Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа
Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.
Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
5. Повышение эффективности контроля за деятельностью арбитражных управляющих: функции надзора за деятельностью арбитражных управляющих были переданы от государства в лице ФСФО к некоммерческим саморегулируемым организациям (СРО). Закон наделил СРО правом применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности, а также заявлять в арбитражных суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в процедурах банкротства в качестве арбитражных управляющих.
6. Установление особенностей банкротства для отдельных категорий должников в едином законе: Закон, отменив действующие в отношении субъектов естественных монополий критерий неоплатности, не устанавливает специального критерия несостоятельности для организаций военно-промышленного комплекса, субъектов естественных монополий и иных организаций, имеющих важное социально-экономическое и стратегическое значение. Таким образом, в отношении последних будет применяться единый для всех остальных категорий должников критерий несостоятельности, основанный на принципе неплатежеспособности.
7. Ограничения для слишком широкого использования процедур банкротства для ликвидации отсутствующих должников: Законом установлено, что процедуры банкротства применяются в отношении отсутствующих должников только при наличии соответствующих средств бюджета.
Таким образом, Новый закон
о банкротстве существенно
Изменения, внесенные в механизм правового регулирования несостоятельности предприятия, привели в резкому спаду количества заявлений о банкротстве если в 2002 г. в арбитражные суды поступило 106647 заявление о признании должника несостоятельным, то в 2003 г. – лишь 14277, а в 2004 г. и 2005 г – 14090 и 32190 соответственно.
В целом можно утверждать,
что институт банкротства в России
пока нельзя рассматривать как стабильный
и эффективный механизм корпоративного
управления, направленный на оздоровление
менеджмента и финансов компаний.
Существующий в российском обществе
разброс мнений по проблеме банкротства
несостоятельных предприятий, существенно
снижает эффективность
1.3. Методология и критерии
определения банкротства в
Сельское хозяйство –
одна из отраслей, нуждающихся в
соответствующим образом
Институт банкротства рассматривается в этой связи как комплекс правовых мер, реализация которых должна обеспечит реабилитацию хозяйств-должников, защитить права кредиторов, эффективно начать дело по-новому, погасить долги хозяйства за счет имеющегося имущества, изыскав ресурсы и возможности.
В соответствии с Законом
«О несостоятельности (банкротстве)»
сельскохозяйственными
Все особенности банкротства сельскохозяйственных организации применяются к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых по соответствующей деятельности составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.
Таким образом, с учетом данных
критериев к
Независимо от организационно – правовых форм всем сельскохозяйственным организациям присуща отраслевая специфика, которая обусловлена:
- особым характером их деятельности, связанной с использованием земель сельскохозяйственного назначения;
- сезонным, цикличным характером их работ;
- селообразующим характером организации;
- большой долей в имуществе организации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающих не только это хозяйство;
- большой долей неликвидного имущества в имущественном комплексе хозяйства, продажа которого часто невозможна;
- наличием имущества, требующего постоянного ухода и затрат;
- достаточно протяженным во времени периодом производства с/х продукции и зависимостью урожайности и продуктивности от объективных факторов, не позволяющих даже за 2-3 года сделать вывод о возможности восстановления платежеспособности;
- рискованным характером производства и др.
Указанные специфические
черты нашли отражение в Законе
о банкротстве и выразились в
особых правилах процедур банкротства
применительно к
Так, в ходе наблюдения, при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен учитывать сезонность сельскохозяйственного производства; влияние природно–климатических факторов; перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.
Осуществление на стадии наблюдения финансового анализа с учетом перечисленных факторов позволяет сделать вывод о сроках финансового оздоровления либо внешнего управления.
Срок финансового оздоровления в соответствии с Законом не определен четко, установлено лишь, что процедура может быть введена на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции.
Срок финансового оздоровления
может быть продлен на год, если это
вызвано чрезвычайными
Подобным образом вводится и процедура внешнего управления, что является еще одной важной особенностью банкротства данной категории должников.
Срок внешнего управления
определен – он может превышать
установленный Законом (п. 2 ст. 92) 24-месяные
не более чем на 3 месяца. Срок внешнего
управления сельскохозяйственного
должника может быть продлен еще
на 1 год; таким образом, максимальный
срок будет равен 3 годам и 3 месяцам.
Основанием продления срока является
действие чрезвычайных обстоятельств,
которые повлекли спад и ухудшение
финансового состояния
Действующее законодательство о банкротстве предусматривает особый порядок реализации имущественных прав сельскохозяйственных предприятий. Цель данного регулирования – создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта.
В соответствии со ст. 179 Закона
при продаже имущества должника
– сельскохозяйственной организации
арбитражный управляющий должен
выставить на продажу на первых торгах
предприятие должника. Цель данного
регулирования – создать
При продаже объектов недвижимости
обанкротившейся
Арбитражный управляющий
обязан предложить лицам, обладающим преимущественным
правом, приобрести имущество (включая
имущественные права) должника по стоимости,
указанной независимым
По истечении месяца (при
отсутствии ответа либо отрицательном
ответе) управляющий реализует
Что касается земельных участков,
ликвидируемой несостоятельной
сельскохозяйственной организацией, то
Законом предусмотрено, что они
могут отчуждаться или
Так при подаче заявления
о своем банкротстве КФХ
КФХ предоставлена возможность в течение двух месяцев со дня принятия судом заявления о его банкротстве представить план восстановления своей платежеспособности, в случае реализации которого судом может быть введена процедура финансового оздоровления независимо от решения собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства.
Одним из отличий финансового
оздоровления и внешнего управления
КФХ от аналогичных для
Положительным моментом действующего
закона является дополнение в статью,
регулирующую порядок реализации имущества
и имущественных прав КФХ. Сейчас
не существует такого ограничения как
проведение торгов только в форме
конкурса. Действующее законодательство
о несостоятельности, определяя
особенности банкротства
Однако следует отметить слабость отражения в нем экономических аспектов:
- экономические признаки определения несостоятельности сельскохозяйственной организации;
- отсутствие рыночных механизмов оценки объектов недвижимости и других активов организации, а также оценки бизнеса в процессе проведения процедур банкротства.
Необходимо отметит также
острую нехватку кадров, готовых работать
в качестве специалистов по антикризисному
управлению сельскохозяйственными
организациями и отсутствие системы
комплексных государственных
2. Современное состояние
экономике и практика
2.1. Оценка экономического
состояния агропромышленных
Оценка экономической
эффективности банкротства
Производство валовой
продукции сельского хозяйства
в сопоставимых ценах в целом
по стране увеличилось за последние
пять лет на 8,1 %. В 2005 г. объем валовой
продукции сельского хозяйства
увеличился во всех категориях хозяйств
по сравнению с предыдущим годом
на 2 %, сельскохозяйственными
Однако в целом по стране уровень экономического развития неравномерен.
Республика Марий Эл относится
к депрессивным регионам. Сельское
хозяйство в экономике
В настоящее время
Изменение экономической ситуации, связанное с переходом на рыночные отношения привело, к ежегодному снижению доли сельскохозяйственных мероприятий в производстве сельскохозяйственной продукции: с 75 % в 1990 г. до38,9% в 2005 г. Кроме того, в последние годы наблюдается снижение динамики основных финансово-экономических показателей, характеризующих эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий (табл. 2.1).