Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные школы экономической теории используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике………………………………..5
1.1 Объекты государственного регулирования………………………………..6
1.1.1 Регулирование инвестиций……………………………………………….6
1.1.2 Государственное регулирование сбыта …………………………………7
1.1.3 Государственное регулирование рынка труда………………..................7
1.1.4 Содействие НИОКР……………………………………………….............8
1.1.5 Экологическое регулирование…………………………………................8
1.1.6 Социальные аспекты государственного регулирования………………..8
1.1.7 Внешнеэкономическое регулирование…………………………………..10
1.2 Концепция…………………………………………………………………....11
2. Средства регулирования национального рынка…………………………....14
2.1 Цены………………………………………………………………………….14
2.2 Тарифы……………………………………………………………………….15
2.2.1 Таможенный тариф………………………………………………………..16
2.2.2 Транспортный тариф……………………………………………………...17
2.2.3 Запретительный тариф……………………………………………………18
2.2.4 Конвенционный тариф……………………………………………………18
2.2.5 Тарифы связи……………………………………………………………...18
2.3 Льготы……………………………………………………………………….19
2.4 Субсидии…………………………………………………………………….20
2.5 Компенсации………………………………………………………………..23
3 Проблемы, перспективы, рекомендации……………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………
CoolReferat.com
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Роль
государства в современной
1.1 Объекты государственного регулирования………………………………..6
1.1.1 Регулирование инвестиций……………………………………………….6
1.1.2 Государственное регулирование сбыта …………………………………7
1.1.3 Государственное
регулирование рынка труда……………
1.1.4 Содействие
НИОКР……………………………………………….......
1.1.5 Экологическое
регулирование…………………………………....
1.1.6 Социальные аспекты государственного регулирования………………..8
1.1.7 Внешнеэкономическое регулирование…………………………………..10
1.2 Концепция………………………………………………………
2. Средства регулирования
национального рынка………………………….
2.1 Цены……………………………………………………………………
2.2 Тарифы………………………………………………………………
2.2.1 Таможенный тариф………………………………………………………..16
2.2.2 Транспортный тариф……………………………………………………...17
2.2.3 Запретительный тариф……………………………………………………18
2.2.4 Конвенционный тариф……………………………………………………18
2.2.5 Тарифы связи………………………………………………
2.3 Льготы………………………………………………………………
2.4 Субсидии…………………………………………………………
2.5 Компенсации…………………………………………………
3 Проблемы, перспективы, рекомендации……………………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….29
Приложения……………………………………………………
Введение
Вопрос
о целях, границах и возможностях
государства в области
Обычно, когда говорят о роли государства в экономике, имеют в виду взаимодействие государства и рынка как двух взаимодополняемых способов координации отношений между экономическими агентами и их группами: «провалы рынка» могут быть компенсированы «успехами государства» и, наоборот, «неэффективность государства» (например, как собственника) может быть преодолена с помощью «эффективных рыночных механизмов».2
Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна регулировать «невидимую руку» конкуренции. Менялись формы и инструменты регулирования, конкретное содержание программ и.т.д., но государство по прежнему должно было и будет реализовывать две целевые установки: поддерживать конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке благодаря росту эффективности производства в рыночных условиях и, с другой стороны, обеспечивать опре –
[1] Серегина
С.Ф. Роль государства в
[2] Бабашкина
А.М. Государственное
делённые социальные гарантии, реализуя, таким образом, задачу гармонизации развития экономической и социальной систем с учётом их растущего взаимного влияния в интересах общества в целом.
В
современной экономике
В
данной работе рассмотрены основные
инструменты государственного регулирования
национального рынка. Основной упор
делается на конкретных средствах регулирования
экономики, их разновидностях.
Актуальность темы и степень научной разработанности
проблемы обозначили цель и задачи, которые
заключаются в том чтобы определить назначение
и роль таких основных средств государственного
регулирования национального рынка как:
цены, тарифы, льготы, субсидии и компенсации.
[3] Столярова М. И. Государственное регулирование рыночной экономики./ Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова-М,: Дело, 2001г. – 279 С
1
Роль государства
в современной
экономике
В современной экономике государство выступает в несколько совершенно разных ролях, во-первых, в роли производителя конечных благ, когда оно напрямую участвует в производстве товаров и услуг. Вторая роль, которая неизбежно вытекает из доминирующего положения государства в современной экономике, - это роль крупнейшего потребителя для обеспечения своей же деятельности. Третья роль заказчика: государство может, не производя само услуги, их заказывать. И наконец, роль инициатора, где государство выступает двигателем идей и координатором действий других субъектов экономики.
