Бизнес – план финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ и методологического инструментария механизма финансового оздоровления неплатежеспособных организаций. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучение теоретически основ бизнес-плана финансового оздоровления предприятий;
исследование методологического инструментария финансового оздоровления неплатежеспособных организаций
реализация бизнес-плана финансового оздоровления на примере кризисного предприятия;
разработка рекомендаций по применению финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей.

Оглавление

Введение 3
1. Программа мероприятий финансового оздоровления 5
1.1. Финансовое оздоровление – понятие, стратегия и тактика, источники финансовых ресурсов 5
1.2. Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия 10
2. Финансовое оздоровление на примере ООО СПП «Сельхоз Прод» 15
2.1. Характеристика предприятия и ее сферы деятельности 15
2.2. Анализ финансового состояния ООО СПП «Сельхоз Прод» и выявление причин необходимости его оздоровления 18
3. Новые направления проведения финансового оздоровления сельхозпредприятий 28
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Приложения 40

Файлы: 1 файл

антикризисное управление.doc

— 523.50 Кб (Скачать)

3) Наиболее рациональный (и реальный) способ преодолеть  сложившуюся кризисную ситуацию  – ликвидировать предприятие.

Оснований для составления плана производства или финансового плана нет. Соответственно основными мероприятиями должны стать: проведение инвентаризации активов и пассивов предприятия в целях эффективной продажи имущества. При этом следует ограничивать расходы, так как средств не хватит, чтобы покрыть весь долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новые направления проведения финансового оздоровления сельхозпредприятий

 

Рассмотренное в предыдущей главе предприятие ООО СПП «Сельхоз Прод», которое находится в состоянии глубокого кризиса и подлежит ликвидации, является далеко не единственным подобным предприятием в своей отрасли. По финансовым результатам деятельности сельскохозяйственных организаций (на основании специальных форм бухгалтерской отчетности крупных и средних организаций)34 число убыточных хозяйств на конец 2012 г. составляет 7,2 тыс. (35 % от общего числа организаций сельского хозяйства). Число организаций, имеющих просроченную задолженность на конец апреля 2013 г. составляет 18 тыс.; кредиторская задолженность в апреле 2013 г. – 184093 млн. руб. Основные финансовые результаты предприятий сельского хозяйства по данным Федеральной службы государственной статистики представлены в Приложении 8.

Ушачев И., академик, вице-президент Россельхозакадемии, директор ВНИИЭСХ отмечает, что идет финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, сокращается доля убыточных хозяйств. Этому способствовали более совершенная финансово-кредитная система, развитие лизинга и страхования, закупочные и товарные интервенции, регулирование внутреннего и внешнего рынков. На новой основе создаются крупные агрофирмы, холдинги и другие агропромышленные формирования35.

Финансовое оздоровление предполагает, прежде всего, восстановление платежеспособности путем устранения причин, вызывающих ухудшение финансового состояния. Следующим шагом становится обеспечение устойчивости в долгосрочной перспективе.

Устранение данных факторов составляют задачи, которые необходимо решить, для устойчивого функционирования предприятия сельскохозяйственной отрасли. Устойчивым может быть только эффективное производство, либо оно нуждается в постоянном дополнительном финансировании.36

Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в основном определяется двумя группами факторов. Внешние факторы, не зависящие от хозяйственной деятельности предприятий, - ценообразование, налогообложение, кредитование, инфляционные процессы, дотации и компенсации, аграрное законодательство и др. Внутренние факторы – урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность животных, себестоимость продукции, технологи и организация производства, специализация и т.д. В настоящее время экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в значительной мере определяется факторами первой группы. При отлаженном экономическом механизме вторая группа в большей степени формирует уровень экономической эффективности. 37

Для преодоления кризиса в аграрном секторе, стабилизации и повышении экономической эффективности сельскохозяйственного производства в первую очередь необходимо создать действенный экономический механизм путем государственного регулирования и совершенствования экономических отношений между партнерами АПК.

Начальным этапом разработки программы финансового оздоровления является формирование концепции (стратегии развития сельского хозяйства). Стратегическое управление предполагает ответ на вопросы: каким видится будущее через три, пять, десять лет, каким способом достигнуть желаемого положения.

