Разработка концепции антикризисного управления торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое изучение и разработка концепции антикризисного управления для ООО ТК «ФОРС».
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
Теоретически изучить и закрепить материал о концепции антикризисного управления
Проанализировать финансово- хозяйственную деятельность и существующую концепцию управления ООО ТК «ФОРС»
3. Разработать рекомендации по совершенствованию концепции антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы антикризисного управления торговой организацией………………………………………………….…6
Сущность концепции антикризисного управления торговой организации………………………………………………………………...6
Разработка концепции антикризисного управления торговой организации……………….. ……………………………………...…...…13
Роль и деятельность менеджера в концепции антикризисного управления организации ……………………………………………...…19
ВЫВОД………………………………………………………………………...……26
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО ТК «ФОРС»…………………………………………………………………..27
2.1. Организационно- правовая характеристика ООО ТК «ФОРС»…………27
2.2. Анализ жизненного цикла ООО ТК «ФОРС»…………………………32 Анализ кризисного состояния ООО ТК «ФОРС»……………………………..37
2.4.Эффективность антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»………..45
ВЫВОД……………………………………………………………………………..54
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО ТК «ФОРС»….…55
3.1.Пути повышения эффективности антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»…………………………………………………………….…55
3.2.Источники финансирования и график выполнения предложенных мероприятий……………………………………………………………………..58
3.3. Социально- экономическая оценка эффективности мероприятий……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..66
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика численности населения Красноярского края…...69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика показателей уровня жизни населения Красноярского края………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ В Динамика численности торговых организаций Красноярского края………………………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика численности торговых организаций Красноярского края…………………………………………………………….…..72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организаторские качества менеджера ………………….…. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Дерево целей ООО ТК «ФОРС»……………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Теории жизненного цикла ……………………………….….75
ПРИЛОЖЕНИЕ З Стадии жизненного цикла……………………………………77
ПРИЛОЖЕНИЕ И Финансовые показатели………………………………….…..79
ПРИЛОЖЕНИЕ К Экспертные оценки стадии жизненного цикла…………..…80
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Экспертные оценки управленческих компетенций……...…81
ПРИЛОЖЕНИЕ М Приказ………………………………………………..….……82
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Схема диагностики кризиса………………………………….83
ПРИЛОЖЕНИЕ О Алгоритм работы с дебиторской задолженностью.………..84

Файлы: 1 файл

Антикризис.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

           Рассмотрим  различие этих подходов.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.5. Различие тактического и стратегического управления (15)

 

           Компаниям сейчас не обязательно нанимать специального антикризисного менеджера в этой роли может выступить генеральный директор или один из директоров компании при наличии у него нужного опыта.           Особое внимание обращено к тем менеджерам, кто находился на руководящих постах во время кризиса 1998 г. Несмотря на различия этих двух кризисов, многие проблемы да и варианты их решения схожи. Самое главное — у этих людей есть закалка, которая позволяет им сейчас не терять время и работать на опережение.

           Руководитель, который эффективно работает в условиях кризиса, пройдет все эти стадии как можно быстрее, используя опыт и интеллект как свой собственный, так и членов команды. Качество антикризисного управления напрямую зависит от профессиональности менеджера.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

Рис. 1.6.Профессиональность менеджера в антикризисном управлении (16)

 

               Управляя кризисной ситуацией, руководитель выигрывает время, откладывая некоторые дела на потом, но, как всякий хороший руководитель, он может, если захочет, заставить их идти быстрее. Такие руководители – хорошие лидеры – вдохновляют свою команду, поощряют ее усилия и вселяют в нее уверенность в успешном решении кризисной ситуации.

               В конечном счете (и это важнее всего) хорошие руководители, как правило, не теряют холоднокровности, не впадают в панику, не реагируют слишком бурно на любые события и не “теряют голову”. Фактически они словно замедляют шаг в кризисных ситуациях, делая впечатление на окружающих и подчиненных, что все идет нормально, по плану и ситуация находится под их полным контролем.

             Особую роль здесь играют качества  менеджера. 

               Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние  на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

     Талант менеджера  определяется многими психологическими  качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает своеобразный отпечаток и на личностные характеристики менеджера.

     Профессионально важные  качества менеджера рассматриваются  на трех уровнях:

     - на уровне задач  деятельности менеджера;

     - на поведенческом  уровне;

     - на уровне свойств  личности.

     На основе управленческой  деятельности менеджера можно  выделить следующие профессионально  важные качества.

   Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности. ПРИЛОЖЕНИЕ Д

     Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

     Существенное значение  имеют для деятельности менеджера  коммуникативные качества:

     - способность к кооперации  и групповой работе;

     - поведенческие ориентации  при разрешении конфликтных ситуаций;

     - социальная компетентность при реализации своих целей.

     Менеджер в свой  деятельности постоянно осуществляет  три вида общения:

 

 


 

 

 

 

 

 

Рис. 1.7. Виды общения менеджера

 

     В зависимости от  конкретной ситуации и целей,  важно точно применить тот  или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.

     Умение устанавливать  деловые контакты, располагать к  себе людей зависит от манеры  поведения. Хорошие манеры помогают  быстро адаптироваться в любой  обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.

     Далее обратим на  следующее:

     Мотивационно-волевые  качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

     В литературе по  психологии менеджмента можно  встретить ряд работ ученых  изучающие менеджера и предпринимательские  качества, потенциал которых зависит  от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.

