Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные школы экономической теории используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике………………………………..5
1.1 Объекты государственного регулирования………………………………..6
1.1.1 Регулирование инвестиций……………………………………………….6
1.1.2 Государственное регулирование сбыта …………………………………7
1.1.3 Государственное регулирование рынка труда………………..................7
1.1.4 Содействие НИОКР……………………………………………….............8
1.1.5 Экологическое регулирование…………………………………................8
1.1.6 Социальные аспекты государственного регулирования………………..8
1.1.7 Внешнеэкономическое регулирование…………………………………..10
1.2 Концепция…………………………………………………………………....11
2. Средства регулирования национального рынка…………………………....14
2.1 Цены………………………………………………………………………….14
2.2 Тарифы……………………………………………………………………….15
2.2.1 Таможенный тариф………………………………………………………..16
2.2.2 Транспортный тариф……………………………………………………...17
2.2.3 Запретительный тариф……………………………………………………18
2.2.4 Конвенционный тариф……………………………………………………18
2.2.5 Тарифы связи……………………………………………………………...18
2.3 Льготы……………………………………………………………………….19
2.4 Субсидии…………………………………………………………………….20
2.5 Компенсации………………………………………………………………..23
3 Проблемы, перспективы, рекомендации……………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Роль цен тарифов льгот субсидий в регулировании национального рынка.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

     Жилищное  строительство является одним из ключевых приоритетов экономической  и социальной политики Правительства. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора отечественной экономики.

     Так, доходы федерального бюджета в процентах  ВВП в январе-сентябре 2009 года оказались  намного ниже показателей января-сентября прошлого года. Главными причинами такой разницы между доходами этого и прошлого годов стали снижение цен на энергоносители, ряд факторов, связанных с принятыми решениями о снижении налоговой нагрузки и общая кризисная ситуация в экономике, которая привела к снижению доли налоговых баз в ВВП.

    Непроцентные  расходы федерального бюджета за первые девять месяцев 2009 года  (выраженные в процентах ВВП) оказались значительно 

выше, чем  в 2008 году, что преимущественно объясняется увеличением расходов за счет осуществления ряда антикризисных мер, а также значительно более низким уровнем ВВП в текущем году. Наибольший рост наблюдается по разделу национальной экономики. В сентябре уровень расходов оказался достаточно высоким, примерно на том же уровне, как в июне-августе, тогда как в предыдущие годы наблюдалось сокращение расходов в эти месяцы (Таблица 2.4.1, приложение 7).31

    В нашей стране общая государственная  поддержка осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

2.5. Компенсации

 

    Компенсация – возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение.

    Внешнеторговая  компенсация – вид компенсации, состоящей в том, что страна, увеличивающая  пошлины на ввоз определенных товаров, должна снизить пошлины на ввоз других товаров для возмещения убытков экспортеров.

    Компенсация за обесцененные деньги – денежная компенсация потерь реальной стоимости  вкладов, которые понесли вкладчики  вследствие инфляции.32

     Компенсационные выплаты – выплаты, призванные компенсировать ранее понесенные потери, нанесенный ущерб. Они представляют собой денежное возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска,

[31] htpp: //www.eeg.ru/

[32] htpp: //www.economy.gov. ru/

затрат  на переезд и др. Возможна также денежная компенсация нанесенного морального ущерба.

      В настоящее время законопроект предусматривает, что 7,4 миллиарда рублей будет направлено на выплату пенсий, пособий и компенсаций  гражданам, уволенным с военной  службы; 3,0 миллиарда рублей - на социальную поддержку граждан, подвергшихся радиации вследствие аварий.

      Пенсионная  система должна обеспечивать достойный  уровень жизни граждан пожилого возраста. К 2024 году средний  размер трудовых пенсий по старости должен возрасти до величины, обеспечивающей минимальный воспроизводственный потребительский бюджет пенсионера (2,5 прожиточного минимума пенсионера). При этом в целях решения проблемы более справедливой оценки ранее приобретенных пенсионных прав граждан уже в 2010 году следует произвести их переоценку по следующей формуле: пенсионные права, приобретенные до 2002 года, индексируются на 10 процентов плюс 1 процент за каждый год трудового стажа, заработанного до 1991 года. В итоге уже в 2010году средний размер трудовой пенсии по старости должен превысить 8тыс. рублей в месяц. Должна быть ликвидирована бедность среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации. Получит господдержку и агропромышленный комплекс: более 6 миллиардов рублей будет направлено на проведение закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции. Почти 29,5 миллиарда рублей бюджет выделяет на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, поддержку вынужденных переселенцев, компенсацию за наем жилья сотрудникам МЧС.

     Процентные  расходы федерального бюджета в  январе-сентябре 2009 года  немного  выше (по отношению к ВВП) по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года. При этом около половины расходов за первые девять месяцев 2009 года связано с выплатой процентов по внутреннему долгу. 33

[33] htpp: //www.eeg.ru/

     3 Проблемы, перспективы, рекомендации 

    Роль  государства в рыночной экономике  остается главным предметом дискуссий  между экономистами и политиками России. Одни считают государственное вмешательство злом для экономики, другие, наоборот, - условием ее развития. Но далеко не всегда спорящие стороны четко определяют, что может делать рынок, а что - государство, и какие механизмы регулирования будут при этом использованы. Каждая из сторон нередко обращается к опыту развитых стран, но трактует его, как правило, исходя из собственных убеждений, поскольку в истории этих стран можно найти как периоды усиления государственного вмешательства, так и периоды его ослабления, как сторонников масштабного вмешательства государства в экономику, так и его противников. В нашей стране кризис сыграл свою роль. Он поставил две теорико-практические проблемы:1. Каковы пределы государственного регулирования открытых конкурентных рынков.                    2. Эффективность деятельности государства в экономике. Теоретики мейнстризма отвечают на эти вопросы однозначно. По первому вопросу их кредо общеизвестно: государство не должно вмешиваться в негосударственный сектор экономики, поскольку рынки частного капитала будут испытывать определённое административное давление, а принципы добросовестной конкуренции и равной конкуренции будут нарушаться. По второму вопросу мейнстризм не менее категоричен, так как государство расходует деньги налогоплательщиков и ему редко удаётся использовать их самым рачительным образом.34 На сегодня в условии кризиса государство играет позитивную роль, оказывая помощь рынкам, играющим важную стратегическую роль в экономике той или иной страны. Замещать бюджетными деньгами частный капитал в рыночной экономике не рекомендуется. Задача эффективного государства в создании   комфортных