Российский рынок является фундаментом общенациональных рынков товаров, услуг, труда и капитала (Рис.1.1).
Рис. 1.1 Место государственного рынка в национальной экономике
Государственное
регулирование осуществляется посредством
законодательства, через государственное
планирование, распределение, на основе
выпускаемых правительством нормативных
актов.4
[4]
Серегина С.Ф. Роль государства в экономике.
М: - Дело и Сервис, 2002г., 8С
1.1Объекты
государственного регулирования
экономики
Основными
объектами и направлениями
Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все прочие сферы общественной жизни оказывает определяющее влияние на рост ВВП, занятость населения, уровень и качество его жизни. Именно поэтому воздействие на инвестиционный процесс следует рассматривать как главное направление государственного регулирования. Так, в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 гг. наблюдается уменьшение капиталовложений, как по общему объёму, так и с исключением сезонного фактора в основной капитал (Рис. 1.1.1.1, приложение 1).
Объем Инвестиционного фонда РФ на 2010 г планируется в размере 37 млрд. руб. Об этом сообщил замминистра финансов РФ Александр Новак.5 В 2009 г. объем Инвестиционного фонда составил 87 млрд. руб., в том числе 77 млрд. руб. на федеральные и 10 млрд. руб. на региональные проекты. Ожидается, что в текущем году 77 млрд. руб., выделяемые из федерального
бюджета, не будут использованы в полном объеме и перейдут на следующий год. Объем Инвестфонда на 2010 - 2012 г. составит суммарно 128 млрд. руб.
С ростом расходов увеличивается дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета в этом году составит 3131,4 миллиарда рублей (ранее - 2978,3 миллиарда рублей).6
[5] htpp:// www.government.ru
[6] Там же
Поэтому для сохранения и развития научно-промышленного потенциала страны и осуществления данных реформ должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государственного рынка.
Фискальная часть государственного регулирования сбыта реализуется посредством взимания различных налогов. При этом с некоторых товаров первой необходимости, например, продовольственных, налоги на добавленную стоимость и с оборота, как правило, взимаются по пониженным ставкам. Государственное регулирование сбыта осуществляется и путем воздействия на ценообразование. Государство прямо устанавливает цены лишь там, где оно является основным или единственным собственником
экономических ресурсов (железнодорожные и почтовые тарифы и т.д.).7
Как правило, оно оказывает сильное влияние на прочие цены и тарифы экономическими, то есть прямыми средствами и косвенными действиями –
регулированием величины оптовых и розничных наценок, косвенными налогами и акцизами. Так, по данным Росстата, за январь-август 2009 года спрос на продовольственные товары (оцененный по динамике оборота розничной торговли пищевыми продуктами) снизился на 2,4% по отношению к аналогичному периоду годом ранее (Рис. 1.1.2.1, приложение 2). В сентябре темпы прироста цен практически на все группы продуктов питания оставались на низком уровне и колебались в пределах от 0,8% до 0,5% (Таблица 1.1.2.1 , приложение 2)8.
Оно нацелено, главным образом, на сокращение
безработицы и обеспечения
[7] Столярова М. И. Государственное регулирование рыночной экономики./ Учебное пособие – МГУ им. М. Ю. Ломоносова-М,: Дело, 2001г. – 35С
[8] . htpp: //www.gks.ru/
Так, сентябре 2009г. нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости населения, на 100 заявленных вакансий составила 211,7 человека (Рис. 1.1.3.1, приложение 3).9
Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе инновационный процесс протекают в рамках фирм, то есть на микроэкономическом уровне. Однако они активно стимулируются государством, прежде всего посредством налоговых льгот (реже – прямых субсидий).
Одной из разновидностей таких льгот является предоставление права на дополнительные, а периодически и особые амортизационные списания стоимости оборудования, используемого для НИОКР.
Экологическое
регулирование нацелено на поощрение
рационального
К
важнейшим элементам
В самом общем виде социальная политика понимается как политика, направленная на достижение устойчиво благоприятного существования всех
[9] . htpp: //www.gks.ru/
[10] .Герасимов Б.И. Основы экономического анализа. – Т.: Издательство ТГТУ, 2004г. 105С
граждан, а следовательно, на формирование общества, открытого для широкой социальной интеграции, позволяющего людям в максимальной степени реализовать свой потенциал.
Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций