Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа
Целью исследования является:
1) критически оценить нормативный, статистический материал и практику его применения, исследовать теоретические и практические проблемы правового статуса внешнего управляющего;
2) на основе анализа изучаемого материала сделать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО……………………………...5
1.1 Назначение внешнего управляющего………………………………………..5
1.2 Права внешнего управляющего……………………………………………...6
1.3 Обязанности внешнего управляющего……………………………………...7
1.4 Обзор теоретических положений статуса внешнего управляющего………9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНИХ УПРАВЛЯЮЩИХ……..………….14
2.1 Компетенция собрания кредиторов в ходе внешнего управления……….14
2.2 Компетенция комитета кредиторов при внешнем управлении ……….…15
2.3. Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления и процедурные сроки при внешнем управлении………………………………...15
2.4 Последствия введения внешнего управления……………………………...18
2.5 Внешнее управление как инструмент преодоления кризиса……………..31
3. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АКХ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»………………………….……… 43
3.1 Наблюдение…………………………………………………………………. 43
3.2 Конкурсное производство ………………………………………………….71
3.3 Мировое соглашение ………………………………………………………..84
3.4 Проблемы, выявленные при изучении внешнего управления и пути их решения…………………………………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
Внешний управляющий не позднее одного месяца с момента своего назначения обязан разработать и представить на утверждение комитету (собранию) кредиторов план внешнего управления (ст. 82 Закона о банкротстве), а также не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления созвать собрание кредиторов для рассмотрения этого плана, письменно уведомив всех кредиторов о дате и месте проведения собрания и обеспечив возможность ознакомления с данным планом не менее чем за две недели до даты проведения собрания (п. 1 ст. 83 Закона о банкротстве).
При проведении внешнего управления и мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий, предусматривающих предоставление государственной финансовой поддержки, внешний управляющий обязан разрабатывать и согласовывать план внешнего управления (план финансового оздоровления (бизнес-план)) в соответствии с типовой формой, утвержденной Распоряжением ФСДН России от 5 декабря 1994 г. № 98-р и Приложениями 1 --3 к этому Распоряжению./6/
На первом этапе согласование осуществляется с соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соответствующими федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в данной отрасли или сфере управления, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов Российской Федерации; срок рассмотрения плана каждым из указанных органов не должен превышать тридцать календарных дней со дня получения.
На втором этапе согласование проводится с ФСФО России, которая направляет согласованный с нею план в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Если в течение двадцати календарных дней со дня получения плана Минэкономики России не направит в ФСФО России мотивированное заключение о нецелесообразности предоставления государственной финансовой поддержки, данный план считается согласованным.
На третьем этапе ФСФО России рассматривает и утверждает указанный план.
Собрание (комитет) кредиторов по представлению внешнего управляющего должно утвердить план внешнего управления не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления (ст. 83 Закона о банкротстве).
В случае вынесения собранием кредиторов решения об отклонении плана внешнего управления с одновременным утверждением кандидатуры нового внешнего управляющего и обращении с соответствующим ходатайством в суд это решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для утверждения плана внешнего управления; срок созыва собрания не должен превышать один месяц со дня вынесения указанного решения (п. 4 ст. 84 Закона о банкротстве).
Внешний управляющий обязан представить суду свой отчет, рассмотренный и утвержденный собранием кредиторов, и протокол собрания кредиторов не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания (п. 1 ст. 92, п. 5 ст. 83 Закона о банкротстве).
Если в течение шести месяцев с момента введения внешнего управления суду не был представлен план внешнего управления, суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 83 Закона о банкротстве).
При продаже предприятия (бизнеса) должника внешний управляющий обязан опубликовать объявление о продаже предприятия на открытых торгах в официальном издании ФСФО России не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов (п. 4 ст. 86 Закона о банкротстве).
Не позднее чем за пятнадцать дней до истечения срока внешнего управления или при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов свой отчет с учетом требований п. 2, 3 ст. 90 (п. 1 ст. 90) Закона о банкротстве и в тот же срок направить всем кредиторам уведомление о проведении собрания кредиторов (п. 2 ст. 91 Закона о банкротстве), которое созывается не позднее чем через десять дней после истечения срока внешнего управления или не позднее чем через один месяц после возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления (п. 1 ст. 91 Закона о банкротстве). В случае отказа суда в утверждении отчета внешнего управляющего либо непредставления в суд отчета в месячный срок с момента окончания установленного срока внешнего управления суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 92 Закона о банкротстве).
