Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.
Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
3. Продажа активов предприятия
вновь созданному юридическому
лицу. В соответствии с данным
способом финн псового
Преимуществом этого метода является то, что он позволяет не только сохранить ликвидное имущество неплатежеспособного хозяйства, но и обеспечить занятость работников прежней организации. При - этом новая организация не имеет обязательств по погашению долгов старого хозяйства, Данное направление избрали 6 хозяйств республики.
4. Интеграция и кооперация
нескольких неплатежеспособных
сельскохозяйственных
Это наиболее распространенная форма осудебной санации - таким образом, в республике было реорганизовано 23 сельхозпредприятия - должника.
Реализация перечисленных
выше мер позволила, не прибегая к
механизму банкротства, выделить в
самостоятельные хозяйственные
структуры наиболее рентабельные производства
неплатежеспособных предприятий. При
этом повысился уровень
К тем хозяйствующим субъектам, которые не способны выйти из кризиса при замене менеджмента и к которым отсутствует интерес инвесторов. Целесообразно применение процедур банкротства как механизма позволяющего провести финансовое оздоровление предприятия, в том числе и путем его передачи от неэффективного собственника к более эффективному.
В применении института банкротства в Марий Эл можно проследить разделение на два этапа:
1. Период действия Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
2. Период действия Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Первый закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятый в 1992 г., также как и в целом в России, не оказал значимого воздействия на экономику республики.
Применительно к АПК республики
период действия Второго закона о
несостоятельности
Необходимо заметить, что
внешне резкий рост количества дел
о банкротстве мало связан с несостоятельностью
реально функционирующих
Следует отметить очень существенный
и усиливающийся «разброс» в
интенсивности применения процедур
банкротства по отдельным регионам
республики. Можно дать следующие
оценки: наибольшее количество инициированных
процедур банкротства приходится на
предприятия Килемарского и Сернурского
районов (11 и 7 дел соответственно). Тогда
как в отношении
Основная тенденция в
применении процедуры несостоятельности
применительно к предприятиям АПК
в период действия Второго закона
о банкротстве - преобладание решений
по открытию конкурсного производства
(особенно в 2002 г.) при незначительной
доле решений по введению внешнего
управления. Такое соотношение процедур
несостоятельности
Если исходить из статистики
восстановления платежеспособности должников,
в отношении которых было введено
внешнее управление, то количество
предприятий, вышедших из процедур банкротства
на этой стадии, было также крайне незначительно.
По оценкам экспертов, в 2002 г. в ходе
реализации процедур внешнего управления
не более 10% должников «вышли из-под
банкротства», более 30% остались в этой
реорганизационной процедуре в
силу ее продления, а порядка 60% перешли
в стадию ликвидации. К сожалению,
подобная статистика применительно
к аграрной сфере отсутствует, но
можно предположить, что подобное
соотношение сохранялось и в
отношении предприятий данной отрасли.
Таким образом, если не учитывать
решения по продлению внешнего управления,
то «жесткость» этой процедуры (в
плане принятия решений о ликвидации
должника) оказывается такой же,
как и в случае наблюдения, что
свидетельствует об очень низкой
эффективности процедуры
Более того, процедуры банкротства показали не высокий потенциал и с позиции погашения долгов кредиторам. Уровень их возврата по оценкам ФСФО по итогам 2002 г. не превышал 20%.
С введением в действие
Третьего закона о банкротстве статистика
дел о банкротстве несколько
изменилась. В 2003 г. произошло резкое
сокращение масштабов применения несостоятельности
- количество заявлений о признании
должников банкротами снизилось - в
7,5 раз, а в отношении
Столь кардинальное сокращение
числа подаваемых заявлений было
обусловлено тем, что налоговые
органы практически перестали подавать
заявления о банкротстве
Практика применения Третьего
закона о несостоятельности в
отношении неплатежеспособных предприятий
АПК республики не позволяет говорить
о наличии позитивных сдвигов
в решении санационных и
Сохранилась тенденция к
снижению и числа, и доли решений
о введении внешнего управления. Удельный
вес процедур внешнего управления,
закончившихся открытием
Введенная Законом новая реорганизационная процедура - финансовое оздоровление, которая должна была позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за судьбой предприятия в условиях возбужденного дела о банкротстве, оказалась вообще не востребованной. Отчасти это объясняется тем, что основными собственниками большинства неплатежеспособных хозяйств являются их работники, финансовые возможности которых в силу объективных причин ограничены. С другой стороны, единичные случаи применения данной процедуры в российской практике банкротства позволяют говорить о том, что законодатели явно переоценили наличие у собственников стремления к санации и развитию бизнеса должника.
