Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:56, дипломная работа

Краткое описание

Тема нашей дипломной работы «Банкротство (несостоятельность) юридических лиц». Институт несостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема банкротства предприятий, организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву».

Оглавление

Введение
Глава I. Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)
§ 1. Исторические аспекты развития института банкротства (несостоятельности)
§ 2. Национальные особенности института банкротства (несостоятельности) в современных условиях
Глава II. Порядок рассмотрения дел о банкротстве юридических лиц в
Арбитражном суде.
§ 1. Понятие о банкротстве юридических лиц
§ 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц
Глава III. Процедуры банкротства
§ 1. Наблюдение
§ 2. Финансовое оздоровление
§ 3. Внешнее управление
§ 4. Конкурсное производство
§ 5. Мировое соглашение
Глава IV. Особенности банкротства (несостоятельности) отдельных категорий должников
§ 1. Банкротство кредитных организаций
§ 2. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

бонкротство.docx

— 252.14 Кб (Скачать)

Арбитражный суд может ввести финансовое оздоровление и в противовес решению первого  собрания кредиторов, если в качестве обеспечения исполнения обязательств должника будет предоставлена банковская гарантия. При этом сумма, на которую  будет выдана банковская гарантия, также должна превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

С момента  введения финансового оздоровления наступают следующие последствия: 1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены только с  соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»; 2) отменяются ранее  принятые меры по обеспечению требований кредиторов; 3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в  части распоряжения принадлежащим  ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; 4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением  исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в  законную силу до даты введения финансового  оздоровления решений о взыскании  задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам  результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда; 5) запрещается  удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи  с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных  акций или выплата действительной стоимости доли (пая); 6) запрещается  выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; 7) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов; 8) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и  иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового  оздоровления (ст. 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В ходе финансового  оздоровления органы управления должника, продолжая осуществлять свои обязанности, ограничиваются в распоряжении своими средствами.

Как показывает изученная  практика Арбитражного суда НСО эффективность  процедуры внешнего управления чрезвычайно  низка. С 2007 по 2010 год – ежегодно всего лишь в двух случаях вводилось  финансовое оздоровление[79]. Очевидно, находится мало желающих предоставить обеспечение исполнения обязательств должника. Тогда же, когда процедура финансового оздоровления применяется, она не может не давать эффекта, поскольку в механизме финансового оздоровления заложен элемент ответственности лиц, ходатайствующих о введении процедуры финансового оздоровления. Лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, в случае неисполнения указанного графика должны исполнить обязательства должника перед кредиторами, иначе они привлекаются к ответственности в соответствии с гражданским законодательством (статьи 89 - 91 Закона о банкротстве).

На наш  взгляд, для повышения эффективности  регулирования конкурсных отношений  необходимо усиление законодательной  защиты интересов кредиторов неплатежеспособного  должника. Приоритет должен быть отдан  процедуре конкурсного производства (с него должно начинаться производство по делу о банкротстве любого должника), с возможностью выхода из него посредством  заключения мирового соглашения, заключаемого между должником и кредиторами, или перехода к реабилитационной процедуре - тому же внешнему управлению, как это предусмотрено статьей 146 Закона о банкротстве.

Вводить или  не вводить реабилитационную процедуру  при наличии установленных судом  признаков банкротства должника должно быть выбором сугубо должника и кредиторов. Соответствующие изменения  необходимо внести в пункт 1 статьи 53, статью 75 и др. Закона о банкротстве. Более правильным и соответствующим  сути конкурсных отношений решением проблемы было бы введение конкурсного  производства непосредственно после  возбуждения дела о банкротстве. Всякого рода реструктуризации кредиторской задолженности в таком случае могли бы осуществляться в рамках конкурсного производства под контролем  конкурсного управляющего.

Подобный  механизм мог бы существенно упростить  законодательство о банкротстве, в  частности, он позволил бы с самого начала конкурсного процесса обеспечить интересы всех кредиторов должника (вне  зависимости от того, наступили или  не наступили сроки исполнения их требований), поскольку с момента  открытия конкурсного производства сроки исполнения всех обязательств должника считаются наступившими (пункт 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Возможен также другой путь: придание процедуре финансового  оздоровления внесудебного характера, оставив ее в Законе о банкротстве (в настоящее время это сделано  применительно к кредитным организациям, в отношении которых предусмотрены  внесудебные меры по предупреждению банкротства: финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация (статья 3 Закона о банкротстве  кредитных организаций). Судебные процедуры  наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления к кредитным  организациям не применяются (статья 5 указанного Закона). либо приняв специальный закон о финансовом оздоровлении. Своеобразным примером может служить Федеральный закон от 09.07.2002 г. N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[80].

Итак, предлагаем изъять из Закона о банкротстве нормы  о финансовом оздоровлении как самостоятельной  процедуре, применяемой в деле о  банкротстве должника.

3.4. Конкурсное производство

 

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В  результате проведения конкурсного  производства прекращается существование  юридического лица. Вопрос о правовой природе конкурсного производства остается открытым. Ведущей, на данный момент, является точка зрения о  конкурсном производстве как ликвидационной процедуре. Взгляд этот не находит отражения в дореволюционном законодательстве, что не удивительно, ибо основным субъектом несостоятельности в то время было физическое лицо. Вместе с тем, уже дореволюционные ученые поставили вопрос о ликвидационном характере конкурсного производства: речь шла не о ликвидации хозяйствующего субъекта в ходе конкурсного производства, а о ликвидации торговли или имущества несостоятельного должника[81]. Современные юристы пишут о ликвидационном характере процедуры банкротства. Так, по мнению О.А. Никитиной, «конкурсное производство представляет собой специальную форму ликвидации, используемую в случаях признания должника несостоятельным (банкротом), цели которой состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга»[82].