При вынесении определения об утверждении отчета внешнего управляющего суд при наличии ходатайства, принятого собранием кредиторов, вправе установить срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения такого определения (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве).
Должник, внешний управляющий в течение пяти дней с момента заключения мирового соглашения обязан представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения (п. 2 ст. 123 Закона о банкротстве).
При принятии судом решения о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и о назначении конкурсным управляющим другого лица внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента передачи дел конкурсному управляющему (п. 3 ст. 96 Закона о банкротстве).
При
принятии судом решения об утверждении
мирового соглашения или в связи с погашением
требований кредиторов внешний управляющий
продолжает исполнять свои обязанности
в пределах компетенции руководителя
должника до момента назначения (избрания)
нового руководителя должника (п. 2 ст.
96 Закона о банкротстве)./6/
2.4
Последствия введения внешнего управления
С даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:
- о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
- об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
- об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
- об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
- об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
- об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
- о замещении активов должника;
- об избрании представителя учредителей (участников) должника;
- о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
- иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.
Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.
Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.
Внешнее управление - судебная процедура, определенная ст. 2 Закона о банкротстве как "процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности".
Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.
Закон о банкротстве устанавливает три случая введения внешнего управления арбитражным судом.
Первым основанием для применения названной процедуры служит решение кредиторов о введении внешнего управления. В этом случае арбитражный суд связан решением собрания кредиторов и не вправе изменить его, применив к должнику иную процедуру. Таким образом, независимо от того, сделан ли временным управляющим в ходе анализа финансового состояния вывод о возможности восстановить платежеспособность должника или об отсутствии такой возможности, суд своим определением лишь подтверждает волю кредиторов.
С экономической точки зрения может показаться нецелесообразной такая правовая конструкция, когда по вопросу введения внешнего управления принимается во внимание только мнение кредиторов. Однако в ней имеется определенный смысл.
Во-первых, кредиторы однажды рискнули своими ресурсами, вложив их в должника, и поэтому должны обладать существенными правами по принятию решений о его дальнейшей финансовой реабилитации.
Во-вторых, выводы временного управляющего о невозможности восстановить платежеспособность должника не всегда бесспорны. Расходы временных и материальных ресурсов на экспертизу результатов анализа финансового состояния (которые, как правило, относятся на расходы должника) зачастую нецелесообразны, а в малом бизнесе могут стать просто губительными.
В-третьих, предоставление дополнительного шанса может стать толчком к активизации деятельности должника и полному расчету с кредиторами.
При этом кредиторы, приняв указанное решение, рискуют незначительно, так как срок внешнего управления может быть сокращен или прекращен судом по ходатайству собрания кредиторов.
Например, после введения внешнего управления следующее решение кредиторов будет основано на плане, представленном внешним управляющим. Если внешний управляющий в течение первого месяца приходит к выводу, что перспектива восстановления платежеспособности отсутствует, он указывает на это в плане внешнего управления и рекомендует открыть конкурсное производство.
Во втором случае суд уполномочен выносить определение о введении внешнего управления, если собранием кредиторов в установленные сроки не принято решение о применении одной из процедур банкротства. Такое определение выносится, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена (например, это вывод, вытекающий из анализа финансового состояния, проведенного временным управляющим).
Последний случай, когда суд может вести внешнее управление - следующий. Если в отношении должника ранее не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. На основании такого ходатайства арбитражный суд может вынести соответствующее определение.
Первый шаг в работе внешнего управляющего - это принятие в управление имущества должника и проведение его инвентаризации. Принятие имущества в управление производится с оформлением акта приема-передачи. Четких требований к акту не существует, поэтому с точки зрения формы нужно помнить, что акт является двусторонним и подписывается руководителем предприятия и арбитражным управляющим. С точки зрения содержания вопрос значительно более сложен.