А. Анфиногентова – директор Института аграрных проблем РАН в зависимости от комбинации влияющих факторов прогнозирует следующие сценарии модернизации АПК38:

  • Сценарий инерционного развития исходит из продления действующих тенденций восстановительного роста и слабого воздействия инновационных факторов, что сохраняет относительно высокую зависимость страны от импорта продовольствия.
  • Сценарий производственно-технологической модернизации аграрного сектора ориентирован на существенное усиление продовольственной независимости страны. В качестве приоритетного направления научно-технического развития выступает распространение энергосберегающих технологий в сельском хозяйстве, что означает переход от восстановительного к инвестиционному росту.
  • Сценарий комплексного инновационного развития АПК отличается активизацией инновационных факторов. Они воздействуют на все его сферы и включают оптимальную комбинацию нововведений селекционно-генетического, производственно-технологического, организационно-управленческого и экономико-социо-экологического характера. Осуществление такого сценария обеспечивает существенный рост конкурентоспособности российского АПК за счет повышения технологического и организационного уровня сельхозпроизводства и переработки продукции, развития инфраструктуры.

Последний сценарий имеет комплексный подход и представляется наиболее результативным. В качестве стратегических направлений может стать применение высоких технологий, активизация инновационной деятельности. Но, если учесть ограниченность государственных ресурсов, стратегической задачей должно стать стимулирование инвестиций в аграрный сектор посредством реализации инновационных проектов.

Выставки достижений народного хозяйства демонстрируют, что при эффективном использовании ресурсов в сочетании с инновационными достижениями Российская Федерация, несомненно, может стать крупнейшим производителем и экспортером продовольствия, а также реальным участником обеспечения продовольственной безопасности в мире. Но для этого надо активнее использовать имеющиеся у нашей страны многие конкурентные преимущества39.

Мировой опыт научно-технического прогресса в агропродовольственных системах последнего пятидесятилетия показывает, что аграрный сектор располагает значительным инновационным потенциалом. В отличие от некоторых отраслей промышленности здесь вероятно массовое распространение инноваций при условии достаточного финансирования и четкой организации дела.

Высокие технологии – это стратегическое будущее конкурентоспособного сельского хозяйства России. В качестве примера широкого внедрения таких технологий в агробизнес можно привести крестьянское (фермерское) хозяйство «Орбита» Омской области (руководитель В.Д. Шнайдер), где каждый механизатор выращивает зерновые культуры на площади 1000 га, уровень рентабельности производства – 190-220 %. На Ставрополье это колхоз Ворошилова с совокупным уровнем рентабельности составляет около 60 %. АО «Ирмень» Новосибирской области (молочное животновоство), где на ферме 2100 голов дойного стада, надой молока – 7 т на корову, уровень рентабельности составляет около 60 %.

В развитии приоритетных направлений развития АПК поможет рациональное использование бюджетных средств, налоговое регулирование, кредитно-финансовое, программа социального развития села. Основными мероприятиями должны стать:

  • реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий;
  • обновление основных фондов;
  • привлечение инвестиционного капитала.

Реструктуризация задолженности осуществляется в соответствии с Федеральным Законом40, целью которого является в первую очередь облегчение бремени налогов – как основной части задолженности. Реструктуризация предоставляет возможность получения отсрочки и (или) рассрочки основного долга и списание задолженности по начисленным штрафам и пеням, начисленным за нарушение законодательства Российской Федерации. Реструктуризации подлежат долги сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты всех уровней, а также платежам за поставленные товары (выполненные работы и оказанные услуги).41

Такой порядок финансового оздоровления устарел, необходимы новые направления финансового оздоровления, так как сохраняется большое количество предприятий с большой суммой долга, выплатить который им не удастся и по истечении десяти лет.

Фактором устойчивого развития является модернизация технологической сферы производства. Необходима разработка и реализация целевых программ по интенсификации сельского хозяйства, восстановлению и развитию сельскохозяйственного машиностроения. Поэтому со стороны государства необходимо создать условия, способствующие обновлению и расширенному воспроизводству основных фондов, используя льготное кредитование и лизинг.42

Активизации инвестиционной деятельности и повышению экономической эффективности инвестиций будет способствовать применение льготного кредитования капитальных вложений в сельское хозяйство.

