Разработка антикризисной программы деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизация предпринимательства. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений, работников.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты определения сущности антикризисной программы
1.1. Сущность и содержание антикризисной программы
1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия
Глава 2. Прогнозирование банкротства ООО «Огнеборец»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Огнеборец»
2.2. Анализ и оценка банкротства предприятия
2.3. Оценка перспектив развития ООО «Огнеборец»
Глава 3. Разработка антикризисной программы для ООО «Огнеборец»
3.1. Рекомендуемая антикризисная программа
3.2. Оценка результатов реализации рекомендуемой антикризисной программы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Антикризисная программа предприятия.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Четвертая группа факторов включает политику антикризисной программы управления персоналом, которые всегда сопровождает кризисные ситуации [3, с. 56].

Антикризисная программа отражает то обстоятельство,  что она является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и  специфическими характеристиками. Одной из характеристик всякого управления является деятельность человека. Управление организацией -  это управление совместной деятельностью людей, которое состоит из множества проблем.

Предметом антикризисной программы являются факторы кризиса, т.е все проявления совокупного обострения противоречий, приводящих к наступлению кризиса.

Суть антикризисной программы заключается в своевременной профилактике банкротства, либо при вхождении предприятия в кризисное состояние, в своевременном «лечении» предприятия, в грамотном и по возможности быстром выводе из кризиса. Она выражается в следующих положениях [3, с. 57]:

1.            Кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

2.            Кризисы в определённой мере можно ускорять, предварять и отодвигать;

3.            К кризисам можно и необходимо готовиться;

4.            Кризисы можно смягчать;

5.            Управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

6.            Кризисные процессы могут быть до определённого предела управляемыми;

7.            Управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Антикризисная программа  существенно отличается от обычных приёмов, форм и технологий управления предприятием.

Главной целью антикризисной программы является обеспечение прочного положения на рынке и стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране.

В ее рамках применяются в основном те управленческие инструменты, которые в российских условиях наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении текущих проблем фирмы [36, с. 102].

Главное в антикризисной программе – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной тактики альтернативных вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.

В основе антикризисной программы лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.

Антикризисная программа направлена на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие (например, на грани банкротства), можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

При составлении и реализации программы финансового оздоровления необходимо руководствоваться рядом принципов, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации программы [26. с. 215] .

1.            Целевой характер разработки и реализации программы финансового оздоровления. При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим (например, восстановление платёжеспособности предприятия).

2.            Принцип адекватности означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансово-экономического состояния предприятия и на этой основе выбираются мероприятия по финансовому оздоровлению.

3.            Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассматривать предприятие-должник как сложную социально-экономическую систему. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, «оздоравливающие» отдельные подсистемы.

4.            Структурный принцип предполагает наличие в плане, как минимум, трёх обязательных разделов: характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, формулирующий мероприятия по финансовому оздоровлению.

5.            Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

6.            Командный принцип разработки и реализации. Он предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только такой тандем может привести к реальному финансовому оздоровлению предприятия.

Таким образом, антикризисная программа представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей  стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

1.2. Методы прогнозирования банкротства предприятия

Содержание  и основная целевая установка финансового анализа - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами [9, с. 49].

В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансового анализа - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).

Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством ин­формационного обеспечения. В системе информационного обес­печения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчет­ность становится основным средством коммуникации, обеспечива­ющим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия. Причин тому несколько, основная из них состоит в изменении форм собственности. Этот процесс, наиболее динамично развивающийся в сфере обращения, вполне естественно привел к разрушению многих вертикальных связей и последова­вшей за этим информационной обособленности предприятий.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего пред­приятия, так и его существующих и потенциальных контраген­тов. Для этого необходимо:

а) владеть методикой оценки финан­сового состояния предприятия;

б) иметь соответствующее инфор­мационное обеспечение;

в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике [22, с. 32].

Оценка финансового состояния может быть выполнена с раз­личной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадро­вого обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния.

              Анализ финансового состояния предприятия преследует несколько целей:

o              определение финансового положения;

o              выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;

o              выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;

o              прогноз основных тенденций финансового состояния.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Целью анализа финансового состояния предприятия (ФСП)  в рамках антикризисной программы является характеристика состояния дел предприятия для своевременного выявления и устранения недостатков в финансовой деятельности и нахождения резервов улучшения ФСП.

Анализ ФСП включает в себя:

         1. Выявление важнейших характеристик баланса: оценку общей стоимости имущества, оценку соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заёмных средств. Здесь важно сопоставить динамику объёма реализации и прибыли.

2. Анализ изменений в составе и структуре активов и пассивов.[14, с. 121]

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчётов. Можно выделить 5 основных видов анализа:

1.            Горизонтальный – сравнение каждой позиции отчётности с предыдущим периодом;

2.            Вертикальный – определение структуры финансовых показателей;

3.            Трендовый – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных явлений и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

4.            Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчёт числовых отношений различных форм отчётности, определение взаимосвязей показателей;

5.            Факторный – анализ влияния отдельных причин (факторов) на результативный показатель.

Таким образом, анализ финансовой отчётности является, по сути, предварительным анализом финансового состояния предприятия, позволяющим судить о характере использования финансовых ресурсов.[38, с. 132]

При прогнозировании и диагностике кризиса, основываясь на теоретических и практических разработках отечественных экономистов, рекомендуется проанализировать в совокупности следующие показатели:

      Ликвидности и платёжеспособности;

      Финансовой устойчивости;

      Деловой активности.

 

1. Показатели ликвидности и платёжеспособности.

Платёжеспособность – способность предприятия своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Ликвидность – способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства, необходимые для нормальной финансово-хозяйственной деятельности и погашения его текущих (краткосрочных) обязательств.

Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период,  тем выше ликвидность данного вида активов.

1). Коэффициент абсолютной ликвидности (коэффициент срочности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счёт наиболее ликвидных оборотных активов – денежных средств и краткосрочных финансовых вложений:

 

денежные средства + краткосрочные финансовые вложения

Кал =                                           краткосрочные обязательства              (1)

 

 

Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,2-0,5 (то есть не менее 20-50%).

 

2). Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточного покрытия) показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счёт наличности, но и за счёт ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги:

             

 

К бл        =   (денежные средства +краткосрочные фин. вложения + дебиторская  задолженность)

                                                                                                               

краткосрочные обязательства

(2)

 

Нормативное значение для коэффициента критической ликвидности не менее 0,7-1,0.

 

3). Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства:

 

К тл      =                      текущие (оборотные) активы

                                     краткосрочные обязательства     

                                                             (3)

Информация о работе Разработка антикризисной программы деятельности предприятия