Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные школы экономической теории используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике………………………………..5
1.1 Объекты государственного регулирования………………………………..6
1.1.1 Регулирование инвестиций……………………………………………….6
1.1.2 Государственное регулирование сбыта …………………………………7
1.1.3 Государственное регулирование рынка труда………………..................7
1.1.4 Содействие НИОКР……………………………………………….............8
1.1.5 Экологическое регулирование…………………………………................8
1.1.6 Социальные аспекты государственного регулирования………………..8
1.1.7 Внешнеэкономическое регулирование…………………………………..10
1.2 Концепция…………………………………………………………………....11
2. Средства регулирования национального рынка…………………………....14
2.1 Цены………………………………………………………………………….14
2.2 Тарифы……………………………………………………………………….15
2.2.1 Таможенный тариф………………………………………………………..16
2.2.2 Транспортный тариф……………………………………………………...17
2.2.3 Запретительный тариф……………………………………………………18
2.2.4 Конвенционный тариф……………………………………………………18
2.2.5 Тарифы связи……………………………………………………………...18
2.3 Льготы……………………………………………………………………….19
2.4 Субсидии…………………………………………………………………….20
2.5 Компенсации………………………………………………………………..23
3 Проблемы, перспективы, рекомендации……………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Роль цен тарифов льгот субсидий в регулировании национального рынка.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

    Социальная  политика осуществляется на разных уровнях  экономической деятельности. Так, можно  говорить о социальной политике фирмы  в отношении своего персонала, о региональной, общегосударственной, межгосударственной политике.

     Основные  функции социальной политики государства: 1) производство социальных услуг (общественных благ) – государственные школы, вузы, больницы, и т.д.; 2) субсидирование частных производителей общественных благ; 3) субсидирование потребителей социальных услуг (льготные цены и коммунальные тарифы, кредиты, стипендии и др.); 4) покупка социальных благ и услуг (бесплатное образование, медицинское обслуживание, библиотеки, музеи, и т.д.); 5) перераспределение расходов через систему бесплатных социальных услуг, льготы для потребителей, социальное страхование и социальное обеспечение, целевые программы поддержки регионов и отдельных социальных групп населения; разработка и реализация политики в области ЖКХ, образования, культуры и здравоохранения;                 6) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты граждан и работников в сфере социального обслуживания (минимальная оплата труда, право на жилище, субсидии и др.); налоговое регулирование (страховые взносы и налоговые льготы).

     Социальная политика является фактором экономического роста. Если экономический  рост  не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной  экономической деятельности. Одновременно, чем выше степень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.11

[11] Гурвич Е.Т. Стратегии социально-экономического развития: влияние кризиса. – М.: Эко-Информ, 2009г. 102С

1.1.7  Внешнеэкономическое  регулирование

 

    Главная задача регулирования внешней торговли – обеспечить необходимый уровень  защиты внутреннего рынка от неблагоприятных  воздействий мировой конъюнктуры и последующей чрезмерной внешней конкуренции, не допустить необоснованных льгот отечественным производителям  и ослабления конкурентной среды.

     Основными методами государственного регулирования  внешней торговли являются меры таможенно - тарифной политики и меры нетарифного регулирования. К последним относятся: количественные ограничения экспорта и импорта, лицензирование внешнеторговых операций, запреты и ограничения экспорта (импорта), противоречащего национальным интересам, контроль качества ввозимых товаров, соблюдение требований ввозимых товаров установленных РФ стандартам и требованиям.      Так, внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса  в августе 2009г. составил (в фактически действовавших ценах) 42,7 млрд.долларов США (1351,1 млрд.рублей), в том числе экспорт - 27,1 млрд.долларов (857,2 млрд.рублей), импорт - 15,6 млрд. долларов           (493,9 млрд.рублей). Сальдо торгового баланса в августе 2009г. сложилось положительное, 11,5 млрд. долларов (в августе 2008г. - положительное, 18,6 млрд. долларов) (Таблица 1.1.7.1, Приложение 4).