Специалисты кредитных отделов должны просчитывать финансовые затраты на проект, под который привлекается кредит, учесть все направления экономии, а также посчитать, какую долю расходов удастся сократить, тем самым помогая не всегда грамотным клиентам и снижая риск невозврата средств43.

Кроме принятия экономически обоснованного решения о целесообразности вложения инвестиций в сельское хозяйство, важна реализация выбранного проекта. Повышение эффективности капитальных вложений в сельское хозяйство может быть достигнуто за счет:

  • широкого применения типовых проектов, которые оправдали себя на практике – это позволяет снизить затраты и сроки на проектирование объекта;
  • сокращения сроков строительства и освоения объекта, что способствует уменьшению незавершенного строительства, а также сокращению времени между вложением инвестиций и получением экономического эффекта;
  • обеспечения комплексности вложений; например, в животноводстве необходимо достичь оптимального сочетания вложений средств в строительство животноводческих помещений, кормоцехов и формирование основного стада;
  • приоритетного вложения средств с учетом эффективности их использования: целесообразно в первую очередь направлять инвестиции на реконструкцию действующих объектов – они окупаются в 2 – 3 раза быстрее, чем инвестиции в новое строительство;
  • соблюдения режима экономии, использования достижений науки и техники.

Важным аспектом государственного регулирования является страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, включая посевы и поголовья скота. В государственной поддержке нуждаются не только страхователи, но и страховщики, что связано с высокой степенью риска страхования посевов, поголовья скота. Это требует создания больших резервных и уставных фондов. Федеральный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 % от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

Реструктуризация задолженности, кредитование сельскохозяйственных предприятий, модернизация основных фондов позволят применять современные методы управления предприятием, которые основываются на автоматизации, наукоемкости, эффективности производства, использовании консалтинга44.

Эффективность производства в значительной степени зависит от успешной реализации продукции, то есть от маркетинговой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому на предприятиях, производящих широкий ассортимент продукции, а также в хозяйствах, реализующих значительную часть продукции за пределы своей области, необходимы маркетинговые службы45.

Организация маркетинга на всех уровнях позволит обеспечить руководителей и специалистов хозяйств информацией о наличии спроса и предложения на продукцию, о том, куда и по какой цене ее выгоднее продать, окажет помощь в проведении маркетинговых исследований и осуществлении той или иной маркетинговой стратегии.

Важнейшим условием повышения экономической эффективности производства является улучшение качества сельскохозяйственной продукции. Качество одной и той же продукции может быть признано высоким при использовании для одних целей и низким для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его ценность как фуража, но снижает как продукта для пивоварения. Качество продукции оценивается с помощью стандартов. С повышением качества сельскохозяйственной продукции, повышается цена ее реализации, и, как правило, рентабельность производства.

Источниками средств для преобразований могут являться: бюджетные фонды (Федеральный бюджет за последние три года составлен с профицитом; целевое использование средств Федерального бюджета; увеличение финансирования сельского хозяйства из консолидированного бюджета РФ за счет уменьшения других статей) и внебюджетные фонды (ресурсы коммерческих банков, различных фондов на условиях кредита; инвестиции в основной капитал предприятий и частных лиц).

Реструктуризация задолженности, модернизация основных фондов сельскохозяйственных предприятий, развитие для этих целей кредитных ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности должны стать основными направлениями развития агропромышленного комплекса для достижения определенного эффекта. Часть предложенных рекомендаций может быть реализована в Федеральном Законе. Тем более что межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению в настоящий момент собирает информацию по новым направлениям финансового оздоровления. Другая часть может найти отражение в федеральных и региональных программах развития46.

Повышение эффективности АПК возможно лишь на основе инновационной и информационной экономики. Для этого консалтинговая деятельность должна предполагать проблемно-ориентированное управление и интегрироваться в механизм управления АПК регионов.47 Повысить эффективность консалтинга в АПК можно, развивая существующие и будущие информационно-консультационные технологии, способствующие существующему росту производительности труда в агропромышленном производстве. Указанные меры сделают доступными следующие новшества: расширенные возможности системного управления базами данных, самостоятельное программирование, системы поддержки принятия решений, экспертные системы, межотраслевой маркетинг, интегрированное бизнес-планирование и др.

Информация о работе Бизнес – план финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия