Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.
Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Следует отметить, что в
зарубежных странах достаточно широко
применяются внесудебные
В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебный порядок реструктурирования долгов как достаточно мягкие и добровольные формы реорганизации несостоятельного предприятия
В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.
Использование процедуры
добровольного признания
Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле [26]. Ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало не менее 75% акционеров, и после этого было вынесено решение суда.
В этой же стране некоторые
функции органа по банкротству в
части осуществления
По мнению ведущих западных
специалистов по несостоятельности, при
существующем положении вещей в
странах с переходной экономикой,
к которым относится и Россия,
когда не хватает знаний и опыта
в области судебных разбирательств
по коммерческим вопросам. Целесообразно
привлекать судебные органы к решению
проблем несостоятельности
Однако существующий в России механизм банкротства по прежнему отдает предпочтение именно судебному решению судьбы несостоятельного предприятия. В РФ только арбитражный суд правомочен, принимать решения о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (собрание акционеров, например) поэтому вопросу не имеют юридической силы.
Регулирование несостоятельных предприятий в рамках судебных процедур представляет собой сложный процесс разработки и реализации комплекса мер экономического правового, организационного и технического характера. Действующая в России модель развития отношений несостоятельности представлена в Приложении 3. Характерной чертой данной модели является наличие развитой системы реабилитационных процедур, направленных на сохранение бизнеса, в дополнение к такому классическому механизму банкротства, как распродажа активов должника в ходе конкурсного производства. Это позволяет охарактеризовать существующую в России систему конкурсного права как нейтральную, но имеющую значительный продолжительный уклон [23].
Согласно общепринятому
на Западе мнению, любое положение
в законодательстве, отдающее предпочтение
спасению бизнеса по сравнению с
обеспечением возмещения кредиторам,
может означать, что несостоятельные
и нежизнеспособные предприятия
будут продолжать свою деятельность
в ущерб кредиторам, что приводит
к недостаточной поддержке
В соответствии со сложившейся
на Западе практикой, банкротство –
это эффективное средство для
перераспределения ресурсов независимо
от того, представлены ли эти ресурсы
основными фондами или
Как полагают ведущие западные специалисты по банкротству, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в России, то ни у российских, ни у западных инвесторов не будет стимула вкладывать средства в российские предприятия или предоставлять им кредиты, так как не будет гарантии хотя бы частичного возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.
В отечественной литературе также обосновывается мнение, в соответствии с которым наиболее эффективной является именно ликвидационная процедура, поскольку она позволяет в ряде случаев достичь радикального оздоровления той части бизнеса, которая еще может быть сохранена для последующего полноценного и доходного функционирования. В соответствии с данной точкой зрения реорганизационные мероприятия не всегда позволяют преодолеть кризисные явления, и тогда по их окончании все равно приходится переходить к ликвидации, но с гораздо меньшим процентом спасенного бизнеса. В подтверждении этого проводятся статистические данные: если в 1995 г. около 80% вводимых процедур носило реабилитационный характер, в 1996 г. соотношение реорганизационных и ликвидационных процедур примерно выровнялось, то к 2006г. количество дел по которым была введена процедура конкурсного производства, превысило 90% [21].
Однако это позиция признается спорной большинством российских специалистов. Высказывается идея, в соответствии с которой гораздо целесообразнее сохранить действующее предприятие, чем распродать его по частям. В обоснование этой точки зрения приводятся доводы о том, что структура производительных сил в настоящее время такова, что уже нельзя просто продать имущество крупной несостоятельной корпорации и распределить выручку среди кредиторов. В ситуации неплатежеспособности предприятия приходится решать не только задачи справедливого распределения оставшегося имущества должника среди его кредиторов, но и проблемы связанные с сохранением технологической целостности, поддержкой социальной сферы, возобновлением налоговых поступлений [13].
