Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа

Краткое описание

Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.docx

— 163.33 Кб (Скачать)

Для получения более реальных данных, отражающих уровень финансового  положения сельскохозяйственных предприятий  республики, в расчетах не учитывались  хозяйства, прекратившие деятельность в течение отчетного года.

Анализ полученных данных показал, что 43,3% хозяйств могут быть отнесены к четвертой и пятой  группам. Хозяйства первой и второй группы составили всего 35,1% от общего количества сельскохозяйственных предприятий  республики. Сельхозпредприятия этих групп нормально обеспечены оборотными средствами, источниками формирования запасов и затрат, финансово устойчивы  и платежеспособны. На их долю приходится 44,3% сельскохозяйственных угодий; общая численность работников составляет 61,4%. Эти предприятия производят 54,8% зерна, 63,2% молока. Они играют существенную роль в производстве товарной продукции: доля в общей выручке превышает 70%. В первой группе нет просроченных платежей, во второй группе просроченную кредиторскую задолженность имеют лишь 11 предприятий, при этом их прибыли превышает просроченные платежи в среднем в 4 раза. Предприятий данной группы вполне могут производить текущие платежи и обеспечить расширенное воспроизводство.

В третью группу вошли в  основном убыточные или низко-рентабельные хозяйства. Значительная их часть испытывает финансовые трудности и имеет  неудовлетворительный баланс. На их долю приходится 25,3% сельхозугодий, 21,6% валового сбора зерна и 20% производства молока. Среднегодовая численность работников составляет 20,8% от общего числа работников по хозяйствам всех групп. Просроченная кредиторская задолженность в несколько  раз превышает прибыль. В то же время в них осуществляется производственная деятельность – их доля в структуре  товарной продукции составляет 19,5%. Предприятия данной группы имеют  возможность обеспечить простое  воспроизводство и осуществлять текущие платежи (выручка в среднем  в 2,8 раза превышает кредиторскую задолженность), однако нуждается в мерах по восстановлению платежеспособности и финансовой поддержки  для обновления основных фондов, приобретения элитных семян и животных.

Убыточные предприятия четвертой  группы, долги которых в 1,3 раза превышают  выручку от реализации, не в состоянии  наладить производство продукции на уровне, отвечающем требованиям даже простого воспроизводства. Из рассматриваемой  совокупности 51 хозяйство может  быть включено в данную группу. Несмотря на долги, предприятия этой группы сохранили  производственный потенциал, и значительная их часть может вести хозяйственную  деятельность. Эти хозяйства занимают 20,4% сельхозугодий, производят 19,5% зерна  и 11,5% молока. Однако их доля в товарной продукции составляет всего 8,3%. Финансовое оздоровление хозяйств данной группы требуют более кардинальных организационно-экономических  мер: разделение, слияние, вступление в  интегрированные объекты агропромышленного  производства и другие формы реорганизации, которые могут быть проведены  как во внесудебном порядке, так  и в рамках реабилитационных процедур банкротства.

Финансово-экономическая  система пятой группы, в которую  входит 415 предприятий, разрушена, долги  более чем в 3 раза превышают выручку. Практически большая часть этих хозяйств уже прекратила производственно-финансовую деятельность и существует формально. Однако предприятия эти располагают  определенным производственным потенциалом. Общая численность работников в  них составляет 4,3%, производственных фондов – 3,4%, сельскохозяйственных угодий – около 10%. При отсутствии каких  либо предпосылок реформирования в  отношении хозяйств подобного типа целесообразно применение процедур банкротства с введением конкурсного  производства и последующей реализацией  имущества должника более эффективным  сельхозформированиям.

Неизбежным следствием роста  числа финансово неустойчивых предприятий  являются сложности с обеспечением текущих обязательств по погашению  кредиторской задолженности.

За 2001-2005 гг. суммарная кредиторская задолженность предприятий АПК  республики по всем обязательствам увеличилась  на 14% и достигла к началу 2006 г. 1504,6 млн. рублей. На протяжении всего рассматриваемого периода темпы роста кредиторской задолженности опережали темпы  роста дебиторской задолженности. При этом соотношении этих величин  в сельском хозяйстве оставалось существенно выше, чем в промышленности. На начало 2006 г. оно достигло 260% в сельском хозяйстве против 19,6% в промышленности.

В структуре кредиторской задолженности существенная доля приходиться  на финансовые санкции. По состоянию  на 1 января 2006 г. на долю пени и штрафов  пришлось 34,4 млн. руб. или 18,9% суммарной  задолженности по налогам и сборам.

В целом структура кредиторской задолженности за последние 5 лет  претерпела значительные перемены. В  ней стало преобладать задолженность  перед поставщиками и подрядчиками. Долги же по обязательным платежам сократились с 40,9% в 2001 г.

