Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа
Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».
Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В силу сказанного
думается, что с целью устранения
вышеуказанных недостатков
Правильность применения указанной системы в законодательстве о несостоятельности вызвано не только тем, что она представляется более эффективной по сравнению с системой «единого входа», а также тем обстоятельством, что она наиболее адекватно отражает сущность банкротства как объективного явления хозяйственной жизни.
Объективная сущность банкротства свидетельствует о том, что подавляющее большинство должников, прекративших платежи, в конечном счете оказываются банкротами. О сказанном с очевидностью свидетельствуют статистические данные. Так, из 9695 возбужденных дел о банкротстве в 2003 г. по 2091 делу были введены восстановительные процедуры; в 2004 г. из 10093 - 1398; в 2005 г. из 25643 - 1045; в 2006 г. из 83068 - 986; в 2007 г. из 30015 - 785; в 2008 г. из 27032 - 627[72].
Указанные
цифры говорят о том, что прекращение
платежей в подавляющем большинстве
случаев влечет банкротство (это
есть общее правило) и лишь незначительное
количество дел заканчивается
Несмотря
на отмеченное выше, законодатель игнорирует
указанное свойство банкротства
и пытается на уровне закона представить
исключения в виде правила, а правило
в виде исключения (в частности, это
выражается в приоритете восстановительных
процедур перед ликвидационной процедурой).
Подобные попытки в конечном счете
оказывают негативное влияние на
законодательство о несостоятельности
в целом, поскольку, с одной стороны,
при таком подходе
В силу этого полагаем, что при регулировании конкурсных отношений вышеуказанная сущность института банкротства должна найти свое адекватное отражение в законодательстве, которое должно принципиально изменить существующий сегодня подход к проблеме соотношения реабилитационных и ликвидационной процедур. В конечном счете правовое регулирование должно осуществляться путем выявления объективных закономерностей регулируемых общественных отношений и отражения их в правовых нормах, посредством наделения участников указанных отношений соответствующими субъективными правами и обязанностями.
Таким образом,
главной целью процедуры
3.2. Внешнее управление
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве.
Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен.
Определение о сокращении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном порядке.
С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника; управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в арбитражном судопроизводстве или исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве; требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного порядка предъявления требований к должнику.
Внешний управляющий приобретает полномочия органов управления по ведению дел компании-должника в силу пункта 2 ст. 94 Закона о банкротстве.
Отчет внешнего управляющего, рассмотренный собранием кредиторов, и протокол собрания направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания кредиторов. К отчету внешнего управляющего должны быть приложены реестр требований кредиторов, условия кредиторов, голосовавших против принятого решения или не принимавших участия в голосовании.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд может вынести одно из следующих решений: о прекращении производства по делу о банкротстве при удовлетворении всех требований кредиторов в соответствии с реестром; о продлении срока внешнего управления; об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего; о признании компании-должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Если подано ходатайство, арбитражный суд вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами. В этом случае производство по делу прекращается после окончания расчетов с кредиторами. Если в установленный арбитражным судом срок расчеты не произведены, арбитражный суд вправе принять решение о признании компании-должника банкротом и открытии конкурсного производства, а кредитор - требовать начисления на невыплаченную задолженность процентов, начиная с даты вынесения определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди и до даты удовлетворения его требований в полном объеме[73].
При предъявлении
требования о признании сделок недействительными
срок исковой давности следует исчислять
с момента, когда внешний управляющий
узнал или должен был узнать о
совершенной сделке. Внешний управляющий
может предъявлять в
Рассмотрим пример. ЗАО обратилось в арбитражный суд с требованием к ООО о признании договора купли-продажи оборудования недействительным и о применении последствий недействительности сделки.
В ходе судебного разбирательства
было установлено, что между акционерным
обществом в лице внешнего управляющего
и ООО заключен договор купли-продажи
оборудования. Оно передано ответчику
по акту приема-передачи. В соответствии
с Законом о банкротстве
На сегодняшний день процедуру внешнего управления нельзя признать эффективной. Например, в НСО с 1998 г. по 2009 г. внешнее управление было введено в 45 организациях. Платежеспособность ни в одном случае не была восстановлена. Конкурсное производство, открытое с большим опозданием, уже не могло быть эффективным, поскольку огромные издержки внешнего управления и расходы по текущим обязательствам не позволили удовлетворить требования кредиторов в том объеме, на который они были вправе рассчитывать при немедленной ликвидации[75]. При таких результатах расчеты тех, кто якобы ратует за интересы должника, за вывод его из кризисной ситуации, не оправдываются, так как в конечном счете в абсолютном количестве случаев должник, пройдя процедуру внешнего управления, оказывается на пути к ликвидации при конкурсном производстве. Затраты времени, сил и средств, которые необходимы для проведения процедур внешнего управления, явно неоправданны, если они не ведут к восстановлению платежеспособности должника, а следовательно, удовлетворению требований кредиторов. На наш взгляд, необходимо убрать из Закона о банкротстве нормы о внешнем управлении. Реабилитация должника может осуществляться только по решению собрания кредиторов, если после введения конкурсного производства конкурсные кредиторы посчитают реальной возможность восстановления платежеспособности должника.
Итак, особенности внешнего управления характеризуются следующим: оно направлено на сохранение деятельности компании и ее оздоровление, является обязательной процедурой банкротства и вводится по решению арбитражного суда только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности компании-должника.
3.3. Финансовое оздоровление
Предупреждение банкротства, осуществляемое органами исполнительной власти, предприятием-должником, его учредителями, собственником унитарного предприятия, кредиторами в досудебном порядке, преследует одну цель: выявить возможность или невозможность восстановить платежеспособность организации, ее способность или неспособность осуществлять далее нормальную хозяйственную деятельность. Для этого вводится финансовое оздоровление.
В определенной степени
финансовое оздоровление представляет
собой санацию, которая предусматривалась
Законом о банкротстве 1992 года. Однако
главная цель санации - восстановление
платежеспособности должника, а не
удовлетворение требований кредиторов.
Сущность финансового оздоровления
в погашении долгов, причем не только
самим должником, но и лицами, предоставившими
обеспечение, принявшими на себя обязательство
по гарантии или поручительству. Финансовое
оздоровление возможно только при установлении
новых сроков денежных выплат кредиторам
должника и наличии тех или
иных способов их обеспечения. Поэтому
данная процедура - не что иное, как
реструктуризация задолженности организации-
Процедура финансового
оздоровления не является обязательной
в деле о банкротстве. Все зависит
от намерений и воли кредиторов,
от того, согласятся они на реструктуризацию
задолженности или нет. Процедура
финансового оздоровления осуществляется
с целью проведения восстановительных
мероприятий под контролем
Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)