Координирующая роль цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Краткое описание

Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм

Оглавление

1. Сущность и функции цены как экономической категории. (стр.3-9)

А) Сущность цены как экономической категории (стр.3-5)

Б) Функции цены (стр.5-9)

2. Система цен и их классификация (стр.9-17)

3.Ценообразование за рубежом (стр.18-24)

4. Либерализация цен в России и её последствия (стр.25-29)

5. Список литературы (стр.30)

Файлы: 1 файл

Эконом.Теория Реферат..docx

— 47.00 Кб (Скачать)

      - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

      - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

      - цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы). 

      По  способу отражения  транспортных расходов:

      -  цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

      - цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения. 

        По формам продаж:

      - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

      - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от  места поставки;

       

      - цены ярмарок и выставок (часто льготные);

      - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

      Аукционы (публичные торги) бывают трех   типов:

         1. С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из предложенных покупателями);

         2. Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

        3. С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует  возможность сравнения с запросами других покупателей. 

        По стадиям продажи:

      - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

      - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

      - цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен. 

        По степени регулирования:

      - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

      - регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

      - свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка). 

        По степени устойчивости  во времени:

      - твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

      - подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

      - скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

      - с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

      В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

       1. Расчетные цены, которые обосновываются  поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

       2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

       3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.  

      Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

      - трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

      - мировые (выступают в качестве  условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т. е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

      Базовый, или  установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

      -  скидки за  оплату наличными; 

      -  сезонные  скидки за покупку вне сезона;

         -  скидка  за количество или серийность  при покупке количества товара,  увеличивающегося по      сравнению с заранее определенным;

      - скидка за  оборот (бонусная) по определенной  шкале в зависимости от оборота,  достигнутого в течение согласованного  сторонами срока;

      -  дистрибьюторские  и дилерские скидки постоянным  посредникам по сбыту;

      -   постоянным  клиентам за «верность»;

      -  сконто - за  предварительную оплату;

      -  специальные  скидки на пробные партии и  заказы;

      -  скидки за  возврат ранее купленной у  этой фирмы устаревшей модели (или скидки при        обмене на модернизированную  модель);

      -  скидки при  продаже подержанных товаров; 

      -  экспортные  скидки   иностранным   покупателям   сверх  скидок, предоставляемых  на внутреннем     рынке;

      - скидки за  потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи  (сухофрукты),  потери жидких товаров  при транспортировке, испарении  (молоко в цистернах), трудноудаляемые  остатки (мед), избыточное содержание  влаги (хлопок, шерсть);

      -  надбавка  за индивидуальность заказа;

      -  надбавка  за повышенное качество;

      -  надбавка  за рассрочку платежа;

      -  надбавка  за дополнительные услуги;

      -  наценки  за упаковку, тару.

      В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены, а  ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии  в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило, максимизация прибыли или  доли на рынке, достижение стабильного  положения. В процессе ценообразования  учитываются такие факторы, как  спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое  восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

      Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и  необузданности. В  большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания  регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х  годах были отменены вертикально  фиксированные (основанные на твердых  договорах между промышленностью  и торговлей) цены, постоянно снижается  роль рекомендуемых цен (торговые фирмы  могут несколько изменять уровень  цен, предлагаемый производителем при  поставках).

 

3. Ценообразование  за рубежом 

     Важнейшая часть управления рыночной экономикой - ценовая политика государства. Характерно сочетание в современной системе  разных цен: свободных, регулируемых и  устанавливаемых государством. Государственные  мероприятия по регулированию цен  могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство  с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической  системы в целом, т.е. посредством  цен сглаживать циклические колебания  процессов воспроизводства. С учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры  регулирование цен носит обычно антикризисный характер. Государственное  регулирование заключается в  том, чтобы не допустить серьезного роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита бюджета, резкого  роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции. Важной задачей при этом является и достижение серьезных социальных результатов.

     Меры  воздействия на производителей со стороны  государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования, с использованием административно-юридических методов), так и косвенными (через такие  экономические рычаги, как финансово-кредитный  механизм, оплаты труда, налогообложение  и др.). На способы и методы государственного регулирования цен оказывают  воздействие национальные и климатические  факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. Во всех развитых странах с  рыночной экономикой государственными органами выработаны принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме  разработки и принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

     Рассмотрим  с помощью каких мер и какими методами осуществляется регулирование  цен в ряде стран с рыночной экономикой.

     США. Ускорение темпов роста оптовых  и розничных цен на внутреннем рынке США в 70-х годах нашего столетия, перерастание умеренной инфляции в галопирующую, привели к необходимости  прибегнуть к методам прямого  регулирования цен. В августе  1971 г. по инициативе администрации Р.Никсона впервые в послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами, а также за заработной платой. Сложное экономическое положение страны, давление общественного мнения вынудили президента пойти на крайние меры. В сложившейся ситуации снижение уровня инфляции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего, увеличить масштабы безработицы. Предполагалось, что инфляция может быть ограничена без уменьшения занятости в случае, если будет введено замораживание цен и заработной платы.

     Прямое  регулирование цен способствовало стабильности экономики США. К осени  1972 г. в стране снизились темпы роста цен, увеличилась занятость, стал быстро расти валовой национальный продукт. Однако довольно скоро выявились и негативные последствия централизованного регулирования. Строгий контроль ограничивал межотраслевой перелив капиталов, тормозил инвестиционную политику. Снизился уровень деловой активности, сдерживался рост доходов. В мае 1974 г. в США отказались от прямого контроля над ценами. В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране.

     Прямое  государственное регулирование  цен в настоящее время применяется  лишь в высокомонополированных отраслях, попадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Например, специальные  комиссии устанавливают тарифы за пользование  электроэнергией, на некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10 % цен.

     Во  Франции имеет место прямое регулирование  цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги, а также осуществляется наблюдение за ценами в условиях конкуренции. В  экономике Франции государственный  сектор занимает небольшой удельный вес и включает отрасли - монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные  фирмы). В первом случае государство  устанавливает все экономические  параметры деятельности отраслей монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую  продукцию. Во втором - оказывает минимальное  воздействие на хозяйственную деятельность этих отраслей, побуждая их к конкуренции  с частным сектором.

Информация о работе Координирующая роль цен