Правовой статус внешнего управляющего

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является:
1) критически оценить нормативный, статистический материал и практику его применения, исследовать теоретические и практические проблемы правового статуса внешнего управляющего;
2) на основе анализа изучаемого материала сделать обобщения, выводы, правильно формулировать предложения, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНЕШНЕГО УПРАВЛЯЮЩЕГО……………………………...5
1.1 Назначение внешнего управляющего………………………………………..5
1.2 Права внешнего управляющего……………………………………………...6
1.3 Обязанности внешнего управляющего……………………………………...7
1.4 Обзор теоретических положений статуса внешнего управляющего………9
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕШНИХ УПРАВЛЯЮЩИХ……..………….14
2.1 Компетенция собрания кредиторов в ходе внешнего управления……….14
2.2 Компетенция комитета кредиторов при внешнем управлении ……….…15
2.3. Утверждение мирового соглашения в ходе внешнего управления и процедурные сроки при внешнем управлении………………………………...15
2.4 Последствия введения внешнего управления……………………………...18
2.5 Внешнее управление как инструмент преодоления кризиса……………..31
3. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ АКХ «ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА»………………………….……… 43
3.1 Наблюдение…………………………………………………………………. 43
3.2 Конкурсное производство ………………………………………………….71
3.3 Мировое соглашение ………………………………………………………..84
3.4 Проблемы, выявленные при изучении внешнего управления и пути их решения…………………………………………………………………………..91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………

Файлы: 1 файл

Банкротство 1я курсовая.rtf

— 1.39 Мб (Скачать)

     Понятно, что кредиторы и налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (т-е. как раз тот случай, когда стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость оборотных и внеоборотных активов).

     Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то речь идет об обязанности, причем если такое заявление вовремя не предъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того, как это заявление должно быть подано, т-е. фактически по всем новым обязательствам, взятым на себя должником.

     При рассмотрении дела о банкротстве должника -- юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

     наблюдение;

     финансовое оздоровление;

     внешнее управление;

     конкурсное производство;

     мировое соглашение.

     Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, вводимые в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия, как нельзя ближе соответствуют духу антикризисного управления. Ниже сделан анализ и выделены наиболее значимые факторы нового ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

     Так, согласно ст. 2 гл. I Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»:

     · «финансовое оздоровление -- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности».

     Присутствует и жесткое ограничение по времени. Так п. 2 ст. 92 гл. V гласит: «Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года».

     Таким образом, действия учредителей (участников) должника и административного управляющего в рамках процедуры финансового оздоровления можно рассматривать как антикризисное управление, так как в этом случае учредители (участники) должника в соответствии со ст. 84 гл. V готовят план финансового оздоровления с графиком погашения задолженности, а административный управляющий в соответствии со ст. 83 гл. V осуществляет контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов. В этом случае рассматривается вариант антикризисного управления совместно с собственниками должника под надзором административного управляющего;

     - «внешнее управление -- процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему».

     В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие -- вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия, успех внешнего управления должен определяться не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением платежеспособности должника.

     Присутствует и жесткое ограничение по времени -- не более двух лет (п. 2 ст. 92 гл. V).

     В этом случае внешний управляющий «не позднее чем через месяц с даты своего утверждения обязан разработать план внешнего управления» (п. 1 ст. 106 гл. VI).

     Планом внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 106 гл. VI):

     перепрофилирование производства;

     закрытие нерентабельных производств;

     взыскание дебиторской задолженности;

     продажа части имущества должника;

     уступка прав требований должника;

     размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

     продажа предприятия должника;

     замещение активов должника;

     иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

     Соответственно все, что предусматривается планом внешнего управления по восстановлению платежеспособности должника, можно рассматривать как антикризисную программу действий, разрабатываемую и осуществляемую внешним управляющим (антикризисным управляющим).

     Рассмотрим остальные судебные процедуры банкротства:

     - «наблюдение -- процедура банкротства, применяемая к должнику с целью обеспечения сохранности имущества должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов».

