Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Представляется также  справедливой позиция, согласно которой  кредитор-залогодержатель, предъявивший свои требования с пропуском срока, установленного п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве, утрачивает все привилегии, связанные  со статусом залогодержателя, в частности  право давать согласие на заключение мирового соглашения[92].

Правила о  недопустимости восстановления срока  заявления требований в ходе конкурсного  производства, а также о невозможности  участия конкурсных кредиторов, заявивших  свои требования после закрытия реестра  требований кредиторов, в собрании кредиторов являются совершенно оправданными, поскольку способствуют внесению в  конкурсный процесс известной определенности и его ускорению. В противном  случае конкурсное производство могло  бы быть осложнено спорами, связанными с обжалованием решений, принятых на собрании кредиторов без участия  указанных конкурсных кредиторов.

Вышеприведенные правила касаются только тех кредиторов, которые не участвовали ранее  в деле о банкротстве. Те же, которые  принимали ранее участие в  деле о банкротстве, с введением  конкурсного производства автоматически  заносятся в реестр требований кредиторов.

В ходе конкурсного  производства расчеты с кредиторами, как правило, осуществляет конкурсный управляющий, который погашает требования конкурсных кредиторов из конкурсной массы.

Под конкурсной массой, согласно ст. 131 Закона о банкротстве, понимается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного  производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Как справедливо отмечается в литературе, в состав конкурсной массы входит не только имущество  должника как предметы материальной действительности, но и также - его  имущественные права[93].

Из имущества  должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое  из оборота, имущественные права, связанные  с личностью должника, в том  числе права, основанные на имеющейся  лицензии на осуществление отдельных  видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве  имущество.

В ходе конкурсного  производства конкурсная масса должна быть обращена в денежную массу, так  как удовлетворение требований кредиторов производится в денежной форме. Это  достигается при помощи таких  гражданско-правовых средств, как продажа  имущества и (или) предприятия должника, уступка права требования должника, замещение активов должника. Поскольку  данные мероприятия направлены на формирование источника удовлетворения требований конкурсных кредиторов, постольку возможность  участия в них названных лиц  представляет существенную гарантию их правового статуса. Основным средством  обращения конкурсной массы в  денежную форму является прежде всего  продажа имущества и (или) предприятия  должника. Продаже всегда предшествует процедура определения продажной  цены. Закон о банкротстве предусматривает  положения, которые являются важными  гарантиями прав и законных интересов  конкурсных кредиторов и ограничивают их от возможных злоупотреблений  со стороны конкурсного управляющего. К ним следует отнести необходимость  проведения оценки имущества должника независимым оценщиком. При этом в отношении движимого имущества  установлено исключение. На основании  решения собрания кредиторов или  комитета кредиторов оценка движимого  имущества должника, балансовая стоимость  которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем  сто тысяч рублей, может быть проведена  без привлечения независимого оценщика[94].

Порядок, сроки  и условия продажи имущества  должника определяет собрание кредиторов (комитет кредиторов) на основании  предложения конкурсного управляющего, которое должно быть представлено в  течение месяца с даты окончания  проведения инвентаризации и оценки имущества должника.

Продажа предприятия  должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, а реализация имущества должника - на открытых торгах при условии, что  иной порядок продажи не предусмотрен Законом о банкротстве.

Другим способом обращения конкурсной массы в  денежную форму является замещение  активов должника. Под замещением активов понимается создание на базе имущества должника одного открытого  акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ.

Акции созданных  на базе имущества должника открытого  акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и  могут быть проданы на открытых торгах. Думается, что собрание кредиторов также правомочно принять решение  о продаже указанных акций  на организованном рынке ценных бумаг (абз. 1 п. 5 и абз. 2 п. 6 ст. 115 Закона о банкротстве).

Закон для  продажи акций, создаваемых на базе имущества должника юридических  лиц, устанавливает такой же порядок, как и для продажи предприятия  должника. Это значит, что в процессе замещения активов должника конкурсные кредиторы обладают такими же правовыми  возможностями и действуют такие  же правовые гарантия их прав и законных интересов, как и при продаже  предприятия должника.

Наконец, имущество  должника может быть обращено в денежную форму путем уступки прав требований должника.

Кроме фактического (предупреждающего) контроля за деятельностью  конкурсного управляющего, выражаемого  в возможности давать согласие на осуществление мер, связанных с  реализацией конкурсной массы, конкурсные кредиторы вправе осуществлять информационный (фактически последующий) контроль.

Указанный контроль осуществляется путем наложения на конкурсного  управляющего обязанности по ежемесячному представлению комитету или собранию кредиторов отчета о своей деятельности, информации о финансовом состоянии  должника и его имуществе, о расходах (размере и обоснованности) на осуществление  конкурсного производства[95].

Помимо конкурсного  управляющего расчеты с кредиторами  также вправе произвести третье лицо. Данное лицо осуществляет расчеты с  кредиторами путем исполнения обязательств должника. При этом указанное право  может быть осуществлено третьим  лицом при условии, если предоставленные  денежные средства достаточны для полного  погашения требований кредиторов в  соответствии с реестром.

Обязательства должника могут быть исполнены двумя  способами: перечислением денежных средств непосредственно кредиторам; перечислением денежных средств  непосредственно должнику.

При удовлетворении требований кредиторов первым способом перечисление соответствующих денежных сумм должно осуществляться на банковские реквизиты, которые были указанны кредиторами. При удовлетворении требований кредиторов вторым способом денежные средства перечисляются не кредиторам, а должнику, который обязан указанными средствами удовлетворить требования кредиторов. Последний способ удовлетворения требований кредиторов третьим лицом опосредуется заемным правоотношением между ним и должником.

Как справедливо отмечается в литературе, данная конструкция  вызывает много вопросов[96].