       Внешнеторговый оборот (по данным  таможенной статистики) в августе  2009г. составил 40,5 млрд.долларов США.  Экспорт составил 26,9 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 22,5 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 4,4 млрд.долларов.

     Импорт  составил 13,5 млрд. долларов, в том  числе из стран дальнего зарубежья - 11,7 млрд. долларов, из государств-участников СНГ - 1,9 млрд. долларов (Рис. 1.1.7.1, приложение 4)13.

[12] Пороховский  А.А. Вектор экономического развития. -  М.: Издательство ТЕЙС, 2002г.75С

[13] .htpp: //www.gks.ru/

    1.2 Концепция 

     Проблемы, связанные с местом, ролью и  функциями государства в экономике, занимали умы ученых с самого возникновения  экономической науки. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства - был ли это период мира или войны, бурного экономического роста или затяжного циклического кризиса, галопирующей инфляции или дефляции и др.14

     История развития экономической мысли наглядно доказала, что нет ничего более  практичного, чем теория. В процессе эволюции взглядов ученых на вопросы  регулирования экономических процессов  в прошлом столетии в западной науке сформировались две альтернативные концепции макроэкономического регулирования, получившие название "кейнсианство" и "монетаризм". Последователи кейнсианства исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому поощряется активное вмешательство государства в экономику посредством бюджетной, структурной, кредитно-денежной и социальной политики.

     В основе концепции монетаризма лежит  положение о том, что априори  рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Глобальный финансово-экономический кризис, разразившейся в 2008году, еще раз заставил задуматься над эффективными механизмами регулирования экономических процессов.15

      Российский  финансовый рынок должен за ближайшие 10 лет сделать качественный и количественный рывок, обеспечить ресурсами растущую  экономику, дать гражданам социальные гарантии, а государству – эффективный инструмент геополитики и реализации макроэкономических решений. Если мы упустим шанс войти в число мировых ведущих экономик,

[14] Логуа Р.А.  Проблемы формирования рыночной  экономики России. - М.: 1994г. - 16С

[15] htpp: //www.sro.ru/

обладающих  самостоятельным, влиятельным и  масштабным финансовым сектором, ни о  каком инновационном росте и ускоренном экономическом развитии в долгосрочной перспективе не может быть и речи. Если у нас не будет мощного финансового сектора, мы потеряем все конкурентные преимущества и в других отраслях. В настоящее время мы наблюдаем кардинальную перестройку мировых финансовых рынков. Каким будет через 5-10 лет мировой национальный рынок сейчас очень сложно предсказать. Россия должна вписаться в новый порядок, причем не на вторых ролях, как сейчас, а в качестве лидера.

     Ключевая  идея Концепции – дать рынку необходимые для прорыва ресурсы и обеспечить их доступность и эффективное использование. Система решений, позволяющих осуществить Концепцию требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовых институтов. Система мер по осуществлению финансового прорыва соответствует следующим принципам: Во-первых, мы должны создать институты, базу для прорыва: сделать современную законодательную базу, в том числе в сфере корпоративного управления и различных финансовых операций, капитализировать немонетарные активы, обеспечив спецификацию и защиту прав собственности и их рыночный оборот, привлечь частные банки и УК к управлению крупными инфраструктурными проектами, реализации национальных проектов, активизировать пенсионную реформу.16

     Во-вторых, обеспечить инвестиции – влить в  финансовый сектор огромную массу активов, находящихся вне оборота –  в том числе некапитализированных и нерыночных, сконцентрированных в  различных фондах государства и  на руках у населения. Это увеличить емкость рынка, капитализацию финансовых институтов и, соответственно, их способность принимать на себя риски и выдавать кредиты, осуществлять международную экспансию и конкурировать с международными компаниями, банками и инвесткомпаниями, повысить кредитный рычаг в экономике и доступность финансовых услуг населению и бизнесу.

