Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.
Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Для получения более реальных данных, отражающих уровень финансового положения сельскохозяйственных предприятий республики, в расчетах не учитывались хозяйства, прекратившие деятельность в течение отчетного года.
Анализ полученных данных показал, что 43,3% хозяйств могут быть отнесены к четвертой и пятой группам. Хозяйства первой и второй группы составили всего 35,1% от общего количества сельскохозяйственных предприятий республики. Сельхозпредприятия этих групп нормально обеспечены оборотными средствами, источниками формирования запасов и затрат, финансово устойчивы и платежеспособны. На их долю приходится 44,3% сельскохозяйственных угодий; общая численность работников составляет 61,4%. Эти предприятия производят 54,8% зерна, 63,2% молока. Они играют существенную роль в производстве товарной продукции: доля в общей выручке превышает 70%. В первой группе нет просроченных платежей, во второй группе просроченную кредиторскую задолженность имеют лишь 11 предприятий, при этом их прибыли превышает просроченные платежи в среднем в 4 раза. Предприятий данной группы вполне могут производить текущие платежи и обеспечить расширенное воспроизводство.
В третью группу вошли в
основном убыточные или низко-
Убыточные предприятия четвертой
группы, долги которых в 1,3 раза превышают
выручку от реализации, не в состоянии
наладить производство продукции на
уровне, отвечающем требованиям даже
простого воспроизводства. Из рассматриваемой
совокупности 51 хозяйство может
быть включено в данную группу. Несмотря
на долги, предприятия этой группы сохранили
производственный потенциал, и значительная
их часть может вести
Финансово-экономическая
система пятой группы, в которую
входит 415 предприятий, разрушена, долги
более чем в 3 раза превышают выручку.
Практически большая часть этих
хозяйств уже прекратила производственно-финансовую
деятельность и существует формально.
Однако предприятия эти располагают
определенным производственным потенциалом.
Общая численность работников в
них составляет 4,3%, производственных
фондов – 3,4%, сельскохозяйственных угодий
– около 10%. При отсутствии каких
либо предпосылок реформирования в
отношении хозяйств подобного типа
целесообразно применение процедур
банкротства с введением
Неизбежным следствием роста числа финансово неустойчивых предприятий являются сложности с обеспечением текущих обязательств по погашению кредиторской задолженности.
За 2001-2005 гг. суммарная кредиторская
задолженность предприятий АПК
республики по всем обязательствам увеличилась
на 14% и достигла к началу 2006 г. 1504,6
млн. рублей. На протяжении всего рассматриваемого
периода темпы роста
В структуре кредиторской задолженности существенная доля приходиться на финансовые санкции. По состоянию на 1 января 2006 г. на долю пени и штрафов пришлось 34,4 млн. руб. или 18,9% суммарной задолженности по налогам и сборам.
В целом структура кредиторской
задолженности за последние 5 лет
претерпела значительные перемены. В
ней стало преобладать
Важной особенностью структурных
изменений в кредиторской задолженности
является существенный рост задолженности
по кредитам и займам (с 8,9% до 27,7%), связанный
с более активным субсидированием
со стороны государства затрат на
уплату процентов по привлекаемым кредитам.
Увеличение бюджетного финансирования
по данному направлению позволило
существенно расширить круг хозяйств,
вовлеченных в кредитные
При столь значительных изменениях
в структуре обязательств сельхозорганизаций
республики удельный вес задолженности
по заработной плате на протяжении
всего рассматриваемого периода
оставался стабильным (6,6% в 2001 г. и 6,2%
в 2005 г.). Учитывая, что доля расходов
на оплату труда в затратах на производство
сельскохозяйственной продукции за
рассматриваемый период увеличилась
с 13,9% до 29,4%, можно сделать вывод
о некотором снижении уровня задолженности
по заработной плате. Общая сумма
задолженности перед
В целом по данным Министерства
сельского хозяйства и
Таким образом, как показывает анализ текущего финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий республики, проблема неплатежеспособности стоит очень остро и является наиболее актуальной.
