Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа
Целью исследования является:
1) критически оценить нормативный, статистический материал и практику его применения, исследовать теоретические и практические проблемы правового статуса внешнего управляющего;
2) на основе анализа изучаемого материала сделать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО……………………………...5
1.1 Назначение внешнего управляющего………………………………………..5
1.2 Права внешнего управляющего……………………………………………...6
1.3 Обязанности внешнего управляющего……………………………………...7
1.4 Обзор теоретических положений статуса внешнего управляющего………9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНИХ УПРАВЛЯЮЩИХ……..………….14
2.1 Компетенция собрания кредиторов в ходе внешнего управления……….14
2.2 Компетенция комитета кредиторов при внешнем управлении ……….…15
2.3. Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления и процедурные сроки при внешнем управлении………………………………...15
2.4 Последствия введения внешнего управления……………………………...18
2.5 Внешнее управление как инструмент преодоления кризиса……………..31
3. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АКХ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»………………………….……… 43
3.1 Наблюдение…………………………………………………………………. 43
3.2 Конкурсное производство ………………………………………………….71
3.3 Мировое соглашение ………………………………………………………..84
3.4 Проблемы, выявленные при изучении внешнего управления и пути их решения…………………………………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………
выявление и передачу объектов социальной сферы на баланс местных администраций.
3-й этап -- создание новой организационной структуры.
Данный этап включает:
оценку текущих процессов;
постановку целей;
создание новой организационной структуры;
утверждение обязанностей;
разработку должностных инструкций;
централизацию финансового руководства;
хранение информации;
возложение полной ответственности за руководство финансовой функцией, финансовую отчетность и обеспечение внутреннего контроля/информирования руководства на финансового директора;
оптимизацию информационных потоков, что даст возможность ускорить анализ, повысить надежность и сократить сроки отчетности.
4-й этап -- благодаря вышеперечисленным действиям создается в сокращенном виде система бюджетирования и управленческого учета, которая в процессе внешнего управления оптимизируется и развертывается под нужды предприятия.
Данный этап включает:
подготовку операционного и финансового бюджетов;
развертывание системы управленческого учета.
Положительные аспекты процедуры внешнего управления:
возможность привлечь профессиональных консультантов и проанализировать всю деятельность предприятия, выявить недостатки и скрытые резервы системы, разработать новый курс развития организации, разработать антикризисную программу и реализовать ее;
оперативное управление предприятием в течение 18 месяцев;
в период внешнего управления на задолженность предприятия вводится мораторий;
в период внешнего управления можно провести следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности должника:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельного производства;
взыскание дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника;
уступка прав требований должника;
увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
продажа предприятия должника;
замещение активов должника;
иные меры по восстановлению платежеспособности должника;
на базе имущественного комплекса должника может быть создано акционерное общество, куда должник вносит рентабельное производство (схема так называемого замещения активов).
Благодаря созданию подобного общества появляется возможность реализовать указанные акции и/или обменять их на права требования конкурсных кредиторов, что позволит погасить мораторную кредиторскую задолженность. Также создание указанного общества позволит должнику избавиться от нерентабельных производств, социальной сферы и т-п.
Отрицательные факторы внешнего управления:
проблематично выявить все слабые стороны предприятия и разработать полноценную комплексную программу реструктуризации в течение одного месяца, который дается на разработку плана внешнего управления;
как показывает практика, погасить мораторную кредиторскую задолженность в период внешнего управления за счет аккумулирования средств от текущей деятельности, как правило, нереально;
в период внешнего управления действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов, но на дату введения финансового оздоровления начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения внешнего управления. С учетом того, что указанная ставка рефинансирования по своему размеру может превышать ставку коммерческого кредита, получается, что должник помимо погашения самой задолженности, накопленной в течение многих лет, обязан погасить еще и проценты;
со стороны недружественных организаций (представители собственника, кредиторов, отраслевых министерств и т-п-), как правило, оказывается массированное давление на внешнего управляющего и руководство должника в виде всевозможных проверок, инспекций, заводятся уголовные дела и т-п. Цель -- максимально осложнить деятельность должника, дискредитировать внешнего управляющего и постараться вернуть предприятие под свой контроль (предбанкротное состояние);
в процессе внешнего управления возможна замена внешнего управляющего по инициативе кредиторов, местной администрации, контролирующей суды. При данном развитии ситуации процесс становится неконтролируемым и скатывается в долготекущие судебные разбирательства.
