Координирующая роль цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Краткое описание

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм

Оглавление

1. Сущность и функции цены как экономической категории. (стр.3-9)

А) Сущность цены как экономической категории (стр.3-5)

Б) Функции цены (стр.5-9)

2. Система цен и их классификация (стр.9-17)

3.Ценообразование за рубежом (стр.18-24)

4. Либерализация цен в России и её последствия (стр.25-29)

5. Список литературы (стр.30)

Файлы: 1 файл

Эконом.Теория Реферат..docx

— 47.00 Кб (Скачать)

     Эта специфика экономики Франции  предопределила соотношение между  регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20 % цен

     регулируется  государством, а остальные 80 % - находятся  в режиме свободного рыночного ценообразования.

     Франция является одной их немногих промышленно  развитых стран, где долгое время  существовал довольно жесткий режим  государственного регулирования цен. На протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное  регулирование цен являлось составной  частью политики "дирижизма". Однако система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль ценами делает рынок менее гибким. Сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынка труда, рынка товаров услуг.

     Интересен опыт регулирования цен в Японии. Государству здесь запрещено  устанавливать цены как монопольно высокие, так и монопольно низкие, преследующие цель "выбить" конкурента из рынка. Введены ограничительные  меры в отношении единовременного  повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд. иен. Если в таких  отраслях более двух фирм в пределах трех месяцев подняли цену примерно на одну и ту же величину в абсолютном выражении или в процентах, то Комиссия по справедливым сделкам вправе потребовать от них доклада о  причинах такого повышения и при  необходимости начать расследование. Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены ниже издержек и возникает  угроза банкротства значительного  числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускается  согласование производителями объемов  производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и  цен. Когда Комиссия получает заявление  с просьбой о разрешении таких  исключений, она обязана в короткий срок обнародовать причины своего согласия или отказа. Принимая решение, она  консультируется с министром, в  компетенцию которого входит отрасль.

     Изучение  опыта ценообразования зарубежных стран позволяет оценить закономерности и тенденции в этой области, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в РФ в период перехода ее экономики к рынку.

     Разрешение  проблем, существующих в данной сфере, требует, прежде всего, основательного пересмотра всей организации производственной и коммерческой деятельности изготовителей потребительских товаров и работников торговли, ее оптового и розничного звеньев. При этом государство должно проводить социально-активную поддержку самостоятельного производителя независимо от его организационно-правовой формы деятельности в сфере мелкого, малого, среднего и крупного бизнеса.

     Экономическая политика также должна побуждать  предприятия к инициативным действиям  по расширению и обновлению ассортимента, улучшению товарных качеств, целенаправленному  социально оправданному формированию спроса с учетом выявленных особенностей его удовлетворения и развития.

     Само  собой, очевидно, что директивное  установление цен в стране, которая  поменяла экономические отношения  с административно-командных на рыночные являются не совсем подходящими  в данной ситуации, но это не дает повода к умалению или разложению государственного регулирования цен  на продукцию монополистов и в  целом на госрегулирование.

     Речь  идет, таким образом, не только о  правилах ценообразования, которые  существуют даже при рыночном механизме  их формировать, но и прямом регулировании  цен, то есть установлении их величин, пределов, коэффициентов и т. п. границ.

     В ходе исторического развития экономическое  устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страши различные экономические уклады.

     Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных  актов, регламентирующих порядок и  методологию формирования цен.

     Методологический  аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке  государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные  органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики  решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого  государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой  продукции.

     Государственное регулирование цен в странах  с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно - финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т. с. через цены нивелировать циклические колебания  процессов воспроизводства. В зависимости  от конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит антикризисный  и антиинфляционный характер.

     Прежде  всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

     Меры  воздействия государства на производителей могут быть как прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие  экономические рычаги, как финансово-кредитный  механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения  и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и, в конечном счете - на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

     На  способы и методы государственного регулирования цен оказывают  влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение  страны в мировом разделении груда.

     Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке  и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране.

 

4. Либерализация цен  в России и ее  последствия 

     К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики  в рыночную. Попытка повышения  эффективности работы аграрно-промышленного  комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения  ими промышленных центров путем  введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.

     Поскольку основные направления перехода к  рыночной экономике, которые были приняты  в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными. Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал опережать увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства.

     Этот  процесс в российской экономике  продолжается. В рыночной экономике  такое явление определяется как  недопустимое, а цены, при которых  начинается сокращение платежеспособного  спроса и объемов производства, рассматриваются  как запретительные.

     Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.

     Равновесие  сформировалось на самом начальном  этапе либерализации цен, когда  уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса.

     Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя  на снижение спроса, то возникли неплатежи  между предприятиями, так как  произведенный товар не всегда может  быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.

     В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.

     В условиях, когда после либерализации  цен предложение превысило спрос  и предприятия не смогли реализовать  произведенную продукцию, возникли два возможных пути поведения  производителей: предприятия снижают  издержки и цены и тем самым  увеличивают спрос на свою продукцию  или сокращают объем производства. Движение по первому пути предполагало разработку и внедрение достижении научно-технического прогресса, однако предприятия не имели такой возможности, поэтому события стали развиваться  по второму пути.

     В силу законов экономики, когда спрос  на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских  цен обусловил необходимость  повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения  цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.

     Основную  причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает  рост цен, а количество денежной массы  в обращении ускоряет или замедляет  этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов  производства. В рыночной экономике  монополист стремится максимизировать  свою прибыль, компенсировать возросшие  издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены  повышать цены в связи с постепенным  ростом издержек из-за роста цен  на потребляемые ресурсы

     Без введения ценового регулирования они  не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как  последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.

     В коллапсирующей экономике, где не действуют  законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный  характер, соотношение цен носит  искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда  на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного  спроса, не стимулирует увеличение объема. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Координирующая роль цен