ГК РФ, установив  в п. 4 ст. 61, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, либо действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или  иного фонда, ликвидируется также  в соответствии со ст. 65 вследствие признания его несостоятельным, тем самым создал все основания  для рассмотрения конкурсного производства в качестве процедуры ликвидации, применяемой в случае недостаточности  имущества юридического лица для  удовлетворения требований всех кредиторов, - процедуры специальной по отношению  к общей, рассчитанной на все остальные  случаи ликвидации юридического лица.

Этот взгляд законодателя приняли на вооружение современные  исследователи процедуры банкротства[83].

Говорить  о ликвидационном характере конкурсного  производства позволяют условия  и последствия его открытия, а  также - его цель.

Целью конкурсного  производства является ликвидация предприятия-должника. Б.С. Бруско пишет: «Конкурсное производство направлено на достижение вполне определенного экономического эффекта - изъятия из хозяйственного оборота субъектов предпринимательства, неспособных отвечать принципам рыночной экономики»[84]. Между тем ликвидация не является основной целью конкурсного права. Применение процедур банкротства имеет несколько иную телеологическую направленность, связанную с разрешением экономического конфликта между заинтересованными лицами, созданием системы «сдержек и противовесов»[85]. «Конкурсное производство является заключительной процедурой в деле о банкротстве, имеющей целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов» - отмечает Л.Я. Макова[86]. Е.Н. Матвеева считает, что главной целью конкурсного производства является максимальное удовлетворение требований кредиторов[87]. Аналогичную позицию высказывает А.В. Турбанов: «Конкурсное производство - особая процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения кредиторов и требования кредиторов, которые возникли после открытия конкурсного производства»[88].

Приведенные позиции верны, так как основаны на нормах Закона о  банкротстве. Как видно из буквального толкования закона (ст. 2 Закона о банкротстве), конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Принцип соразмерности вносит в телеологическую канву категории «конкурсное право» вполне определенное звучание: процедура необходима для соблюдения (и согласования) интересов нескольких субъектов, иначе необходимости в ее проведении нет.

Итак, конкурсное производство является видом ликвидационной процедуры. Эта процедура имеет  целью за счет реализации имущества  должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных  действий в отношении друг друга.

Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется  к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Основанием  открытия конкурсного производства является признание должника банкротом  по решению арбитражного суда. Переход  к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник  поступательно переходит из одной  процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после  наблюдения либо финансового оздоровления.

Конкурсное  производство вводится на срок до шести  месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству  лица, участвующего в деле, не более  чем на шесть месяцев.

Например, решением арбитражного суда Новосибирской области от 17.07.2009 г. должник закрытое акционерное  общества «Медвежонок» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Гройсман М.В. Определением арбитражного суда Новосибирской области срок конкурсного производства был продлен до 17.07.2010 г.[89]

Конкурсное  производство отличается от восстановительных  процедур прежде всего по способу  достижения основной цели конкурсного  процесса. Если в рамках восстановительных  процедур разрешение столкновения прав кредиторов достигается путем воздействия  на объект их стечения (имущество должника), то при конкурсном производстве эта  цель достигается путем установления определенного порядка осуществления  сталкивающихся прав.

Указанное различие предопределяет особенность  правового статуса конкурсных кредиторов в процедуре конкурсного производства. Так, если правовое положение конкурсных кредиторов в рамках восстановительных  процедур характеризуется возможностью получения полного удовлетворения своих требования, то в рамках ликвидационной процедуры удовлетворение требований кредиторов в большинстве случаев  бывает частичным либо вообще не происходит. В связи с этим правовой статус названных субъектов в конкурсном производстве будет определяться возможностью получения наиболее полного удовлетворения своих требований. При этом, как  представляется, эффективность законодательства о несостоятельности с точки  зрения обеспечения интересов кредиторов будет определяться тем, насколько  оно способно обеспечивать максимально  полное удовлетворение их требований.

Введение  процедуры конкурсного производства влечет наступление определенных материально-правовых последствий, которые предопределяют особенности правового статуса  конкурсных кредиторов в ходе указанной  процедуры банкротства. К ним  относятся следующие последствия:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, включая текущие требования[90]. При этом следует обратить внимание на то, что закон совершенно справедливо не предусматривает возможность начисления на указанные требования процентов, в отличие от реабилитационных процедур. Это связанно с тем, что в процессе ликвидации денежные средства кредиторов не имеют никакого экономического назначения;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Для участия конкурсных кредиторов в конкурсном производстве им нужно предъявлять свои требования к должнику. Данные требования могут  быть заявлены в течение двух месяцев  с даты опубликования сведений о  признании должника банкротом и  открытии конкурсного производства. Согласно п. 3 информационного письма ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93[91] восстановление двухмесячного срока, установленного для закрытия реестра требований кредиторов, законодательством не предусмотрено.

Истечение срока предъявления требований не влечет прекращения права кредиторов на участие в конкурсном производстве. Правовым последствием просрочки данного  срока является изменение порядка  удовлетворения требований данного  кредитора. Требования, заявленные конкурсными  кредиторами в течение двухмесячного  срока, подлежат удовлетворению в порядке  третьей очереди, в то время как  требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются  за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в  реестр требований кредиторов, имущества  должника.

Заявление конкурсными кредиторами своих  требований после закрытия реестра  требований кредиторов влечет не только изменение порядка удовлетворения их требований. С указанным обстоятельством  связанно также значительное изменение  правового положения данных лиц. Конкурсные кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра  требований кредиторов, не вправе голосовать на собрании кредиторов.

Информация о работе Правовое регулирование института банкротства (несостоятельности)