Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:32, курсовая работа
Вопрос о целях, границах и возможностях государства в области регулировании экономики - один из центральных и в экономической теории, и в реальной хозяйственной практике. Концепции минимализма, централизма, дирижизма трактующие желательную и возможную степень участия государства в такой деятельности активно обсуждаются в научной литературе в течение многих лет. Различные школы экономической теории используются в качестве базы для обоснования характера и степени государственного влияния в экономике.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Роль государства в современной экономике………………………………..5
1.1 Объекты государственного регулирования………………………………..6
1.1.1 Регулирование инвестиций……………………………………………….6
1.1.2 Государственное регулирование сбыта …………………………………7
1.1.3 Государственное регулирование рынка труда………………..................7
1.1.4 Содействие НИОКР……………………………………………….............8
1.1.5 Экологическое регулирование…………………………………................8
1.1.6 Социальные аспекты государственного регулирования………………..8
1.1.7 Внешнеэкономическое регулирование…………………………………..10
1.2 Концепция…………………………………………………………………....11
2. Средства регулирования национального рынка…………………………....14
2.1 Цены………………………………………………………………………….14
2.2 Тарифы……………………………………………………………………….15
2.2.1 Таможенный тариф………………………………………………………..16
2.2.2 Транспортный тариф……………………………………………………...17
2.2.3 Запретительный тариф……………………………………………………18
2.2.4 Конвенционный тариф……………………………………………………18
2.2.5 Тарифы связи……………………………………………………………...18
2.3 Льготы……………………………………………………………………….19
2.4 Субсидии…………………………………………………………………….20
2.5 Компенсации………………………………………………………………..23
3 Проблемы, перспективы, рекомендации……………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………….29
Приложения………………………………………………………………
Таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу данной страны.
Так, правительство повысило ставку экспортной таможенной пошлины на сырую нефть с 238,6 долларов до 240,7 долларов за тонну. Постановление вступило в силу с 1 октября 2009 года. С 1 сентября ставка пошлины на экспорт сырой нефти из России была повышена с 222 долларов до 238,6 долларов за тонну. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты с 1 октября увеличены со 173,1долларов до 174,5 долларов за тонну, на темные нефтепродукты — с 93,2 долларов до 94 долларов за тонну.20
Единая таможенная пошлина на темные и светлые нефтепродукты может быть установлена уже с 1 января 2010г., сказал заместитель министра экономического развития РФ Андрей Слепнев. "По нефтепродуктам подвижка есть, но решение пока не принято", - заявил он, уточнив, что вопрос введения пошлины уже согласован с Министерством энергетики РФ. При этом А.Слепнев подчеркнул, что позиция Минэкономразвития заключается во введении единой пошлины с 1 января 2010г.
В
июне 2009 года с предложением сократить
разницу между экспортными
налога на
темные и светлые нефтепродукты
выступали представители
[20] Гурвич Е.Т. «Второе дыхание бюджета» // Российская газета. 2009.- №5.-С.15-16
[21] http://www.budgetrf.ru/
Основными целями таможенного тарифа как инструмента государственного регулирования внутреннего рынка являются: рационализация структуры экспорта; поддержание оптимального соотношения между объемом экспорта и импорта, валютных доходов и расходов резидентов данной страны; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления страны; защита национальной экономики от неблагоприятного воздействия конъюнктуры мирового рынка; обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Транспортный тариф – цена на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, а также погрузочно-разгрузочных работ, услуги портов, аэропортов и т.п.; формируются по видам транспорта.
Различают тарифы железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного видов транспорта.
В регулировании транспортных тарифов во всех странах государство занимает активную позицию. Финансовая помощь государства выражается в виде инвестиций, суд, субсидий, дотаций, амортизационных, налоговых и других льгот транспорта. Хотя транспортные компании стремятся к получению нормальной прибыли на вложенный капитал, принцип самоокупаемости не является определяющим. На всех видах транспорта тарифная политика предусматривает широкий набор специальных льготных тарифов, договорных тарифов, направленных на активацию спроса. Характерная гибкость тарифной политики регулирующих органов позволяет усиливать или ослаблять регулирование в зависимости от рыночной коньюктуры и состояния транспортной отрасли.22
Так, по данным
Росстата в 2009 году, на транспортные тарифы
замечено замедление роста цен на: пассажирский
транспорт ( до - 1,5% ),
[22] htpp: //www.fstrf.ru/
(таблица 2.2.2.1), на грузовые перевозки (до 0,5%) (Таблица 2.2.2.2). Отмечено, что темпы прироста цен на основные виды платных услуг существенно отстают от прошлогодних значений, что объясняется снижением спроса со стороны населения (Приложение 6).23
Тарифы запретительные – цены услуг, установленные на достаточно высоком уровне, чтобы создать условия для сокращения (вплоть до полного устранения) спроса на данный вид услуги. Таможенные запретительные тарифы (повышенные, например, на 20%) призваны оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенных товаров.
Тарифы конвенционные – вид таможенных пошлин, устанавливаемых в соответствии с договором или соглашением (конвенцией). Конвенционные таможенные пошлины устанавливаются по соглашению между государствами. Ставки конвенционных пошлин, как правило, ниже ставок обычного таможенного тарифа.