Важной особенностью структурных  изменений в кредиторской задолженности  является существенный рост задолженности  по кредитам и займам (с 8,9% до 27,7%), связанный  с более активным субсидированием  со стороны государства затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам. Увеличение бюджетного финансирования по данному направлению позволило  существенно расширить круг хозяйств, вовлеченных в кредитные отношения.

При столь значительных изменениях в структуре обязательств сельхозорганизаций республики удельный вес задолженности  по заработной плате на протяжении всего рассматриваемого периода  оставался стабильным (6,6% в 2001 г. и 6,2% в 2005 г.). Учитывая, что доля расходов на оплату труда в затратах на производство сельскохозяйственной продукции за рассматриваемый период увеличилась  с 13,9% до 29,4%, можно сделать вывод  о некотором снижении уровня задолженности  по заработной плате. Общая сумма  задолженности перед работниками  в хозяйствах республики на начало 2006 г. составила 59,1 млн. руб., что превышало  месячный начисленный фонд заработной платы сельскохозяйственных предприятий  на 2,4 млн. руб. Это на 23,4% меньше соответствующего показателя 2001г. Однако, учитывая, что  заработная плата работников сельского  хозяйства росла в течение  рассматриваемого периода значительно  медленнее, чем в других отраслях экономики, можно сделать вывод  о продолжающемся снижении реальных доходов жителей села. В результате этого процесса неплатежеспособные сельскохозяйственные организации  за годы реформ потеряли наиболее активную часть трудовых ресурсов.

В целом по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий республики на I января 2006 г. достигла 36,5 млн. руб., что составляет примерно 70 руб. на каждый гектар сельскохозяйственных угодий. При этом только за 2005 г. в  результате активизации работы по реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей просроченная задолженность по отрасли  сократилась более чем в 3 раза. В целом число сельскохозяйственных организаций, имевших просроченную задолженность, за последние пять лет  сократилось с 89,6% до 19,5%. Однако, несмотря на это, сохраняющийся высокий удельный вес хозяйств, неспособных своевременно рассчитаться по своим обязательствам, продолжает ограничивать приток кредитно-финансового  и инвестиционного капитала в  отрасль.

Таким образом, как показывает анализ текущего финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий  республики, проблема неплатежеспособности стоит очень остро и является наиболее актуальной.

2.2. Причины финансового  кризиса агропромышленных предприятий

Причины финансового кризиса, сложившегося в АПК многообразны и в большей степени носят  объективный характер. Среди факторов, вызвавших кризисное состояние  аграрного сектора, называются:

-    отсутствие макроэкономической стабилизации в стране в целом;

-    диспаритет цен и связанные с этим неблагоприятные условия для развития аграрного сектора;

-    неполнота и незавершенность начатых институциональных преобразований;

-    неразвитость рыночной инфраструктуры (информационной системы, финансово-кредитного механизма АПК, организованных рынков, истемы страхования и т.д.);

-    региональные торговые барьеры и вмешательство региональных администраций в агропродовольственные рынки;

-    сохранение за сельхозпредприятиями бремени содержания социальной инфраструктуры;

-    нерациональная государственная поддержка неэффективных хозяйств;

-    отсутствие       механизмов         банкротства несостоятельных сельхозпредприятий и др.

В качестве главного макроэкономического  фактора, напрямую влияющего на устойчивость развития АПК, может быть назван неравный обмен, в том числе и внутри самого АПК. Экономические отношения  сельскохозтоваропроизводителей с  предприятиями I и II сферы АПК не позволяют сельскохозяйственным организациям работать рентабельно.

Диспаритет цен внутри АПК образуется при прохождении  сельскохозяйственным продуктом стадий его производства, переработки и  реализации. Так, в период наиболее высоких темпов инфляции цены на продукцию  пищевой промышленности выросли  в 14,6 тыс. раз, тогда как цены на продукцию  растениеводства - всего лишь в 2,6 тыс. раз, а на продукцию животноводства - в 1,6 тыс. раз. В 1996 г. рост цен замедлился, но разрыв, накопленный в первой половине девяностых, практически не сократился. В итоге, именно пищевая  промышленность и торговля продуктами питания стали наиболее доходными  отраслями российской экономики  и основными получателями инвестиций (в том числе иностранных). Ситуация не изменилась и в последующие 10 лет. Например, если 1 л цельного молока реализуется сельскохозяйственными  организациями в среднем за 6 руб., а после его переработки и  с учетом торговой наценки в розничной  торговле оно продается по 13-16 руб. за 1 л.