условий для  функционирования бизнеса. Касаясь  особенностей российской

[34] Гурвич  Е.Т. «Источники российского финансового  кризиса» // Журнал новой экономической ассоциации. 2009. - №1. – С. 10-11

экономики, переживающей кризис, то стоит понимать что Запад  идёт по дефляционной модели, говорит  Мау. У нас –«противоположная  модель». Среди мер, по мнению эксперта, в качестве необходимых для преодоления финансовых сложностей, наращивание внутреннего спроса, инвестиций в человеческий капитал. «Не стоит полагать, что кризис связан с недостаточным государственным вмешательством говорит экономист Ярослав Лисоволик. – Он связан с недостатками государственного вмешательства». Опасно обсуждать вопросы восстановления регулирования, когда мы не знаем, как осуществить это самое регулирование. Только при  здоровой макроэкономике и бюджетной политике нам светит оптимистичное будущее, уверен эксперт. Была ли Россия готова к кризисным явлениям? «Казалось мы готовы,- говорит руководитель Экономической экспертной группы Евгений Гурвич.- Россия имела профицит счёта платёжного баланса, профицит бюджета, невысокий государственный долг. Но предкризисная политика была рискованна, поскольку существовала полная конвертируемость рубля, совместимая с регулируемым обменным курсом. Мы форсировали рост, пренебрегая макрорисками. Впрочем, не обязательно уповать только на бюджетные расходы, признают эксперты. Если власти захотят реализовать стратегию развития, это можно будет сделать и без резкого роста государственных трат, говорит Надоршин. Существенную роль в развитии экономики должен сыграть частный сектор, говорит Лисоволик. Правда на начальном этапе, признаёт он, эти изменения всё-таки потребуют дополнительных вложений из госказны – замечает эксперт. Чем менее развит рынок, чем слабее в нём конкуренция и, соответственно сильнее развит монополизм и сопровождающая его коррупция, тем разрушительнее будут удары кризиса. Вливание бюджетных денег во все сектора хозяйства, в том числе в реальный сектор, дадут незначительный позитивный эффект, если нам не удастся как минимум, переориентировать отечественное производство основных товаров и услуг с экспорта на спрос со стороны внутреннего рынка.35

[35] htpp: //www.eeg.ru/

Заключение 

     Исследовав  роль и значение таких основных средств  государства, как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации в регулировании  национального рынка, можно сделать  следующие выводы:

1.Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничения монополизированного производства. Государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться, с помощью льгот и компенсаций: об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

2. В  условиях рынка государственное  регулирование экономики представляет  собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

3. Многие  экономисты признают, что государственное регулирование экономики — это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства, с помощью цен, тарифов на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.

4. Государство  вмешивается в жизнь рынка  только в той степени, в которой  требуется для поддержания устойчивости  макроэкономического равновесия, для  обеспечения работы механизма  конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.

5. В  настоящее время сложно говорить  о России как об едином национальном  хозяйстве, о ее экономике как  о целостной системе, поддающейся  объективному количественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходе экономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе должны сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

6. Среди  важных элементов регулирования,  созданных в России, следует отметить  деятельность Государственного  комитета по антимонопольной  политике и поддержке новых  экономических структур, с помощью цен, льгот, субсидий, Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей и др.

7.Страна должна иметь мощный частный сектор и надёжную поддержку со стороны государства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

8. Государство не должно вмешиваться в те области рынка, где его механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может вызвать развал рыночной системы и превращение ее в командно-административную.

9. В силу специфики России и ряда объективных препятствий процесс формирования широкой сети действенных механизмов государственного регулирования потребует еще значительного периода времени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направлений регулирования экономики государством. Экономические функции современного государства многообразны и сложны. 
 

Список  использованных источников 

      Законодательные акты

1.Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспеченности пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности родам гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию»

2. Федеральный  закон от 29.12.2006 №256 – ФЗ «О  дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

3. Постановление  Правительства РФ от 30.12.2006 №865 «Об  утверждении Положения о назначении  и выплате государственных пособий  гражданам, имеющих детей».

Учебники, учебные пособия 

4. Бабашкина  А.М. Государственное регулирование национальной экономики / Учебное пособие. -  М.: Финансы и статистика, 2003г.45С

5. Герасимов  Б.И. Основы экономического анализа.  – Т.: Издательство ТГТУ, 2004г.250С

6.Гурвич  Е.Т. Стратегии социально-экономического  развития: влияние кризиса. – М.: Эко-Информ, 2009г. 102С

7.Лебединская  Е.В. Экономический анализ современных  рынков.- М.: Издательский дом ГУ  ВШЭ,2007г. –12С

8. Орешин В.  П. Государственное регулирование  национальной экономики./ Учебное  пособие –МГУ им. М. Ю. Ломоносова  – М,:ИНФРА- М, 2000г.122 С

9. Пороховский  А.А. Вектор экономического развития. -  М.: Издательство ТЕЙС, 2002г.75С

10. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. М: - Дело и Сервис, 2002г., 151С

Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций