Формы и методы антикризисного управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты антикризисного управления 5
1.1. Понятие и сущность кризиса 5
1.2. Необходимость и возможность антикризисного управления 8
1.3. Признаки и особенности антикризисного управления 10
2. Формы и методы антикризисного управления предприятием 11
2.1. Формы антикризисного управления 11
2.2. Методы антикризисного управления 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Формы и методы антикризисного управления предприятием.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      - мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инновационных программ;

      - использование программно-целевых методов разработки и реализации управленческих решений;

      - ускорение процесса реализации антикризисных мер;

      - повышение эффективности оценки управленческих решений и оптимизации управленческих решений.

      Приоритетными средствами антикризисного управления должны являться:

      - мотивирование, ориентированное на антикризисные меры;

      - поддержание оптимизма и уверенности у персонала, предотвращение конфликтов;

      - интеграции по ценностям профессионализма;

      - развитие инициативы в решении проблем развития;

      - корпоративность, взаимоприемлемость, поддержка инноваций [4, c.83].

2. Формы и методы  антикризисного управления  предприятием

      2.1. Формы антикризисного управления

 

      В современных условиях такое понятие  как «банкротство предприятий» встречается  довольно часто. Это связано с  активной реформаторской деятельностью государства в сфере экономики, высокой степенью конкурентной борьбы и повышенной концентрацией рынка. Поэтому очень важно знать, что такое банкротство и каковы его основные признаки.

      Если  рассматривать Федеральный закон  о несостоятельности (банкротстве), то это понятие можно охарактеризовать так: «…несостоятельность (банкротство) – это неспособность должника, объявленная им самостоятельно или признанная арбитражным судом, удовлетворить требования кредиторов, связанные с денежными обязательствами, а также неспособность выплатить обязательные платежи». Если говорить о банкротстве какого-либо юридического лица, то о его наличии можно говорить в том случае, если это юридическое лицо неспособно выполнить свои денежные обязательства и выплатить обязательные платежи при условии, что прошло три месяца с момента наступления даты исполнения этих обязанностей и платежей. В подобной ситуации осуществляется прекращение текущей финансовой деятельности предприятия-должника, которое может обратиться в арбитражный суд.

      Фактически  предприятие можно считать банкротом  лишь после установления факта его  финансовой несостоятельности арбитражным  судом. Кроме того, предприятие само может объявить о своем банкротстве  официальным путем или о ликвидации, происходящей в процессе конкурсного производства. Целью такого производства является удовлетворение требований кредиторов предприятия и объявление этого предприятия свободным от всякой задолженности.

      Нужно отметить тот факт, что не всякое юридическое лицо может считаться  банкротом. Прежде всего сюда следует относить те лица, которые согласно ст. 50 п. 2 Гражданского кодекса являются коммерческими организациями. Это различные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, фонды и т. д.

      Немаловажным  является и еще один факт. Как видно из определения банкротства, одним из основных признаков несостоятельности предприятия является его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Следовательно, в случае неуплаты пени, штрафов, неустоек, предприятие не может считаться банкротом.

      Для того чтобы установить признаки банкротства, рассматриваются суммы долга  за товары, выполненные работы и  предоставленные услуги, суммы займов с учетом процентных ставок, подлежащих уплате должником, размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов и иных финансовых санкций.

      Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий  может быть:

      1) непредвиденной – такое банкротство  возникает вследствие острой  кризисной ситуации на предприятии,  вызванной различными обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в стране, банкротство должников, ухудшение общей экономической ситуации и т. д. В подобных случаях государство, как правило, должно приходить на помощь предприятию по преодолению кризиса;

      2) ложной – ее еще можно назвать «вызванной». Должники прибегают к сокрытию собственного имущества и средств с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

      3) неосторожной – наступает вследствие  неэффективной и нерациональной деятельности, а также осуществления различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

      Говоря  о порядке установления банкротства  важно подчеркнуть следующее. Само объявление юридического лица несостоятельным  является простой процедурой, которая обычно происходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, в которой есть свои обязательные условия: это обязательное наличие как минимум двух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства (несостоятельности) и признание арбитражным судом или же кредиторами предприятия банкротом.

      Вышеупомянутый  закон содержит нормы материального  и процессуального права для  физических и юридических лиц. В  его состав входят основания для  признания предприятия должника банкротом, порядок проведения мер по предупреждению банкротства, отношения между должниками и кредиторами и т. д.

      Этот  закон не предусматривает обязательную ликвидацию предприятия после установления факта банкротства. В том случае, если существуют возможности для восстановления нормального функционирования предприятия (с целью предотвращения его ликвидации), проводятся специальные реорганизационные процедуры, о которых будет сказано ниже.

      Дела  о несостоятельности (банкротстве) предприятия рассматриваются арбитражным судом по месту фактического нахождения предприятия-должника, отмеченному в учредительных документах. Рассмотрение дел производится арбитражным судом в порядке, установленным настоящим действующим законом. Если же существуют вопросы, которые не урегулированы настоящим законом, то они решаются в соответствии с арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Обращение в арбитражный суд возможно в том случае, если требования к должнику в общем составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. Говорить о сумме требований кредиторов можно в том случае, если само предприятие-должник обращается в арбитражный суд, поскольку только у него имеется вся информация обо всех контактах с кредиторами и о сумме задолженности в совокупности. В самом деле, в банкротстве участвует достаточно большое количество лиц: 1) должник; 2) арбитражный управляющий – он назначается арбитражным судом с целью проведения процедур банкротства; 3) кредиторы; 4) участники совета кредиторов с правом голоса; 5) уполномоченные по требованиям по обязательным платежам; 6) прокурор; 7) государственные органы; 8) иные лица, которые предусмотрены в Федеральном законе [1, c.98].