2.2. Причины финансового
кризиса агропромышленных
Причины финансового кризиса, сложившегося в АПК многообразны и в большей степени носят объективный характер. Среди факторов, вызвавших кризисное состояние аграрного сектора, называются:
- отсутствие макроэкономической стабилизации в стране в целом;
- диспаритет цен и связанные с этим неблагоприятные условия для развития аграрного сектора;
- неполнота и незавершенность начатых институциональных преобразований;
- неразвитость рыночной инфраструктуры (информационной системы, финансово-кредитного механизма АПК, организованных рынков, истемы страхования и т.д.);
- региональные торговые барьеры и вмешательство региональных администраций в агропродовольственные рынки;
- сохранение за сельхозпредприятиями бремени содержания социальной инфраструктуры;
- нерациональная государственная поддержка неэффективных хозяйств;
- отсутствие механизмов банкротства несостоятельных сельхозпредприятий и др.
В качестве главного макроэкономического фактора, напрямую влияющего на устойчивость развития АПК, может быть назван неравный обмен, в том числе и внутри самого АПК. Экономические отношения сельскохозтоваропроизводителей с предприятиями I и II сферы АПК не позволяют сельскохозяйственным организациям работать рентабельно.
Диспаритет цен внутри
АПК образуется при прохождении
сельскохозяйственным продуктом стадий
его производства, переработки и
реализации. Так, в период наиболее
высоких темпов инфляции цены на продукцию
пищевой промышленности выросли
в 14,6 тыс. раз, тогда как цены на продукцию
растениеводства - всего лишь в 2,6 тыс.
раз, а на продукцию животноводства
- в 1,6 тыс. раз. В 1996 г. рост цен замедлился,
но разрыв, накопленный в первой
половине девяностых, практически не
сократился. В итоге, именно пищевая
промышленность и торговля продуктами
питания стали наиболее доходными
отраслями российской экономики
и основными получателями инвестиций
(в том числе иностранных). Ситуация
не изменилась и в последующие 10
лет. Например, если 1 л цельного молока
реализуется
Либерализация цен привела
к углублению их диспаритета не только
между продукцией самой аграрной
сферы, но и между сельскохозяйственной
продукцией и основными видами материально-технических
ресурсов, необходимых для ведения
сельскохозяйственного
Либерализация цен повлияла на резкое сокращение покупательной способности доходов населения, и как следствие, спроса на сельскохозяйственную продукцию. Особенно пострадало животноводства в силу высокой эластичности спроса на продукцию по доходам. Кроме того, растущий продовольственный импорт стал вытеснять, отечественную продукцию с внутреннего рынка, что привело к существенным потерям выручки.
Неэквивалентность в товарообмене
села с другими отраслями экономики,
невысокая инвестиционная привлекательность,
низкая покупательная способность
населения страны и ряд других
негативных факторов приводят к тому,
что сельское хозяйство практически
везде является глубоко убыточной
отраслью. В мировой практике эта
проблема решается посредством государственного
регулирования, с помощью адекватной
государственной бюджетной
На протяжении переходного
периода объем бюджетных
Таблица 2.5
Удельные показатели объема расходов консолидированного бюджета на сельское хозяйство
Наименование |
Годы |
||||||||||
показателя |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Удельный вес расходов на |
|||||||||||
сельское хозяйство в общих расходах |
3,8 |
3,1 |
2,9 |
2,3 |
2,7 |
2,7 |
2.7 |
1.6 |
1.6 |
17 |
1.3 |
консолидированного |
|||||||||||
бюджета. % |
|||||||||||
Удельный вес расходов на сельское хозяйство в ВВП, |
1,5 |
1,3 |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
0.5 |
0.4 |
Объем расходов на 1 га площади с/х угодий, руб.; |
111 |
135 |
152 |
131 |
190 |
301 |
360 |
325 |
378 |
406 |
- |
до 1998 г., тыс. руб. |
|||||||||||
Объем расходов на 1 занятого в с&, руб.; до 1998 |
2384 |
3037 |
3659 |
2926 |
4419 |
7082 |
8947 |
8296 |
10163 |
11522 |
10969 |
г., тыс. руб. |
Бюджетная поддержка