     Миссия  финансовой системы состоит в  удовлетворении потребностей экономики  и общества в инновационном росте  и социальной стабильности

     С точки зрения социальных целей финансовая система и экономика должны: обеспечить граждан механизмами приобретения или аренды доступного, качественного жилья; гарантировать высокий уровень жизненных стандартов (потребления, здравоохранения, образования); сформировать механизм обеспечения социальных гарантий и достойной пенсии, уверенность в будущем, предоставлять максимальные возможности для инвестирования средств; способствовать снижению территориального и социального неравенства, эффективно распределять ресурсы и доходы; предоставлять ресурсы и инструменты для развития (эффект "социального лифта", формирование среднего класса, рост малого предпринимательства);

     Таким образом, роль государства в регулировании  национального рынка очень велика. Оно способно сделать финансовую систему адекватной потребностям экономики и общества:

     Потребностям  реального сектора экономики  в ресурсах для пополнения оборотных  средств, расширения производственной базы, обновления инфраструктуры; без  этих ресурсов невозможен инновационный  рост и эффективное развитие.

     Спросу  населения на финансовые инструменты  для защиты и повышения достигнутого уровня жизни; то есть, финансовый сектор вносит свой вклад в достижение необходимой  населению социальной стабильности и обеспечение минимальных социальных гарантий; а также сглаживанию социальных и территориальных диспропорций.

     Потребностям  государства в максимизации создаваемой  на территории страны добавленной стоимости  и финансовой инфраструктуре проведения экономической политики, нацеленной на обеспечение глобальной конкурентоспособности и формирование финансового центра.

16] htpp: //www raexpert.ru/

2. Средства регулирования  национального рынка

 

      Государственное регулирование рынка происходит с помощью таких основных средств  как: цены, тарифы, льготы, субсидии и  компенсации. Так, на поддержку реального сектора экономики было выделено 70,9 миллиарда рублей, на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,4 миллиарда рублей, на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 миллиарда рублей, на бюджетные инвестиции – 8,0 миллиардов рублей, еще 8,3 миллиарда рублей - на другие мероприятия.

2.1. Цены

 

     Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм.

     В экономике применяются десятки  миллионов цен, под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен. Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования. 17

      Основными показателями при этом являются: индекс потребительских  цен, и индекс цен производителей. Так в России за сентябрь 2009г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала месяца - 100,1%, с начала года - 108,2% (в 2008г.: с начала месяца - 100,2%, с начала

[17] Подъябронская   Р.М. «Государственное регулирование  и контроль цен в России»  // Журнал Аудитор. 2002. - №10 – С. 5-7

года - 111,8%, в  целом за ноябрь - 100,8%) (Рис .2.1.1, приложение 5).

     А индекс цен производителей промышленных товаров в сентябре 2009г., по предварительным данным, составил 101,2%. То есть как видно из приведённой выше статистики отмечался рост цен производителей промышленных товаров, при этом потребительские цены в среднем не изменялись (Таблица 2.1.1, приложение 5).18

2.2 Тарифы

 

    Тариф – система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемых предприятиям, организациям, учреждениям и населению.

    Тарифная  система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется организация заработной платы в масштабах общества отрасли, территории, на отдельном предприятии.

    На  основе тарифной системы оценивают  размеры оплаты сложности, ответственности, условий труды рабочих, специалистов и служащих. Тарифная система состоит из тарифных ставок и надбавок к ним, тарифных сеток, схем должностных окладов, тарифно-квалификационных справочников.

    Тарифная  ставка определяет размер оплаты труда  рабочего в единицу времени при  выполнении установленной нормы  работ. Наиболее важное в тарифных ставках – законодательно установленный размер минимальной заработной платы, ниже которого платить запрещается. Тарифная ставка – шкала соотношений тарифной ставки каждого последующего разряда по отношению к предыдущему или к ставке первого разряда.

    Здесь государством полностью регулируется только Единая тарифная сетка для  отраслей бюджетной сферы, а также  схемы оплаты государственных служащих.19

[18] . htpp: //www.gks.ru/

[19] htpp://www.ewolter.ru/

    Введенная в России в 1992 году Единая тарифная система (ЕТС) имела целью улучшить материальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы работников непроизводственной сферы – здравоохранения, образования, науки, культуры, социальной защиты населения и др. ЕТС содержит 18 тарифных разрядов по оплате труда. Размер тарифной ставки первого разряда устанавливается решением правительства.

Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций