цен состоит в изучении их функций,
характеризующих роль, которую цены
играют в экономике. При этом надо
иметь в виду, что функции цен
и способы их реализации различаются
в зависимости от природы той экономической
среды, в которой действуют, используются
цены. Прежде всего, имеется в виду различие
действия ценового механизма в экономике
централизованно-
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из
перечисленных функций цен
Цена
может выполнять распределитель
Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цени его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены выполняют стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену. Эта особенность очень ярко показала себя после раскрепощения цен в России, что приводит к побочным проявлениям закона предложения.
Великое
многообразие функций цены, которая
явно перегружена обязанностями
в своей государственной форме,
а также противоречивость целей
и задач осуществления
Цена
есть объективная категория, ее величина
обусловлена действием законов
спроса и предложения и денежного
обращения. При попытках в приказном
порядке установить так называемые
«правильные», «хорошие», «нужные», «справедливые»
цены, нарушая объективные
Переход
от государственных цен к рыночным
не может и не должен быть мгновенным,
поэтому нельзя полностью избежать
регулятивного воздействия
2. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Цена товара состоит из следующих элементов:
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания:
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;