Этап 6.
Введение конкурсного производства и назначение конкурсного управляющего (управляющих).
Формирование и закрытие реестра кредиторов. Составление финансового плана конкурсного производства. Инвентаризация, оценка имущества и реализация конкурсной массы.
Необходимо отметить, что введение конкурсного производства на предприятии в большинстве случаев не означает ликвидацию производства.
В процессе конкурсного производства после вычленения из бизнеса должника рентабельных производств в новое акционерное общество (на стадии внешнего управления) или продажи бизнеса должник ликвидируется с частичным погашением кредиторской задолженности.
Этап 7.
По завершении процедуры конкурсного производства проводится ликвидация предприятия.
Этап 8.
Мировое соглашение можно заключить на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника. Решение о заключении мирового соглашения принимается собранием кредиторов.
Этап 9.
Расчеты с кредиторами из средств собственников имущества должника, средств третьих лиц, а также средств, которые удалось выручить в процессе финансового оздоровления, внешнего управления либо конкурсного производства.
Этап 10.
Функционирование предприятия (в случае успешного завершения финансового оздоровления, внешнего управления) или проданного бизнеса (при конкурсном производстве).
По завершении процедур антикризисного управления возможно достижение следующих результатов:
Программа минимум: вся кредиторская задолженность реструктуризирована, и подписано мировое соглашение с кредиторами.
Программа максимум: вся кредиторская задолженность погашена, на предприятии развернута система управления, позволяющая в дальнейшем гасить текущие обязательства и развиваться.
Результаты антикризисного управления можно считать успешными, если:
достигнуты поставленные на начальном этапе цели;
в период финансового оздоровления (внешнего управления) полностью погашена просроченная кредиторская задолженность либо достигнута договоренность о реструктуризации задолженности в рамках мирового соглашения;
восстановлена платежеспособность предприятия;
стабилизировалось финансовое состояние предприятия;
возрос денежный поток;
проведена реструктуризация активов предприятия;
сохранен бизнес и основные производственные мощности;
оптимизированы производственные мощности и организационная структура (сохранены рабочие места основного производственного персонала);
поставлена и функционирует система финансового контроля на предприятии (система бюджетирования, система управленческого учета и система контроллинга);
разработана программа антикризисного развития предприятия в долгосрочной перспективе;
на постоянной основе осуществляется оперативное и стратегическое планирование деятельности;
наблюдаются тенденции к росту рыночной капитализации.
При любом развитии ситуации (внешнее управление, конкурсное производство) возможна реализация схемы так называемого эффективного рентабельного банкротства. Смысл в том, что банкротные процедуры должны быть направлены на то, чтобы сохранить основной бизнес предприятия-должника и соответственно рабочие места.
На основе сказанного выше можно сделать вывод о том, что антикризисное управление, в частности арбитражное управление, имеет очень четкую специфику, выделяющую его в одно из направлений управленческого консалтинга. Если в основе, базовых элементах оно практически совпадает с основными постулатами управленческого консалтинга, то применительно к состояниям организационного стресса содержит целый ряд особых черт, форм и методов реализации. Главными базовыми детерминантами антикризисного управления являются:
чрезвычайно высокая изменчивость внутренней и внешней среды;
повышенная опасность саморазрушения организации вследствие неточных управленческих действий;
крайне ограниченный финансовый и временной ресурс на преодоление кризиса.
Нормативно-правовое регулирование антикризисного управления в России и за рубежом, предусмотренное законодательством о несостоятельности
Российское законодательство о несостоятельности (в том числе Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») создавалось с учетом зарубежного опыта применения законодательства о несостоятельности (банкротстве). Обусловлено это тем, что зарубежное законодательство о несостоятельности имеет более глубокие корни и давнюю историю.
Масштабная государственная поддержка крупных предприятий тяжелой промышленности дореволюционной России, проявлявшаяся прежде всего в кредитовании структурообразующих производств и в разработке законодательной базы антикризисного управления, способствовала расширению их производственных мощностей, а не вхождению предприятий в состояние кризиса.
Как правило, кредитный процесс на таких предприятиях организовывался царским правительством либо был подконтролен ему. В части антикризисного управления такая политика носила больше практико-экономическую, чем юридическую, направленность [15].
Целью антикризисного управления является устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране в настоящее время процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику -- юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.