Формы и методы антикризисного управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно. Создается впечатление, что единственным обоснованием существования термина являются правительственные постановления, создавшие институт антикризисных управляющих: антикризисное управление - это то, чем занимаются антикризисные управляющие.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты антикризисного управления 5
1.1. Понятие и сущность кризиса 5
1.2. Необходимость и возможность антикризисного управления 8
1.3. Признаки и особенности антикризисного управления 10
2. Формы и методы антикризисного управления предприятием 11
2.1. Формы антикризисного управления 11
2.2. Методы антикризисного управления 22
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Формы и методы антикризисного управления предприятием.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      Внешнее управление длится определенные сроки, как было указано выше, и заканчивается либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника, если цель внешнего управления успешно достигнута, либо принятием решения о признании должника несостоятельным (банкротом) и о начале конкурсного производства.

      Существует  и такой вид реорганизационных  процедур, как досудебная санация. Ее суть состоит в предоставлении предприятию  должнику финансовой помощи в том  размере, какой будет необходим  для погашения денежных обязательств и платежей, восстановления платежеспособности предприятия. Закон предусматривает возможность проведения досудебной санации за счет федерального, местного бюджетов или государственных внебюджетных фондов. Для того чтобы это положение было осуществлено, необходимо наличие двух условий:

      1) предусмотрение расходов на эти  цели в соответствующих бюджетах;

      2) условия проведения санации должны  быть рассмотрены в Федеральном  Законе о Федеральном бюджете [1, c.102].

      Процедура санации проводится в следующих  случаях.

      1. Предприятие находится в кризисной  ситуации и в попытке ее  преодоления обращается за помощью  извне, это происходит до возбуждения  кредиторами дела о несостоятельности  (банкротстве).

      2. При самостоятельном обращении  предприятия в арбитражный суд  с одновременным предложением условий своей санации.

      3. При вынесении арбитражным судом  решения о проведении санации  на основании требований кредиторов  и необходимости их удовлетворения, а также для выполнения обязательств  предприятия-должника перед государственным бюджетом.

      В основном выделяется два вида санации, которые зависят от конкретных условий  кризисной ситуации на предприятии, степени оказания внешней помощи.

      1) санация, с целью реорганизации  долга без внесения изменений  в статус юридического лица  предприятия-должника. Обычно такая санация используется для устранения неплатежеспособности предприятия-должника в том случае, если кризис рассматривается как временное явление в деятельности предприятия. Могут приниматься следующие меры:

      а) перевод долга на другое юридическое лицо. Им может быть любое предприятие, которое занимается бизнесом и желает принять участие в санации предприятия-должника;

      б) погашение долга за счет средств  бюджета. Такой метод используется исключительно для государственных  предприятий; в) погашение долга за счет целевого банковского кредита. Обычно здесь выступает коммерческий банк, который находится в определенных взаимоотношениях с предприятием-должником. Предварительно проводится тщательный анализ финансового состояния предприятия-должника;

      г) еще один метод с участием коммерческого  банка – это выпуск ценных бумаг  под контролем лица, непосредственно  осуществляющего санацию предприятия;

      2) санация, происходящая с изменением  статуса юридического лица предприятия.  Фактически это реорганизация предприятия, для которой необходимо осуществление определенных процедур: смена формы собственности, изменение организационно-правовой формы деятельности и т. д. Эта форма санации используется при более глубоких и серьезных кризисных ситуациях. Для осуществления реорганизации предприятия-должника в рамках его санации необходима предварительная разработка проекта санации. В его составлении участвуют представители санатора, предприятия-должника и независимые аудиторы. Как правило, в этот проект входят следующие статьи:

      а) описание финансового и экономического состояния предприятия-должника на период начала санации;

      б) причины кризисной ситуации, существующей на предприятии и вызвавшей его  нестабильное финансовое положение;

      в) формы и цели санации;

      г) план проведения санации с методами и способами по стабилизации финансового положения предприятия-должника;

      д) определение эффективности выбранной  формы санации.

      Выбору  санации всегда предшествует определение (расчет) ее эффективности. Эффективность  можно определить сопоставлением результатов, т. е. эффекта, и затрат на проведение выбранной формы санации. Санация осуществляется в том порядке, в котором определил арбитражный суд. Ее продолжительность не должна быть более 18 месяцев. Возможно продление арбитражным судом сроком на 6 месяцев.

      Ликвидация  предприятия – это завершение его деятельности и функционирования без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано:

      1) по решению учредителей предприятия.  Такое решение принимается в связи с прекращением срока деятельности предприятия, достижением поставленной цели или признанием судом недействительности регистрации.

      2) по решению суда. Это может  быть из-за осуществления деятельности  без надлежащих документов (лицензии) или противозаконной деятельности. Требование ликвидации может быть направлено в суд уполномоченным государственным органом, например налоговым инспектором, вследствие нарушения порядка предоставления обязательной финансовой отчетности.

      Если  стоимость имущества предприятия должника оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, то его ликвидация может быть осуществлена только в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве). Юридическое лицо может также принять решение о самостоятельном объявлении себя банкротом и добровольной ликвидации. В зависимости от вида решения различается и вид ликвидации. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидация предприятия, признанного банкротом, осуществляется методом конкурсного производства, а добровольная ликвидация – через упрощенную процедуру банкротства должника.

