Разработка концепции антикризисного управления торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является теоретическое изучение и разработка концепции антикризисного управления для ООО ТК «ФОРС».
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи:
Теоретически изучить и закрепить материал о концепции антикризисного управления
Проанализировать финансово- хозяйственную деятельность и существующую концепцию управления ООО ТК «ФОРС»
3. Разработать рекомендации по совершенствованию концепции антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы антикризисного управления торговой организацией………………………………………………….…6
Сущность концепции антикризисного управления торговой организации………………………………………………………………...6
Разработка концепции антикризисного управления торговой организации……………….. ……………………………………...…...…13
Роль и деятельность менеджера в концепции антикризисного управления организации ……………………………………………...…19
ВЫВОД………………………………………………………………………...……26
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО ТК «ФОРС»…………………………………………………………………..27
2.1. Организационно- правовая характеристика ООО ТК «ФОРС»…………27
2.2. Анализ жизненного цикла ООО ТК «ФОРС»…………………………32 Анализ кризисного состояния ООО ТК «ФОРС»……………………………..37
2.4.Эффективность антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»………..45
ВЫВОД……………………………………………………………………………..54
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНЦЕПЦИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ООО ТК «ФОРС»….…55
3.1.Пути повышения эффективности антикризисного управления ООО ТК «ФОРС»…………………………………………………………….…55
3.2.Источники финансирования и график выполнения предложенных мероприятий……………………………………………………………………..58
3.3. Социально- экономическая оценка эффективности мероприятий……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..66
ПРИЛОЖЕНИЕ А Динамика численности населения Красноярского края…...69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Динамика показателей уровня жизни населения Красноярского края………………………………………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЕ В Динамика численности торговых организаций Красноярского края………………………………………………………………..71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика численности торговых организаций Красноярского края…………………………………………………………….…..72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организаторские качества менеджера ………………….…. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Дерево целей ООО ТК «ФОРС»……………………………..74
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Теории жизненного цикла ……………………………….….75
ПРИЛОЖЕНИЕ З Стадии жизненного цикла……………………………………77
ПРИЛОЖЕНИЕ И Финансовые показатели………………………………….…..79
ПРИЛОЖЕНИЕ К Экспертные оценки стадии жизненного цикла…………..…80
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Экспертные оценки управленческих компетенций……...…81
ПРИЛОЖЕНИЕ М Приказ………………………………………………..….……82
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Схема диагностики кризиса………………………………….83
ПРИЛОЖЕНИЕ О Алгоритм работы с дебиторской задолженностью.………..84

Файлы: 1 файл

Антикризис.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

           Антикризисное  управление  серьезно  отличается  от  управления  в  обычном режиме.  Во  время  кризиса  нужны абсолютно другие  подходы к принятию  решений, которые могли бы в кратчайшие сроки изменить события. 

         Существуют еще 2 противоположных подхода к концепции антикризисного управления: консервативный и эволюционный (18).

Сторонники консервативной концепции антикризисного менеджмента видят его применение на третьей /четвертой стадии кризиса и сводят антикризисный менеджмент к набору определенных, жестко отрегулированных мер для выправления статус-кво, то есть восстановления базовых переменных показателей деятельности компании. Здесь главным инструментом работы признается стабилизационная программа, включающая в себя борьбу за увеличение денежных средств (в широком смысле) и уменьшение текущих хозяйственных и финансовых потребностей.

Сторонники эволюционной концепции склонны считать причиной возникновения кризисной ситуации неадекватность предприятия рыночным условиям. И как следствие видят выход из кризиса, в первую очередь, в изменении стратегических целей и миссии компании, а главным инструментом работы признают реструктуризацию бизнес-процессов. 
Таким образом, в рамках консервативной концепции основным инструментом работы будет стабилизационная программа, а в условиях эволюционного пути – реструктуризация бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3. Методы эволюционной и консервативной концепции

Консервативные

Эволюционные

  • борьба за увеличение ДСР (продажа краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции, избыточных производственных запасов, инвестиций, нерентабельных производств и объектов не производственной сферы);
  • уменьшение ТХП (снижение неэффективных расходов, остановка нерентабельных производств, выведение из состава предприятия затратных объектов путем создания дочерних компаний);
  • сокращение ТФП (реструктуризация долговых обязательств, выкуп долговых обязательств с дисконтом, форвардные контракты на продукцию).
  • реструктуризация бизнес-процессов компании, переориентация их на новые задачи;
  • конвертация долгов в основной капитал (расширение уставного фонда, уступка части долей /акций);
  • реорганизация управленческих структур компании, оптимизация связей;
  • маркетинговые программы – исследование потребительского рынка и конкурентов, определение потребности в новых товарах /услугах;
  • новые методы работы с кадрами, оптимизация штатной структуры, сокращение персонала и повышение эффективности работы оставшегося (обучение, переподготовка), аутсорсинг;
  • диверсификация бизнеса, внедрение новых производственных направлений;
  • инновации и модернизация производства.

 

 

Итак, антикризисное управление в рамках консервативной концепции, действительно, отличается от антикризисного управления в другом (эволюционном) направлении. Если весь арсенал подходов и методов последнего направлен  на развитие и выживание предприятия  в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены в первую очередь на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте.