          Таким  образом, можно выделить в структуре  профессионально важных качеств  менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

             Рассмотрим эффективную деятельность  менеджера на примере            на примере выдающегося американского менеджера Ли Якокки, который спас от краха в начале 80-х годов одну из корпораций «большой тройки», действующих в автоиндустрии США. При этом Якокка сделал чуть ли не невозможное, но при этом мало что взял из традиционного набора управленческих рецептов, положившись в основном на свой опыт и интуицию менеджера-коммерсанта, дух инициативы, предприимчивости и неукротимую энергию делового человека.

Разрабатывая теорию и практику антикризисного управления, важно извлекать тот позитивный опыт, который накоплен лучшими зарубежными менеджерами на уровне фирмы, не повторяя их ошибок, творчески примеряя лучшие образцы и методы организации хозяйственной деятельности к нашим нуждам, к современной экономической действительности.

Ли Якокка начал свою деятельность в должности председателя Совета директоров корпорации Chrysler с критически-аналитической оценки положения дел в компании.(15)

Итак, критическая диагностика  системы управления корпорацией  показала, что перед вновь назначенным  руководителем стоит много очень  сложных проблем, но на первом месте  — проблема подбора персонала, создание единой сплоченной команды. Подбором сотрудников на высшие должности в органы управления фирмы Ли Якокка занимался лично. При этом у него был довольно обширный список (банк данных) сотрудников, который он тщательно накапливал и пополнял, работая еще в корпорации Ford motor.

Выделим ряд принципов, которыми пользовался Ли Якокка при формировании антикризисной команды:

  1. Непосредственное личное участие в подборе членов команды
  2. Оперативная и решительная чистка высшего эшелона руководителей
  3. Профессионализм, опыт, талант
  4. Напористость, умение решать проблемы
  5. Коммуникабельность, способность привлекать людей
  6. Взаимопонимание, помощь и сотрудничество
  7. Личная преданность
  8. Широкие полномочия и самостоятеотность

Обосновывая свои подходы и принципы формирования команды, Ли Якокка выделяет прежде всего талант, энергию, исключительное трудолюбие, многолетний опыт тех людей, которых он пригласил на работу в руководящие органы корпорации. «Каждый из них обладал многолетним опытом и желанием этот опыт использовать… Я знал, что они относятся к тому сорту людей, которые откликаются на призыв и готовы подать руку помощи… Это были энергичные люди, обладающие твердым характером и большим мужеством»

 

 

ВЫВОД

  1. В экономической литературе отсутствует единое общепризнанное понятие концепции антикризисного управления, и у экономистов нет единого мнения по проблеме ее формирования.
  2. Существует два крайних неадекватных подхода к формированию концепции антикризисного управления: «узкий» (предопределяет неэффективность антикризисного управления, поскольку оно вводится на предприятии, фактически являющимся банкротом, когда развитие кризиса в его деятельности достигает критической черты и ему уже требуется не помощь в преодолении кризиса, а «оживление» либо «ликвидация») и «широкий» (приводит к стиранию грани между антикризисным менеджментом и управлением в обычном режиме, к размыванию самого понятия «антикризисное управление»).
  3. Наиболее адекватной и полной можно считать  концепцию антикризисного управления, предложенную Э.М. Коротковым, которая рассматривает антикризисное управление с точки зрения его функционирования и развития.
  4. Любой кризис является возможностью для организации для перехода на новый качественный уровень бизнеса. Процесс развития предполагает изменения, поэтому управлять развитием означает сознательно и целенаправленно вносить изменения, ведущие к успеху, повышающие жизнеспособность, придающие организации новое качество
  5. Человек и человеческий капитал являются парадигмой современной концепции антикризисного управления. Менеджер, его опыт, профессионализм, личные качества могут стать факторами способствующими смягчению или выводу организаций из кризиса.

 

 

2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АНТИКРИЗИСНОГО  УПРАВЛЕНИЯ                       ООО ТК «ФОРС»

2.1. Организационно- правовая  характеристика ООО ТК «ФОРС»

Прежде чем начать  организационно- правовую характеристику ООО ТК «ФОРС», следует обратить внимание на правовое обеспечение системы менеджмента. Без качественного правового обеспечения системы менеджмента фирмы, вообще невозможно обеспечить стабильное и эффективное функционирование, т.к. каждая фирма является подсистемой системы более высокого - региона, отрасли, страны.

          Одним из направлений функционирования  системы менеджмента является  правовое регулирование образования  и функционирования фирмы. Это  регулирование осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и т.д.            Гражданский кодекс устанавливает множество организационно-правовых форм предпринимательства физических лиц и предприятий- юридических лиц. Одной из форм является общество с ограниченной ответственностью, которым и является наше анализируемое предприятие- ООО ТК «ФОРС». Данное общество является юридическим лицом, которое определяется, как организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных обществ является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль между участниками.

В отличие от акционерных обществ, прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между участниками общества не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом общества (если иной порядок предусмотрен Уставом).

В отличие от участников акционерного общества (акционеров) участник общества с ограниченной ответственностью может не только продать (или иным образом уступить) свою долю в уставном капитале общества, но и выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества. Участники общества с ограниченной ответственностью, а также само общество могут иметь преимущественное право покупки доли одного из участников, в случае его намерения продать свою долю третьим лицам. Также Уставом общества может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли участников третьим лицам.

Законодательство Российской Федерации предъявляет гораздо меньшие процедурные требования к деятельности общества с ограниченной ответственностью (в том числе, что касается созыва общих собраний, раскрытия информации и др.,  чем к деятельности акционерного общества).   Это связано с тем, что количество участников ООО не может быть слишком велико (не более пятидесяти человек в соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в противном случае оно обязано преобразоваться в открытое акционерное общество), и с тем, что ООО не размещает своих акций на публичном рынке капиталов.

Информация о работе Разработка концепции антикризисного управления торговой организации