Тарифы
связи – цены за услуги, оказываемые потребителям
предприятиями связи. Тарифы связи представляют
собой систему ставок, на основе которых
определяются соответствующие платежи.
Преобладающий характер рынка (монопольный
или конкурентный) определяет степень
государственного участия в регулировании
тарифов: от декретирования (прямого или
косвенного) до свободного установления
тарифов24 (Таблица 2.2.2.1, приложение
6).25
[23] htpp: //www.gks.ru.
[24] Сумцова Н.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.-95С
[25] Там же
В сентябре 2009 года наблюдается замедление роста цен на платные услуги (до 0,1% в сентябре), и наблюдается отставание от прошлогодних значений, что объясняется снижением спроса со стороны населения.
В целом за отчетный месяц рыночные платные услуги подорожали на 0,5% против 1,9% в сентябре 2008 года, а за период с начала года – на 7,2% против 11,0% за аналогичный период годом ранее.26
Льготы – преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отельным организациям, предприятиям и регионам. Это также освобождение от установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. Такие преимущества могут иметь форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы), от внесения других обязательных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте) от выполнения общих для всех обязанностей и другие. Существуют адресные и налоговые льготы.
Налоговые
льготы устанавливаются в соответствии
с действующим
Отмена социальных льгот - самая болезненная из реформ, на которую правительство решилось в последнее время.
По новым законопроектам в стране вообще не останется такого слова, как "льгота".27
[26] htpp: //www.gks.ru.
[27] Кузнецова
Е.В. «Налоговые льготы, как элемент
налоговой политики
Теперь помощь государства будет называться "мерой социальной поддержки". Так, пособие по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа составляет: при стаже 8 лет – выплачивается 100% среднего заработка; от 5 до 8 лет – 80%; до 5 лет – 60%. Максимальный размер пособия по беременности и родам составляет – 25390 рублей;28 при рождении ребёнка -9592,03; минимальное пособие на первого ребёнка – 1798,51, на второго – 3597, 01; максимальное пособие по уходу за
ребёнком до 1,5 лет – 7194,02;29 размер материнского капитала – 312000 рублей.
Проблема в том, что льготы в их нынешнем виде ужасно мешают планировать бюджет. Например, если посчитать все обязательства федерального бюджета перед льготниками, получится сумма, сопоставимая с доходами государственной казны: более 2 трлн рублей. Это деньги, которые государству пришлось бы тратить, если бы все россияне захотели пользоваться положенными им льготами. Реальные расходы бюджета меньше в несколько раз - в среднем в стране ежегодно на льготы тратится не более 500 млрд. рублей. Под сокращение попадут льготы для ветеранов и инвалидов, а также часть льгот для государственных служащих: милиционеров, судей, прокуроров, надзирателей тюрем, сотрудников спецслужб и даже жителей Крайнего Севера.
Субсидии – вид пособия в денежной или натуральной форме, предоставляемого государством либо другим учреждением юридическим и физическим лицам. Субсидия не предполагает последующего возврата получателем.
[28] Федеральный
закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспеченности
пособиями по временной
[29] Федеральный
закон от 29.12.2006 №256 – ФЗ «О
дополнительных мерах
Государственная субсидия – целевое безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счет средств государственного
бюджета либо специальных государственных фондов предприятиям, организациям, местным органам власти, а также отдельным лицам и другим государствам. Основная цель субсидий – поддержка малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также производств, находя-
щихся в состоянии реконструкции либо кризиса. Субсидии активно используются в целях стабилизации уровня цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги в условиях инфляции.
Различают прямое и косвенное субсидирование. Прямые государственные субсидии направляются на финансирование капиталовложений в приоритетные отрасли экономики, прежде всего в капиталоемкие отрасли промышленности, в сельское хозяйство, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и кредитно-денежной политики: льготное налогообложение, предоставление кредитов на льготных условиях, проведение политики ускоренной амортизации, предоставление государственных гарантий на экспортные кредиты, страхование депозитов и др.
Субсидии выдаются на финансирование строго обусловленных программ и предполагают долевое участие местных бюджетов. Выдаче субсидий предшествует тщательное изучение расходов местных бюджетов и источников их покрытия. В условиях хронического дефицита местных бюджетов субсидии выступают важным источником формирования их доходов, достигая от ¼ до ½ финансовых ресурсов местных бюджетов.30
Так, будут субсидироваться процентные ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на строительство и модернизацию рыбопромысловых судов и объектов рыбоперерабатывающей инфраструкту-[30] Сумцова Н.В. Экономическая теория / Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.-155С
ры, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение рыбопромысловых судов (1,07 млрд.руб.)
В целях стимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России (2 млрд.руб.).
Также будет выделена субсидия ОАО "Российские железные дороги" на расходы по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд.руб.).
Частный
спрос будет также
Государственная поддержка будет оказываться организациям оборонно-промышленного комплекса, до 15 млрд. рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК - головным исполнителям и исполнителям государственного оборонного заказа, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. В 2009 году на 3 млрд. рублей дополнительно предполагается увеличить субсидии стратегическим предприятиям и организациям ОПК в целях их финансового оздоровления.
Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций