Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.
Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Основной проблемой бюджетной
политики в области поддержки
сельского хозяйства является отсутствие
адекватных механизмов определения
объемов и направлений
В связи с отсутствием
долгосрочной стратегии развития АПК,
направления поддержки
Все названные особенности государственной поддержки АПК характерны и для республики Марий Эл. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия республики объем государственной помощи, выделенной аграрному сектору, в текущих ценах за последние пять лет увеличился более чем в два раза. Однако, несмотря на значительные цифры роста государственного финансирования сельского хозяйства, в целом его влияние на параметры развития отрасли остается незначительным. Так, в 2005 г. объем бюджетных субсидий в расчете на 1 рубль затрат на производство сельскохозяйственной продукции составлял по республике 7,9 коп. В целом в расчете на 1 хозяйство величина поддержки составила 698,6 тыс. руб., на 1 среднесписочного работника - 7108,2 руб.
В структурном аспекте
государственной поддержки
Особенностью государственной политики последних лет является смещение акцентов финансовой поддержки с федерального уровня на региональный. Участие федерального бюджета в поддержке сельского хозяйства из года в год уменьшается.
В настоящее время наибольшая часть затрат бюджета приходится на субсидии животноводству, включающие прямые выплаты па тонну продукции и субсидии на племенное животноводство. Объем бюджетных средств, выделенных на развитие этой отрасли, увеличился за последние пять лег более чем в семь раз, а его доля в общем объеме бюджетного финансирования достигла к 2005 г. 24,2%. Средства выделяются в основном на поддержку производства молока. Рост финансирования по данному направлению позволил несколько снизить уровень убыточности животноводства в республике.
Объем субсидий, выделенных на поддержку племенного животноводства, составил в 2005 г. 11,9 млн. руб., что в 2,4 раза больше чем в 2001 г. Однако даже при таких значительных показателях роста финансирования субсидии на племенное животноводство в настоящее время компенсируют не более 10 % затрат в расчете на содержание одной головы маточного поголовья крупного рогатого скота Таким образом, расходы республики по данному направлению можно признать недостаточными.
Объем бюджетных ассигнований, направляемых на финансирование растениеводства, за последние пять лет возрос в 3,7 раза, составив в 2005 г. 25 млн. руб. В результате доля субсидий на растениеводство в общем объеме финансовых ресурсов, поступивших из бюджетов всех уровней, достигла к 2005 г. 14,2%. При этом основная часть выделенных средств (18,3 млн. руб. или 11,6%) была направлена на страхование урожая.
Важным направлением государственной
поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
является бюджетное финансирование
программы по повышению плодородия
почв. Финансирование по данной статье
в 2005 г. составило 9,9 млн. руб. или 6,3% от
общего объема выделенных средств. Однако
следует признать, что состояние
земельных угодий в Марий Эл требует
значительно больших
Положительно можно оценить увеличение субсидирования расходов по уплате процентов за кредит за счет бюджетных средств, что позволило расширить круг хозяйств, вовлеченных в кредитные отношения.
В целом можно признать,
что субсидирование сельского хозяйства
в республике остается незначительным.
Относительный объем
Существующий объем инвестиций
в основной капитал по-прежнему недостаточен
для технического перевооружения отрасли.
По данным Федеральной службы по статистике,
инвестиции в АПК в 2005 г. увеличились
по сравнению с 2004 г. лишь на 8,0%, а
в целом по экономике страны -
на 10,7%. Наблюдаемая декапитализация
сельского хозяйства является серьезным
тормозом освоения новых технологий,
выпуска конкурентоспособной
Помимо макроэкономических и институциональных причин кризиса сельского хозяйства следует уделить внимания факторам внутреннего характера, среди которых в первую очередь необходимо отметить снижение урожайности в растениеводстве, продуктивности в животноводстве и соответствующем увеличении затрат на единицу продукции.
Влияние урожайности основных
с/х культур и продуктивности
скота и птицы на прибыльность
сельскохозяйственного
Видно, что глубина спада
рентабельности в растениеводстве
оказалась гораздо
| ||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Рис. 2.1. Динамика рентабельности продукции растениеводства и урожайности основных сельскохозяйственных культур.
Рис. 2.2. Динамика рентабельности продукции животноводства и продуктивности скота и птицы
Наличие определенной схожести
трендов рентабельности и урожайности
зерновых и овощей открытого грунта
свидетельствуют о существенном
влиянии данных признаков на показатели
прибыльности отрасли. Несовпадение линий
урожайности картофеля и
Несовпадение линий кривых на отдельных участках (период с 2002 по 2004 гг.) свидетельствует не об отсутствии связи между рассматриваемыми признаками, а о наличии более сложной модели их взаимодействия.
Такая сложная модель взаимосвязи учитывает наличие запаздывания по времени (лагов), а также инерционность динамики рентабельности и влияния на исследуемые признаки большого количества специфических факторов, в первую очередь, ценовых.
Таким образом, одной из важнейших
характеристик динамики прибыльности
сельскохозяйственного
Ситуация в настоящее время усугубляется тем, что накопленные сельхозпредприятиями долги достигли таких размеров, что перед АПК республики возникает реальная угроза массового банкротства. Неизбежные при этом организационно - экономические неурядицы, безусловно, способны оказать негативное воздействие на ход весенне-полевых и уборочных работ, а поэтому и на объем валовой продукции сельского хозяйства.
В этих условиях становится
очевидной необходимость
2.3. Государственное
регулирование
Существующая тенденция
к нарастанию кредиторской задолженности
сельскохозяйственных товаропроизводителей
свидетельствует о
Модель государственного
регулирования
Основными направлением финансово-экономического оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций республики являются;
- ликвидация долгов сельскохозяйственных организаций;
- применение мер по предупреждению банкротства, направленных на досудебную санацию неплатежеспособного предприятия;
- проведение реорганизационных
процедур с использованием
Выбор конкретного направления финансово - экономического оздоровления должника определяется, прежде всего, его финансовым состоянием и реальным производственным потенциалом.
Ликвидация долгов сельскохозяйственных
товаропроизводителей проводится в
рамках программы финансового
Реорганизационные процедуры, предусматривающие досудебную санацию предприятия - должника, направлены на сохранение имущества и ресурсов предприятий и включают преобразование, присоединение, выделение, слияние, разделение, ликвидацию.
Наибольшее распространение на территории республики получили следующие виды реструктуризации неплатежеспособного предприятия:
1. Реорганизация предприятия
- должника, проводимая в форме
разделения или выделения.
2. Передача в аренду
земли и основных
К преимуществам данного
варианта следует отнести то, что
отношения собственности на имущество
в период действия договора аренды
не меняются, что особенно важно
при реорганизации предприятия,
находящегося в государственной
собственности, а также для акционерных
обществ, поскольку необходимые
решения по реорганизации могут
быть приняты без созыва собрания
акционеров. Недостатком же данного
метода является отсутствие заинтересованности
арендаторов в выживании