     Фактически это вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника, провести анализ финансового состояния должника и выработать рекомендации для решения арбитражного суда о возможности санации предприятия;

     - «конкурсное производство -- процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов».

     На этой стадии, понятно, уже не может идти речи о восстановлении платежеспособности должника, вследствие этой процедуры предприятие, как правило, ликвидируется.

     Необходимо отметить, что антикризисное управление может происходить и вне рамок процедур банкротства предприятия. Тем более что и закон о банкротстве допускает возможность проведения так называемой досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с так называемой судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия с целью избежания процедур банкротства, так как в этом случае они зачастую теряют контроль над предприятием, а процедуры финансового оздоровления и внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

     И, наконец, мировое соглашение -- это договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником.

     Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

     Мировое соглашение может содержать условия об:

     отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;

     уступке прав требования должника;

     исполнении обязательств должника третьими лицами;

     скидке с долга;

     обмене требований на акции;

     удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.

     Можно сказать, что заключение мирового соглашения -- это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

     Рассмотрим некоторую статистику арбитражных дел о банкротстве

     В 1996 г. в арбитражные суды поступило 3740 заявлений о признании должников банкротами, в 1997 г. -- 5687, в 1998 г. их количество возросло до 12 781 и стабилизировалось примерно на уровне 12 000 заявлений в год. К сожалению, только около 20% предприятий признаются после процедуры наблюдения способными восстановить свою платежеспособность в рамках процедуры внешнего управления. Остальные же предприятия скорее всего будут ликвидированы в рамках процедуры конкурсного производства. Однако введение внешнего управления еще не гарантирует предприятию, что оно останется на плаву. Согласно статистическим данным из 2001 дела, по которым в отчетном периоде проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только в 69 случаях (3,4%) по результатам ее проведения производство по делам было прекращено в связи с восстановлением платежеспособности должника. В остальных случаях приняты решения о признании должников банкротами и открытии конкурсного производства. Однако эта статистика свидетельствует не о неэффективности проводимых процедур реорганизации, а скорее о недостатке квалифицированных кадров для их реализации. В крайне сложных современных условиях России реальных успехов в антикризисном управлении могут добиться только всесторонне подготовленные менеджеры-новаторы, поскольку в каждом конкретном случае необходимы нестандартные, инновационные решения.

     Рассмотрим, к каким последствиям ведет процедура внешнего управления.

     Согласно ст. 94 гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» «С даты введения внешнего управления:

     прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами возлагается на внешнего управляющего;

     прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника -- унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с настоящим Федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

     отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

     аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

     вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

     Прокомментируем эту статью. Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство предприятия отстраняется, а все полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, потому что, несмотря на то что существует множество причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят прямо или косвенно по вине их руководства.

     Особенно это верно в России, где часто встречаются такие нарушения законодательства, как преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Администрация предприятия создает на своей базе несколько юридически самостоятельных ЗАО, ООО и т-п-, выделив их из состава предприятия и поставив во главе этих предприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с «прародителем» начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья или реализовывать готовую продукцию.

     С точки зрения здравого смысла предприятие осуществляет странные действия: приобретает необходимые ему материалы не напрямую у изготовителей, а через эти фирмы-посредники и по более высоким ценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходу руководителей обеспечена, сам же «прародитель» влезает в долги к своим дочерним фирмам, и его совладельцы -- акционеры (часто -- трудовой коллектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрации состоят в том, чтобы довести предприятие до критического финансового состояния, превратить в банкрота и купить его через одну из своих коммерческих фирм.

     Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворения своих требований. Это также необходимо, так как зачастую именно эти аресты и усугубляют положение предприятия. Так, стоит только предприятию просрочить свои платежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать его счета и имущество, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются, в результате ситуация становится безвыходной.

Информация о работе Правовой статус внешнего управляющего