Либерализация цен привела  к углублению их диспаритета не только между продукцией самой аграрной сферы, но и между сельскохозяйственной продукцией и основными видами материально-технических  ресурсов, необходимых для ведения  сельскохозяйственного производства. За период с 1990 г. по 2005 г. цены на промышленную продукцию и услуги, потребляемые сельскохозяйственными предприятиями, выросли в среднем в 43,5 тыс. раз. Наиболее существенный рост цен из этой группы товаров произошел по горюче-смазочным материалам (в 45 тыс. раз), электроэнергии (в 61,6 тыс. раз), тракторам (в 40,3 тыс. раз) и сельскохозяйственным машинам (в 27.9 тыс. раз). Цены же на товарную продукцию аграрного сектора за анализируемый период увеличились в среднем по растениеводческой продукции в 13,6 тыс. раз, а, но животноводческой - лишь в 11 тыс. раз.

Либерализация цен повлияла на резкое сокращение покупательной  способности доходов населения, и как следствие, спроса на сельскохозяйственную продукцию. Особенно пострадало животноводства в силу высокой эластичности спроса на продукцию по доходам. Кроме того, растущий продовольственный импорт стал вытеснять, отечественную продукцию  с внутреннего рынка, что привело  к существенным потерям выручки.

Неэквивалентность в товарообмене села с другими отраслями экономики, невысокая инвестиционная привлекательность, низкая покупательная способность  населения страны и ряд других негативных факторов приводят к тому, что сельское хозяйство практически  везде является глубоко убыточной  отраслью. В мировой практике эта  проблема решается посредством государственного регулирования, с помощью адекватной государственной бюджетной поддержки. Государственное финансирование в  этой связи призвано компенсировать товаропроизводителям изымающийся  смежными отраслями доход, повысить их платежеспособность и улучшить их инвестиционную привлекательность. В  Республике Марий Эл, как и во всей России, сельское хозяйство не является         социально-экономическим   приоритетом. Осуществляя общеэкономическую политику, государство недооценивает роль отрасли в экономике страны, о чем свидетельствует состояние финансовой поддержки отрасли.

На протяжении переходного  периода объем бюджетных ассигнований на сельское хозяйство постоянно  снижался. Так, если в 1992г. доля расходов на сельское хозяйство в общих  расходах консолидированного бюджета  составляла более 13%, то к 2006 г. их доля уменьшилась до 1,3% и в настоящее  время продолжает снижаться (табл. 2.5). Доля бюджетных ассигнований на сельское хозяйство в процентах к ВВП  снизилась с 4,5% в 1992 г. до 0,4% в 2005 г. При  этом объем бюджетных ассигнований, приходящийся на одного занятого и  на один гектар посевов, существенно  увеличивавшийся после кризиса 1998 г, в 2002 г. вновь упал. Расходы на сельское хозяйство в постоянных ценах  упали за период более чем в 2 раза.

Таблица 2.5

Удельные показатели объема расходов консолидированного бюджета  на сельское хозяйство

Наименование

         

Годы

         

показателя

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Удельный вес расходов на

                     

сельское хозяйство в  общих расходах

3,8

3,1

2,9

2,3

2,7

2,7

2.7

1.6

1.6

17

1.3

консолидированного

                     

бюджета. %

                     

Удельный вес расходов на сельское хозяйство в ВВП,

1,5

1,3

1,3

0,9

0,8

0,8

0,8

0,6

0,6

0.5

0.4

Объем расходов на 1 га площади  с/х угодий, руб.;

111

135

152

131

190

301

360

325

378

406

-

до 1998 г., тыс. руб.

                     

Объем расходов на 1 занятого в с&, руб.; до 1998

2384

3037

3659

2926

4419

7082

8947

8296

10163

11522

10969

г., тыс. руб.

                     

Бюджетная поддержка сельхозпроизводителей  включает главным образом финансирование программ, направленных на решение  отдельных задач в агропродовольственном  секторе. Сюда относятся субсидии из бюджета на поддержку растениеводства  и животноводства, программы компенсации  затрат на средства производства, льготное кредитование сельхозпроизводителей  и другие программы. Основная часть  бюджетных средств направляется на прямые субсидии производителям. Однако зачастую такие виды поддержки приводят к изъятию средств из сельского  хозяйства в пользу других секторов. При этом в структуре централизованного  финансирования сельского хозяйства  остается значительной доля расходов, направляемых на содержание подведомственных структур и прочих расходов, не связанных  с производством непосредственно. Так, в 2005 г. в Марий Эл из средств  республиканскою бюджета, выделенных по подразделу «Сельскохозяйственное  производство», на расходы несвязанные  непосредственно с сельскохозяйственным производством было направлено 31,7% от общего объема финансирования по подразделу.

Информация о работе Банкротство предприятий