      Итак, возбуждение процесса о банкротстве  в арбитражном суде происходит на основании заявления (должника, кредитора). В законе прописан порядок подачи этих заявлений. Заявление должника подается на основании решения собственника предприятия, уполномоченных органов или руководящих органов предприятия, которые вправе принимать такое решение вследствие учредительных документов.

      Заявление должно содержать все необходимые  данные, предусмотренные кодексом Российской Федерации, и, помимо этого, сумму требований, которое предприятие не имеет  возможности удовлетворить, данные о форме и субъекте собственности и др. Копия заявления отправляется кредиторам. К заявлению должника также прилагаются список его кредиторов и должников с трактовкой их дебиторской и кредиторской задолженности, бухгалтерский баланс либо другие бухгалтерские документы. Если же в течение 15 дней после подачи заявления он не будет представлен, его составление осуществляется путем назначения арбитражным судом независимого эксперта (аудита), который проведет его за счет средств предприятия-должника.

      Альтернативный  вариант – при отсутствии каких-либо необходимых документов в заявлении арбитражный суд может отказать в принятии иска и возвратить его. Вместе с тем немаловажный факт – заявление, поданное должником, быть отозвано назад уже не может.

      Возвращение искового заявления может происходить  в нескольких случаях:

      1) при несоблюдении форм и содержания  искового заявления; 

      2) при отсутствии в заявлении  подписи или наличии подписи,  осуществленной лицом, не имеющим  на это полномочий;

      3) при неподсудности рассматриваемого  дела арбитражному суду;

      4) при не предоставлении кредиторам и другим лицам, помимо самого предприятия участвующим в деле, копий искового заявления;

      5) при не предоставлении документов, доказывающих факт уплаты государственной  пошлины в установленном порядке  и размере.

      В Законе установлен также порядок подачи заявления кредитором. Если должник не выполняет обязательства по товарам и услугам (за исключением отказа от оплаты по основаниям, предусмотренным законодательством или договором), то по прошествии трех месяцев со дня наступления исполнения сроков отмеченных обязательств кредитор имеет право известить должника. В извещение должны входить требования к должнику о выполнении своих обязательств в недельных срок. Если же этого не произойдет, то кредитор предупреждает должника о том, что он обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия. В заявлении кредитора обязательно должны присутствовать документы, подтверждающие требования к должнику, не удовлетворенные в течение установленного Законом срока. Кроме того, должны присутствовать уведомление о доставке извещения должнику и подтверждение отправления ему копии заявления [1, c.100].

      Таким образом, на основании заявления  должника или кредитора судья  арбитражного суда открывает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. На основании этого он выносит определение, направляющееся должнику или кредитору. В заседании арбитражного суда участвуют следующие лица: должник или его представитель, собственник предприятия-должника, орган, наделенный полномочиями управлять государственным или муниципальным имуществом, финансовый орган, уполномоченный по месту регистрации должника, банк (банки), осуществляющий (осуществляющие) расчетное и кредитное обслуживание должника, кредиторы, о которых был извещен арбитражный суд. Кроме того, может присутствовать представитель от персонала предприятия-должника, который определяется на выборной основе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

      Решения арбитражного суда зависят от конкретных обстоятельств и могут быть следующими:

      1) решение об отклонении заявления.  Принимается в том случае, если  в ходе судебного разбирательства  выясняется фактическая состоятельность  должника, вследствие чего требования  кредиторов могут быть удовлетворены. Если выявлены признаки банкротства, но существуют возможности для восстановления платежеспособности должника посредством реорганизационных процедур с целью дальнейшего ведения его деятельности, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) приостанавливается и назначается внешнее управление имуществом должника. Также очень распространенным методом является проведение санации. Ходатайство о проведении реорганизационных процедур может быть подано самим должником, собственником имущества предприятия-должника или же кредиторами;

      2) арбитражный суд не имеет права  отказать в проведении реорганизационных  процедур, если имеются все основания  для этого, и также не может  предлагать их по своей собственной  инициативе;

      3) решение о признании предприятия-должника банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией. Это происходит в случае фактического наличия признаков банкротства и отсутствия возможностей осуществления дальнейшей деятельности предприятия.

      Предприятие может быть признано банкротом и после реорганизационных процедур. Это решение выносится арбитражным судом на основании их дальнейшей нерациональности и бесперспективности. В подобных случаях возобновляется производство по делу о банкротстве (несостоятельности) предприятия и выносится решение о признании его банкротом. Решения арбитражного суда могут быть обжалованы судебным порядком в вышестоящие инстанции.

      Внешнее управление имуществом должника осуществляется с помощью арбитражного управляющего. В его полномочия входят меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника и дальнейшему осуществлению его деятельности. Все эти мероприятия управляющий осуществляет не самостоятельно, а согласно плану, принятому собранием кредиторов. Внешнее управление может продолжаться не более 12 месяцев и по истечении этого срока возможно его продление не более чем на 6 месяцев.

      Согласно  Федеральному закону, руководитель предприятия-должника отстраняется от должности с момента  назначения внешнего арбитражного управляющего и обязан передать ему управление делами. На период внешнего управления предприятием действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Арбитражный управляющий получает своего рода вознаграждение, которое определяется кредиторами и рассматривается арбитражным судом. Кредиторы формируют собрание кредиторов, посредством которого устанавливается план внешнего управления имуществом должника, вносятся изменения и поправки в этот план. Собрание кредиторов имеет право требовать от арбитражного управляющего предоставления необходимой информации для составления плана. В собрании кредиторов участвует также и представитель предприятия-должника (обычно это представитель трудового коллектива).

Информация о работе Формы и методы антикризисного управления на предприятии