Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:38, курсовая работа
Одним из специфических методов планирования хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, еще одной формой правления его необходимости и неизбежности является составление бизнес-планов.
Планирование предпринимательской деятельности отличается от управленческой, т.к. предприниматель сам отвечает за своё дело. Предприниматель должен хорошо представлять себе основные составляющие своего дела - финансы, производство, маркетинг, управление.
Содержание
Введение 3
1. Сущность бизнес-плана 4
2. Финансовые аспекты разработки разделов бизнес-плана предприятия 6
3. Оценка финансового показателя 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Приложение 22
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план, в конечном счете, отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты? Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя предприятия или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и продвинуться дальше. Овладение искусством составления бизнес-плана сегодня становится крайне актуальным: в нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, которые никогда не руководили никаким коммерческим предприятием; меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к борьбе с конкурентами; необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
1. Введение или резюме
бизнес-плана. Здесь дается
2. Описание компании (предприятия).
Этот раздел представляет
3. Анализ ситуации
в отрасли. Краткая
4. Описание продукта (товары,
услуги). Подробное описание продуктов,
предлагаемых компанией для
5. Маркетинговый план.
Должен включать общее
6. Производственный план.
Основная задача этого раздела
- определение потребности
7. Инвестиционный план.
8. Организация и управление. Успешная реализация бизнес-плана во многом зависит от организации дела и управления компанией или проектом, как будет организована деятельность предприятия, какова будет структура и форма, собственности, сколько необходимо персонала.
9. Финансовый план. Должен
подвести итог всем предыдущим
разделам, представив их в виде
структуры доходов и расходов
за определенный период
10. Приложения. В этот раздел включается документы, имеющие отношение к делу - результаты исследования рынка, технические характеристики оборудования, мнение экспертов о продукции, сведения о лицензиях, патентах, технологии, торговые марки, договоры с поставщиками и посредниками, образцы рекламно-информационных материалов. Иногда в приложения включают персональные резюме руководителя и других ключевых фигур проекта.
Анализируя отечественный опыт по вопросам составления бизнес-плана, можно сделать вывод, что из всех его разделов наименее разработанным справедливо считается финансовый план. В этой связи подчеркнем, насколько велика роль методического обеспечения именно финансовой части бизнес-плана. Поскольку в данной главе рассматривается только финансовый аспект его составления, остановимся- на изложении именно этой задачи.
Финансовый план является очень важным разделом бизнес-плана, который обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в денежном выражении. С помощью финансового раздела Вы и Ваши потенциальные инвесторы сможете определить сумму необходимых инвестиций, рассчитать предполагаемые доходы. В финансовый план бизнес-плана включают также все необходимые расчёты: расчёт прибылей и убытков, основные фонды, план по наличности, прогнозный баланс, различные финансовые коэффициенты и т.д.
При разработке финансового
раздела бизнес-плана, в связи
с большим количеством
Финансовый раздел - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя несколько основных документов: баланс организации, план прибылей и убытков, прогноз движения наличности, оперативный план, план доходов и расходов. Указанные документы носят планово - отчётный характер, такое планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определённого периода времени, а приведённые в этих документах данные используются для анализа финансового состояния фирмы.
Кратко охарактеризуем основные документы, входящие в финансовый раздел бизнес плана:
Оперативный план - отражает результаты взаимодействия фирмы и её целевых рынков по каждому товару им рынку за определённый период, на фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность показателей, представляемая в оперативном плане, помогает продемонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать. Структура отчёта о доходах и расходах относительно проста, в него обычно включается выручка от продажи товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления. На основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов, по данным этого раздела можно установить, приносит ли конкретный товар прибыль, сравнить различные товары по прибыльности, с тем, чтобы определить целесообразность дальнейшего производства. Таким образом, конечная задача данного документа показать, как будет изменяться, и формироваться прибыль в течение первого и второго года поквартально и далее - в расчёте на год. План - отчёт о движении денежных средств показывает, сколько наличности, имеется в распоряжении предприятия и какова потребность в них компании. Данный отчёт составляется как суммарный результат деятельности фирмы по всем видам товаров и услуг, в его структуру в частности входят планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчётный период. Заключительным документом финансового плана является балансовый отчёт, его особенность заключается в том, что он не отражает результатов деятельности компании за определённый период, а фиксирует сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все эти элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет судить о финансовом положении фирмы. Составить такой отчёт достаточно легко: он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собственный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках баланса на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и результаты её финансово - экономической деятельности.
Важная составляющая
финансового раздела бизнес-
Также можно представить следующий вариант структуры данного раздела бизнес-плана в части НИОКР.
1. Текущее состояние.
Следует описать текущее
2. Проблемы и риск.
Выделите любые крупные
3. Улучшение изделий
и новые продукты. Кроме описания
разработок и исходных
4. Затраты. Представьте
смету расходов на НИОКР,
5. Вопросы собственности.
Укажите любые патенты,
торговые марки, копирайт, которыми вы
обладаете или которые собирает
Стоит также отметить, что эта
сфера деятельности требует значительных
вложений капитала, наличия
В финансовом разделе бизнес-плана рассчитывается и инвестиционный риск, естественно бизнес-план будет выглядеть намного привлекательнее, если в нём будет отражаться выигрыш инвестора с точки зрения минимизации убытков и получения намечаемой прибыли, поэтому в планировании необходимо привести общую оценку коммерческого риска, спрогнозировать в какой степени риск связан с инвестиционными вливаниями в проект. Наряду с необходимостью прогнозировать риск в плане руководитель предприятия должен обладать знанием основных закономерностей снижения риска:
• эффективное прогнозирование и систематическое планирование деятельности компании,
• страхование и самострахование,
• хеджирование фьючерсных сделок,
• выпуск опционов, диверсификация.
Финансовое обоснование
Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пунктов.
1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.
2. Анализ финансового состояния
предприятия в период
3. Прогноз прибылей и денежных потоков.
4. Оценка финансовой
Остановимся кратко на каждом пункте финансового раздела инвестиционного проекта.
Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость и рентабельность предприятия. Рассчитывают финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем анализируют коэффициенты во времени и выявляют тенденции в их изменении. Инвестор, прежде чем вкладывать средства в конкретный проект анализирует его функционирование (деятельность) с целью оценки будущего состояния и перспектив развития, эффективности инвестиций. Показатели (коэффициенты), используемые для анализа и оценки инвестиционного проекта, не исчерпываются рассмотренными ниже, поскольку не существует такого их набора, который полностью бы отвечал поставленным задачам и удовлетворял всем целям анализа.
Полученные в результате расчетов прогнозируемые финансовые показатели и эффективности проекта можно представить в бизнес-плане в виде таблицы.
Показатели эффективности проекта