      Для осуществления ликвидации предприятия  назначается ликвидационная комиссия, которая выполняет следующие  функции:

      1) осуществление мер по установлению кредиторов и их извещения о ликвидации предприятия-должника;

      2) получение дебиторской задолженности; 

      3) оценка имущества предприятия  должника по балансовой стоимости.  Такая оценка производится на  основании полной инвентаризации  имущества предприятия;

      4) продажа имущества на торгах;

      5) составление промежуточного ликвидационного  баланса, в который входят все  виды имущества и требования  кредиторов;

      6) осуществление расчетных операций  с кредиторами. Это одна из  наиболее сложных процедур в  ликвидационном процессе. Источником для ее осуществления являются средства, полученные от продажи имущества предприятия на торгах. Эта сумма распределяется в определенном порядке. В первую очередь возмещаются расходы арбитражного суда, ликвидационной комиссии, распорядителей имущества. Затем производятся расчеты с персоналом предприятия банкрота.

      7) после расчета с кредиторами  составляется окончательный ликвидационный  баланс, который согласовывается  с уполномоченным государственным  органом [1, c.107-108].

      Ликвидация предприятия считается свершенной после внесения записи об этом факте в единый государственный реестр юридических лиц. С этой целью ликвидационная комиссия представляет в уполномоченный государственный орган ликвидационный баланс (окончательный) и другие соответствующие документы. Для осуществления эффективной ликвидационной работы требуются определенные затраты.

      1. Разовые затраты, которые связаны  с первоначальным этапом существования  ликвидационной комиссии.

      2. Текущие обязательства, необходимые  для осуществления деятельности ликвидируемого предприятия (оплата коммунальных услуг, оплата труда некоторого процента персонала и т. д.).

      3. Расходы, которые связаны с  деятельностью и прекращением  функционирования ликвидационной  комиссии.

      2.2. Методы антикризисного управления

 

      В сложившейся антикризисной финансовой ситуации компании возникает необходимость  в незамедлительном принятии менеджерами  ряда нетрадиционных мер для предотвращения возникшей ситуации. В условиях внутреннего  кризиса менеджмент предприятия приобретает целый ряд особенностей по сравнению с нормальным состоянием и стабильной деятельностью компании.

      Экономический кризис в компании означает тяжелое  финансовое положение, которое характеризуется  неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и т. д.  Наиболее универсальными и наглядными индикаторами являются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам.

      Анализ  причин

      Исторический  анализ. Начинать поиск “корня всех бед” на фирме необходимо с изучения динамики изменения основных (наиболее значимых) показателей деятельности по периодам. Именно такой анализ позволит установить тот момент, когда впервые возникли (или начали себя проявлять) отрицательные факторы.

      Структурный анализ. Валовой финансовый результат компании представляет собой некоторую сумму финансовых результатов от различных видов деятельности, различных подразделений, товарных групп и т.д. (так называемые центры рентабельности). Для того чтобы максимально сузить поле поиска влияния отрицательных явлений, следует разобраться в том, какие именно структурные элементы, формирующие финансовые результаты компании, оказались под негативным воздействием.

      Классификация факторов. Кризисное состояние на предприятии может возникнуть по следующим причинам: злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; изменение рыночных условий; давление конкурентов; деятельность проверяющих или контролирующих государственных органов; введение новых законов или других нормативных актов, включая международные соглашения; изменения в политической ситуации; стихийные бедствия и т. д.

      Следует отметить, что каковы бы ни были конкретные “видимые” причины ухудшения  финансового состояния, первопричиной любого кризисного положения остаются действия или бездеятельность высшего руководства (менеджмента) компании.

      Для установления причин, приведших компанию к кризисному состоянию, необходимо создать аналитическую группу, участники которой должны быть подчинены только непосредственно собственникам компании. Создание такой аналитической группы наиболее целесообразно проводить с привлечением независимых аудиторов, бизнес-консультантов и других “профильных” специалистов. Такая аналитическая группа должна иметь особый статус и достаточно широкие полномочия, закрепленные за нею решением учредителей компании.

      Специфика управления компанией в условиях внутреннего финансового кризиса  состоит в необходимости использования  методов и подходов в управлении, которые значительно отличаются от руководства в нормальных условиях. Антикризисное управление не должно сводиться только, например, к простому повышению производительности труда, сокращению издержек, поиску новых рынков приложения капитала, расширению или сужению ассортиментных линий, повышению качества продукции и менеджмента, реструктуризации активов и пассивов компании, совершенствованию маркетинговой политики и т. д. Антикризисное управление требует от менеджеров проведения необычных и нетрадиционных (а иногда даже и неприемлемых) для нормального состояния мероприятий. Состав и набор таких средств конечно же зависит от тех конкретных причин и ошибок, которые привели к финансовым затруднениям на фирме. Основным отличием эффективных антикризисных мероприятий является повышенный риск проводимых операций, который не допустим при обычных условиях.

Информация о работе Формы и методы антикризисного управления на предприятии