Нельзя назвать  эффективной указанную конструкцию  также с точки зрения защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов.

С целью  обеспечения правового статуса  конкурсных кредиторов правовой механизм предоставления денежных средств должнику третьим лицом должен обеспечивать, с одной стороны, непосредственное использование указанных денежных средств на погашение требований кредиторов, с другой стороны, гарантировать  права и законные интересы лиц, предоставляющих  необходимые денежные средства.

Непосредственное  использование предоставляемых  денежных средств третьими лицами обеспечивается за счет возложения на должника обязанности  удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств.

Между тем, как свидетельствует  судебная практика, указанная мера является недостаточной. Так, ФАС Уральского округа установил, что в соответствии с п. 1 ст. 125 Закона о банкротстве  ОАО «Эвис» предоставило ООО «Взаимодействие» средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов. Однако в нарушение норм ст. 113, 125, 131 Закона о банкротстве конкурсный управляющий включил денежные средства в конкурсную массу и использовал не для прекращения производства по делу о банкротстве ООО «Взаимодействие»[97].

Для повышения  правового обеспечения целевого использования предоставляемых  денежных средств представляется обоснованным предусмотреть в действующем  законодательстве правило о том, что денежные средства предоставляются  должнику на условиях целевого займа. При этом целевое назначение такого займа должно быть определено необходимостью погашения требований кредиторов.

Подобное  правило способствовало бы также  значительному улучшению правового  положения третьего лица. Это будет  связано с тем, что конкурсный управляющий обязан будет обеспечить возможность осуществления третьим  лицом контроля за целевым использованием суммы займа (п. 1 ст. 814 ГК РФ).

Улучшение правового положения третьих  лиц в деле о банкротстве является серьезным стимулом для широкого применения указанного института в  деле о банкротстве, что не может  положительно сказываться на правом положении конкурсных кредиторов.

Между тем  правовое положение третьих лиц  оставляет желать лучшего. В Законе о банкротстве отсутствуют положения, которые позволили бы явно определить правовой статус указанных субъектов. Статус третьих лиц в деле о  банкротстве может быть квалифицирован как статус лиц, участвующих в  арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве и ст. 4, 40 АПК РФ).

Думается, что  с целью совершенствования правового  положения конкурсных кредиторов в  ходе конкурсного производства было бы разумным наделить третьих лиц  статусом лиц, участвующих в деле о банкротстве, поскольку они  имеют материальный интерес в  исходе дела.

Значительный  интерес имеет вопрос о правовом режиме предоставляемых денежных средств. Как представляется, указанные средства не следует включать в состав конкурсной массы. При этом следует заметить, что предоставленные денежные средства являются собственностью должника (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

Поскольку данные средства не включаются в конкурсную массу, ст. 113 Закона о банкротстве  совершенно справедливо требует  открытия специального банковского  счета. Требования конкурсных кредиторов относятся к требованиям третьей  очереди. Однако их требования по возмещению убытков в форме упущенной  выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций  учитываются отдельно в реестре  требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы  задолженности и причитающихся  процентов. Требования кредиторов третьей  очереди удовлетворяются после  полного удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди. Из указанного правила предусмотрено  исключение в отношении залоговых  кредиторов. Согласно п. 2 ст. 138 Закона о банкротстве требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника, удовлетворяются  за счет средств, полученных от продажи  предмета залога, преимущественно перед  иными кредиторами после продажи  предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым  возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные  за счет средств, полученных от продажи  предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом  имущества должника, удовлетворяются  в составе требований кредиторов третьей очереди.

Важной гарантией  правового статуса конкурсных кредиторов при осуществлении расчетов является правило п. 6 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому в случае наличия  рассматриваемых в арбитражном  суде (суде) на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей  очереди разногласий между конкурсным управляющим и кредитором по заявленному  требованию кредитора конкурсный управляющий  обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального  удовлетворения требований соответствующего кредитора.

При недостаточности  денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов третьей очереди  денежные средства распределяются между  кредиторами пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Удовлетворение  требований конкурсных кредиторов в  соответствии с установленными Законом  о банкротстве правилами влечет их погашение. При этом требования конкурсных кредиторов могут быть погашены путем  заключения соглашения об отступном  или путем зачета, о котором  имеет право заявлять конкурсный управляющий. В качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Зачет требования, а также  погашение требования предоставлением отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Поскольку конкурсное производство имеет своим последствием прекращение деятельности несостоятельного должника, постольку погашение требований кредиторов путем заключения соглашения о новации обязательства в конкурсном производстве не допускается. Так как в ходе конкурсного производства кредиторы не получают, как правило, полное удовлетворение своих требований ввиду недостаточности имущества должника, требования конкурсных кредиторов будут считаться также погашенными, если они не удовлетворены по причине недостаточности имущества должника.

Закон допускает  возможность удовлетворения не погашенных полностью требований кредиторов также  после окончания дела о банкротстве. Данная возможность закрепляется в  п. 11 ст. 142 Закона о банкротстве, согласно которому кредиторы, требования которых  не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требовать обращения  взыскания на имущество должника, незаконно полученное третьими лицами, в размере требований, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве. В случае отсутствия указанного имущества  или по заявлению третьего лица суд  вправе удовлетворить требования данных кредиторов путем взыскания соответствующей  суммы без обращения взыскания  на имущество должника. Указанное  требование может быть предъявлено  в срок, установленный федеральным  законом.

Таким образом, все имущество должника, имеющееся  на момент открытия конкурсного производства, независимо от того, было ли оно выявлено или нет в ходе конкурсного  производства, должно составлять конкурсную массу. В связи с чем представляется несправедливым и противоречивым ограничение  состава конкурсной массы имуществом должника, которое было выявлено в  ходе конкурсного производства (п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве).

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)