В целом с учетом всех «стадий» процедуры несостоятельности в 2002–2005 гг. завершились «реабилитацией» бизнеса хозяйств - должников всего в 2 случаях.
Основными причинами невыполнения плана внешнего управления, как правило, являются:
- выбытие земельных паев,
принадлежащих работникам
- высокая степень изношенности основных средств;
- невозможность получения кредита;
- отсутствие денежных средств для приобретения удобрений, ГСМ семян;
- отсутствие платежеспособных инвесторов, способных сохранить профиль деятельности сельхозпредприятия.
- отсутствие экспертного заключения по планам внешнего управления на стадии их утверждения.
Низкая результативность
процедур банкротства предприятий
АПК часто бывает обусловлена
трудностями, спровоцированными действующим
либо бывшим административным аппаратом
предприятия. Наиболее распространенные
механизмы подобных технологий - это
резкое увеличение кредиторской задолженности
перед каким-либо конкретным лицом
посредством сомнительной сделки и
проведение предварительной «
В целом практика применения
процедур несостоятельности в отношении
предприятий АПК
Как показывает опыт, полностью
успешными реабилитационные процедуры
могут стать только при наличии
инвестора, изначально ориентированного
на приобретение и развитие конкретного
предприятия. Более того, в сегодняшних
условиях именно путем банкротства
становится возможным обеспечить интересы
эффективных собственников, приходящих
в агропромышленный сектор. В противном
случае, любые инвестиции, вложенные
вне процедур банкротства (финансового
оздоровления или внешнего управления),
могут не дать ожидаемого результата
как минимум по трем причинам. Во-первых,
большинство расчетных счетов предприятий
АПК блокировано инкассовыми
поручениями налоговых органов.
Во-вторых, наиболее энергичные действия
судебных приставов по аресту ликвидного
имущества начинаются, как показала
практика, начинаются после поступления
значимых инвестиционных средств. В-третьих,
именно процедуры банкротства
Проблема привлечения инвестора остается актуальной и при введении процедуры конкурсного производства. Как показывает практика, при ликвидации несостоятельного сельхозпредприятия имущество должника не находит нового эффективного собственника, готового сохранить производственный профиль ликвидируемого предприятия и рабочие места. Поэтому для того, чтобы процедуры банкротства дали положительный результат (сохранение предприятия как имущественного комплекса и продолжение работы по своему профилю) необходимо еще до возбуждения дела о банкротстве найти такого собственника (инвестора). Представляется целесообразным привлечь к этой работе региональные и местные власти, поскольку любое предприятие АПК - это особый объект, отвечающий за продовольственную безопасность не только региона, но и страны в целом.
Таким образом, система государственного
регулирования несостоятельных
предприятий агарного сектора должна
подходить к финансовому
3. Пути совершенствования и повышения
эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1 Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
Неплатежеспособность
Существует широкий спектр
мер, направленных на восстановление платежеспособности
предприятия в рамках досудебных
процедур. Указанные процедуры направлены
на предупреждение банкротства и
могут включать реструктуризацию задолженности
организации, реструктуризацию самого
производства, реструктуризацию предприятия.
Инициаторами проведения таких процедур
могут быть как собственники неплатежеспособного
предприятия и его кредиторы,
заинтересованные в продлении деятельности
сельскохозяйственного
В комплексе мер, проводимых
федеральными и региональными властями
и направленных на финансовое оздоровление
предприятий АПК, особое внимание уделяется
мерам по реструктуризации кредиторской
задолженности