Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа
Целью исследования является:
1) критически оценить нормативный, статистический материал и практику его применения, исследовать теоретические и практические проблемы правового статуса внешнего управляющего;
2) на основе анализа изучаемого материала сделать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО……………………………...5
1.1 Назначение внешнего управляющего………………………………………..5
1.2 Права внешнего управляющего……………………………………………...6
1.3 Обязанности внешнего управляющего……………………………………...7
1.4 Обзор теоретических положений статуса внешнего управляющего………9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНИХ УПРАВЛЯЮЩИХ……..………….14
2.1 Компетенция собрания кредиторов в ходе внешнего управления……….14
2.2 Компетенция комитета кредиторов при внешнем управлении ……….…15
2.3. Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления и процедурные сроки при внешнем управлении………………………………...15
2.4 Последствия введения внешнего управления……………………………...18
2.5 Внешнее управление как инструмент преодоления кризиса……………..31
3. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АКХ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»………………………….……… 43
3.1 Наблюдение…………………………………………………………………. 43
3.2 Конкурсное производство ………………………………………………….71
3.3 Мировое соглашение ………………………………………………………..84
3.4 Проблемы, выявленные при изучении внешнего управления и пути их решения…………………………………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
баланс должника на последнюю отчетную дату;
отчет о движении денежных средств;
отчет о прибылях и убытках должника;
сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов;
расшифровку оставшейся дебиторской задолженности и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника;
сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника.
К отчету внешнего управляющего должен быть приложен реестр требований кредиторов. В отчете также необходимо изложить рекомендации кредиторам по дальнейшей деятельности должника, а также иные необходимые сведения для того, чтобы показать кредиторам, каким образом управляющий пришел к своим выводам и рекомендациям.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из следующих решений:
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
о заключении мирового соглашения.
Не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол собрания кредиторов направляются в арбитражный суд.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету должны быть приложены реестр требований кредиторов на дату проведения собрания и жалобы кредиторов, голосовавших против принятого собранием решения или не принимавших участия в голосовании. Отчет управляющего и жалобы на его действия при их наличии рассматриваются судом не позднее, чем через месяц с даты получения.
Отчет внешнего управляющего подлежит утверждению арбитражным судом в случае, если:
все требования кредиторов, включенные в реестр, удовлетворены;
собранием кредиторов принято решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
между кредиторами и должником заключено мировое соглашение;
собранием кредиторов принято решение о продлении срока внешнего управления.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего судом выносится определение:
о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены следующие обстоятельства: требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены; отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника; имеются обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения.
В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения определения. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. Если в установленный срок не произведены расчеты с кредиторами, суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Расчеты с кредиторами производятся в следующем порядке:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Полномочия внешнего управляющего прекращаются в случае прекращения производства по делу о банкротстве или принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до избрания или назначения нового руководителя предприятия. Внешний управляющий также обязан созвать общее собрание акционеров или организовать проведение заседания совета директоров для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника. Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются.
В случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или, если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, то внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до утверждения нового конкурсного управляющего. Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее, чем через три рабочих дня с даты утверждения последнего.
2.5 Внешнее управление
как инструмент преодоления кризиса
Для вывода предприятия из долговой ямы необходимо разработать концепцию преодоления кризиса, под которой понимается системное представление всех процессов реорганизации и управления, результатом которой являются запланированные и впоследствии реализованные мероприятия. Статья 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает разработку подобной концепции в виде плана внешнего управления (ПВУ), который утверждается собранием кредиторов предприятия и должен содержать комплекс мероприятий, позволяющих в определенный промежуток времени восстановить платежеспособность должника.
ПВУ разрабатывается на основе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 3-5 лет. В результате вырабатывается концепция преодоления кризиса для конкретного предприятия с учетом специфики производства, местоположения, наличия квалифицированных кадров в производственном и управленческом звеньях и иных ресурсов.
На основе опыта можно выделить следующие узкие места в организации деятельности и управления предприятием-банкротом:
отсутствует информация о кредиторской и дебиторской задолженности;
невозможно свести воедино информацию по ожидаемым и фактическим поступлениям и платежам;
руководство не имеет информации для оценки деятельности предприятия;
планово-экономические службы готовят огромное количество документов, большинство из которых непригодно для финансового анализа;
процесс планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия оперативных управленческих решений;
плановые данные значительно отличаются от фактических.
Процесс планирования начинается с производства, а не со сбыта;
при планировании преобладает затратный механизм ценообразования: цена формируется без учета рыночных цен, исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;
наличие значительных неиспользуемых ресурсов;
предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах (люди, мощности и т-п-);
бремя социальной сферы и т-д.
Необходимо отметить, что в процессе внешнего управления предприятие, как правило, отрезано от внешних источников финансирования и может рассчитывать только на внутренние (скрытые) ресурсы.
В процессе всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности должника выявляются:
скрытые резервы предприятия (значительная дебиторская задолженность, запасы и материалы, неэффективно использующееся оборудование, недвижимость, людские ресурсы), за счет которых в основном и будут производиться финансирование реструктуризации предприятия и погашение кредиторской задолженности, так как должник в лучшем случае в состоянии генерировать необходимый денежный поток только на покрытие текущих затрат;
квалификация управляющего персонала;
пути дальнейшего развития бизнеса и его диверсификации;
цели, стоящие перед организацией.
На базе данных проведенного анализа разрабатывается концепция выхода из кризиса, состоящая из следующих взаимосвязанных этапов в сетевом графике, позволяющем определить приоритетность каждого этапа, установить сроки его проведения, назначить ответственных и распределить ресурсы.
1-й этап -- выявление и реализация скрытых ресурсов должника, т-е. нахождение и реализация ликвидных средств.
Данный этап включает:
подготовку списка имущества, которое можно реализовать без ущерба для основного производства;
определение круга потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования, запасов и т-п-;
выбор оптимальных каналов коммуникации для эффективного доведения до участников рынка информации о продаже/сдаче в аренду имущества;
оптимизацию используемых помещений, как производственных, так и офисных;
сдачу в аренду/продажу малоиспользуемого имущества;
проведение консервации имущества и подписание актов консервации, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество;
структуризацию дебиторской задолженности и составление графика ее погашения (уступки прав требования) на основе достигнутых договоренностей;
подготовку бюджета продаж и поступления денежных средств из других источников.
2-й этап -- минимизация издержек путем выявления основных статей затрат и их сокращение.
Данный этап включает:
анализ структуры затрат;
классификацию затрат;
подготовку перечня мероприятий по сокращению основных статей расходов;
разработку схем по оптимизации налогового планирования;
подготовку бюджета: коммерческих расходов, прямых затрат на материалы, на оплату труда, общепроизводственных накладных расходов;