Модель реанимации предприятия
– должника, предусмотренная российским
законодательством о
Процедура финансового оздоровления
является принципиально новой для
российского законодательства о
несостоятельности. По своей сути она
представляет собой процедуру, вводимую
в целях получения средств, необходимых
для удовлетворения требований кредиторов
в соответствии с графиком погашения
задолжности в ходе финансового
оздоровления. На первый взгляд, финансовое
оздоровление – это аналог санации,
которая предусматривалась в
Законе о банкротстве 1192 г. Однако в
назначении и сущности процедуры
финансового оздоровления по сравнению
с санацией акценты смещены –
при финансовом оздоровлении главным
является не само по себе восстановление
платежеспособности должника, а удовлетворение
требований кредиторов. Причем, долги
могут быть погашены не только самим
должником, но и лицами, предоставившими
обеспечение, принявшими на себя обязательства
по гарантии или поручительству. Данная
процедура, по сути, представляет реструктуризацию
задолжности организации –
Анализ судебно-арбитражной
практики позволяет утверждать, что
указанная реабилитационная процедура
пока не оказывает значимого
Таким образом, основной реабилитационной
процедурой в действующем в российской
экономике механизма
С финансово – экономической
точки зрения эта процедура представляет
собой реструктуризацию организации
– должника в целях восстановления
платежеспособности. Реструктуризация
может осуществлятся как путем
мобилизации внутренних ресурсов должника,
так и путем привлечения
Специалисты по банкротству
выделяют широкий спектр мер, направленных
на восстановление платежеспособности
(сокращение расходов, закрытие не рентабельных
производств, увеличение финансовых ресурсов
должника). Однако, в ходе внешнего управления,
эффективность применения данной процедуры
остается весьма низкой. Судебно-арбитражная
практика показывает, что процедура
внешнего управления в подавляющем
большинстве случаев
Несмотря на то, что законодательство
РФ о банкротстве характеризуется
наличием развитой системы реабилитационных
процедур, их низкая эффективность
с точки зрения санации бизнеса
должника свидетельствует о
1.2. Содержание и особенности
развития института
Объективная необходимость
внедрения и совершенствования
управления несостоятельными предприятиями
на базе института банкротства связана,
прежде всего, с тем, что банкротство
является неотъемлемым инструментом развитой
рыночной экономики. Основное назначение
данного института – обеспечить
предсказуемое распределение
Необходимость существования данного института обусловлена санирующей ролью рынка, которая заключается в вытеснении с рынка предприятий, имеющих отклонения от среднего значения трудовых затрат, более эффективными конкурентами. Таким образом, институт несостоятельности является одним из самых мощных стимулов для совершенствования производства и снижения трудовых и энергетических затрат.
Сам институт банкротства возник вместе с институтом собственности и является необходимой составляющей функционирования собственности на средства производства с момента ее появления. По мере усложнения отношений собственности и возникновения новых вариантов взаимной обусловленности происходило формирование института несостоятельности, который был призван регулировать спорные моменты между субъектами собственности [13].
Выделяют следующие признаки оформления системы банкротства в соответствующий институт:
1) Перенос акцента с личной ответственности за ситуацию банкротства на превентивные меры в отношении потенциальных банкротов с целью максимального эффективного использования высвобождающихся ресурсов.
2) Значительный рост числа банкротств хозяйствующих субъектов, приводит к постепенному выделению правовой базы несостоятельности из свода общегражданского и уголовного законодательства в самостоятельную отрасль права.
3) Параллельно шло формирование институционально - организационной базы, прежде всего кадровое обеспечение института несостоятельности.
В результате эволюции банкротства сформировались следующие цели этого института, которые нашли отражение в законодательстве о банкротстве развитых стран:
1. Поддержка попавшего в кризисную ситуацию хозяйствующего субъекта путем применения правовых норм, направленных в первую очередь на реорганизацию управления и предотвращение перехода объекта собственности к другому субъекту, т.е. соблюдение интересов собственников.
2. Наблюдение за эффективным использованием объекта собственности банкрота, призванное обеспечит защиту интересов всех собственников.