             Как уже упоминалось выше, в различных учебниках реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления . Наиболее адекватной и полной ,отражающей суть антикризисного управления, по нашему мнению, можно считать концепцию антикризисного управления, предложенную Э.М. Коротковым. Рис. 1.1. (16)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1.  Концепция антикризисного управления по Короткову Э.М.(16)

 

        Данная концепция рассматривает антикризисное управление организацией в разрезе двух тенденций: функционирования и развития.

       Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение режима работы, реализация всех производственных функций, определяющих деятельность фирмы, это работа в рамках достигнутого качества.

       Развитие- это  приобретение нового качества, определяющего усиление и устойчивость жизнедеятельности фирмы, ее рост.

        В развитие любой организации существует вероятность возникновения кризиса, которая определяется не только ошибками в старении управления, недостаточным вниманием к проблемам развития или поражением в конкурентной борьбе, но и объективными факторами колебания рыночной конъюнктуры, потребностей в периодической модернизации технологий, изменений организации производства, смены персонала или внешними экономическими условиями.

          Во  многих случаях, кризис в развитии фирмы нельзя устранить, но его остроту можно снизить, если учитывать его особенность, вовремя распознать и увидеть его наступление. В этом отношении каждое управление должно быть антикризисным, т.е. построенным на учете возможности возникновения кризиса. 

         Стоит отметить  такую содержательную сторону  концепции антикризисного управления, как человеческий фактор, так  как без него любое управление  не является возможным. 

         Современная  парадигма управления в основу концепции ставит деятельность человека (менеджера) и все факторы ее осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Разработка концепции антикризисного управления торговой организации

Как упоминалось выше, концепция антикризисного управления – это совокупность основных положений антикризисного управления, определяющих характер деятельности организации.

Научный подход к управлению требует  сознательного и аналитического конструирования концепции управления, отражающей научные рекомендации и  конкретные условия управления. Такая концепция управления позволяет учитывать и не упускать такие факторы эффективности управления, которые являются критическими, решающими и наиболее важными. При этом концепция позволяет учитывать эти факторы в систематизированном виде.

Разработка концепции основана на содержании антикризисного управления: системе управления, механизме управления, процессе управления Рис 1.2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рис. 1.2. Антикризисное  управление по Короткову Э.М. (16)

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

  • гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
  • склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
  • диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
  • снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
  • усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции

          Антикризисное  управление имеет особенности  и в части его технологий:

  • мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
  • осуществление программно- целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;
  • повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
  • усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;
  • использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации.

            Механизм управления, характеризующий  средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

            В механизме антикризисного управления  приоритеты должны быть отданы:

  • мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
  • установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
  • интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
  • инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
  • корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

            Все это в совокупности должно  найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.

          Важным  элементом антикризисного управления  являются его функции. Функции антикризисного управления – это виды деятельности, которые реализуют предмет антикризисного управления и определяют его результат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно на всех стадиях кризиса. Можно выделить шесть функций: Рис. 1.3.

  • предкризисное управление;
  • управление в условиях кризиса,
  • управление процессами выхода из кризиса,
  • стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости), минимизация потерь и упущенных возможностей,
  • своевременное принятие решений.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.3.Функции антикризисного управления (16)

 

Каждая из функций управления имеет  свои особенности, но в общей совокупности они характеризуют основные черты антикризисного управления.

          Антикризисное  управление имеет предмет воздействия  – проблемы и предполагаемые  и реальные факторы кризиса,  т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. Любое управление должно содержать черты антикризисного и задействовать антикризисный механизм управления по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия.

        Важное место  в концепции занимает технология  антикризисного управления. Это  комплекс мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения  уровня его отрицательных последствий. Рис.1.4.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.4. Технология антикризисного управления

            Технология управления заключается  в выборе и реализации определенной  последовательности, параллельности, комбинаций операций при разработку  управленческих решений.

            В итоге можно отметить, что  разработка концепции антикризисного  управления основывается на содержании  антикризисного управления, а именно  системе, механизме и процессе, а также предполагает определенную  технологию антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Деятельность менеджера, как парадигма концепции антикризисного управления

         Общеизвестна триада, определяющая ныне успех в бизнесе — «Люди—продукт—прибыль». Стабильность бизнеса, прочность позиций фирмы на рынке, ее финансов обеспечивают прежде всего люди. Предприятие должно располагать такими работниками, которые способны подходить к делу творчески, стремиться к нововведениям, развивать сотрудничество с другими, добиваться оптимального конечного результата. Нужна не просто группа специалистов, а дружный, творческий, самонастраивающийся коллектив-команда. Без этого никакие ухищрения в финансовой области дело не спасут. 
Однако самое главное — голова, менеджер. В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера, являющегося сегодня мотором рыночной экономики. Для российского менеджера приоритетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

           Какие менеджеры наиболее востребованы в условиях кризиса? Мнения разделились: одни считают, что это должны быть стратеги, другие, напротив, ищут тех, кто умеет экономить. Оптимисты с хорошей стрессоустойчивостью - так определяет правильных в нынешних условиях управленцев многие специалисты.

           Антикризисный  менеджер рассматривает и развивает  стратегические цели, а обычный управленец отдает предпочтение оперативным.

Информация о работе Разработка концепции антикризисного управления торговой организации