Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа

Краткое описание

Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.docx

— 163.33 Кб (Скачать)

5.         Повышение эффективности контроля за деятельностью арбитражных управляющих: функции надзора за деятельностью арбитражных управляющих были переданы от государства в лице ФСФО к некоммерческим саморегулируемым организациям (СРО). Закон наделил СРО правом применять в отношении своих членов меры дисциплинарной ответственности, а также заявлять в арбитражных суд ходатайства об отстранении своих членов от участия в процедурах банкротства в качестве арбитражных управляющих.

6.         Установление особенностей банкротства для отдельных категорий должников в едином законе: Закон, отменив действующие в отношении субъектов естественных монополий критерий неоплатности, не устанавливает специального критерия несостоятельности для организаций военно-промышленного комплекса, субъектов естественных монополий и иных организаций, имеющих важное социально-экономическое и стратегическое значение. Таким образом, в отношении последних будет применяться единый для всех остальных категорий должников критерий несостоятельности, основанный на принципе неплатежеспособности.

7.         Ограничения для слишком широкого использования процедур банкротства для ликвидации отсутствующих должников: Законом установлено, что процедуры банкротства применяются в отношении отсутствующих должников только при наличии соответствующих средств бюджета.

Таким образом, Новый закон  о банкротстве существенно отличается от предыдущего и направлен на недопущение передела собственности.

Изменения, внесенные в  механизм правового регулирования  несостоятельности предприятия, привели  в резкому спаду количества заявлений  о банкротстве если в 2002 г. в арбитражные  суды поступило 106647 заявление о признании  должника несостоятельным, то в 2003 г. –  лишь 14277, а в 2004 г. и 2005 г – 14090 и 32190 соответственно.

В целом можно утверждать, что институт банкротства в России пока нельзя рассматривать как стабильный и эффективный механизм корпоративного управления, направленный на оздоровление менеджмента и финансов компаний. Существующий в российском обществе разброс мнений по проблеме банкротства  несостоятельных предприятий, существенно  снижает эффективность практических действий. Это обстоятельство вызывает настоятельную необходимость проведения экономической экспертизы института банкротства, применительно к российским условиям.

1.3. Методология и критерии  определения банкротства в предприятиях  агропромышленного комплекса

Сельское хозяйство –  одна из отраслей, нуждающихся в  соответствующим образом поставленном антикризисном управлении. Наиболее важным направление формирования и  развития системы антикризисного управления является создание адекватного механизма  ее правового регулирования, одним  из обязательных элементов которого является законодательство о банкротстве.

Институт банкротства  рассматривается в этой связи  как комплекс правовых мер, реализация которых должна обеспечит реабилитацию хозяйств-должников, защитить права  кредиторов, эффективно начать дело по-новому, погасить долги хозяйства за счет имеющегося имущества, изыскав ресурсы  и возможности.

В соответствии с Законом  «О несостоятельности (банкротстве)»  сельскохозяйственными организациями  признаются юридические лица, основной вид деятельности которых связан с производством сельскохозяйственной продукции (это либо только производство, либо производство и переработка  продукции), выручка, от реализации которой  составляет не менее чем 50% общей  суммы выручки.

Все особенности банкротства  сельскохозяйственных организации  применяются к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых по соответствующей  деятельности составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

Таким образом, с учетом данных критериев к сельскохозяйственным организациям относятся не только организации, занимающиеся животноводством, рыболовством, звероводством, и т.д., а также  организации, которые наряду с производством  сельскохозяйственной продукции осуществляют и ее переработку. Если же предприятие  занимается только переработкой сельскохозяйственной продукции, то оно не будет относиться к числу сельскохозяйственных организаций  применительно к сфере регулирования  законодательства о банкротстве.

Независимо от организационно – правовых форм всем сельскохозяйственным организациям присуща отраслевая специфика, которая обусловлена:

-      особым характером их деятельности, связанной с использованием земель сельскохозяйственного назначения;

-      сезонным, цикличным характером их работ;

-      селообразующим характером организации;

-      большой долей в имуществе организации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающих не только это хозяйство;

-      большой долей неликвидного имущества в имущественном комплексе хозяйства, продажа которого часто невозможна;

-      наличием имущества, требующего постоянного ухода и затрат;

-      достаточно протяженным во времени периодом производства с/х продукции и зависимостью урожайности и продуктивности от объективных факторов, не позволяющих даже за 2-3 года сделать вывод о возможности восстановления платежеспособности;

-      рискованным характером производства и др.

Указанные специфические  черты нашли отражение в Законе о банкротстве и выразились в  особых правилах процедур банкротства  применительно к сельскохозяйственным организациям.

Так, в ходе наблюдения, при  проведении финансового анализа  арбитражный управляющий должен учитывать сезонность сельскохозяйственного  производства; влияние природно–климатических факторов; перспективы получения  доходов по окончании текущего периода  сельскохозяйственных работ и возможность  использования этих доходов для  удовлетворения требований кредиторов.

Осуществление на стадии наблюдения финансового анализа с учетом перечисленных факторов позволяет  сделать вывод о сроках финансового  оздоровления либо внешнего управления.

Срок финансового оздоровления в соответствии с Законом не определен  четко, установлено лишь, что процедура  может быть введена на срок до окончания  соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции.

Срок финансового оздоровления может быть продлен на год, если это  вызвано чрезвычайными обстоятельствами. При постановке вопроса о продлении  срока финансового оздоровления необходимо доказать, что названные  чрезвычайные обстоятельства привели  к спаду сельскохозяйственного  производства и соответственно к  ухудшению финансового состояния  должника в течение финансового  оздоровления.

Подобным образом вводится и процедура внешнего управления, что является еще одной важной особенностью банкротства данной категории  должников.

Срок внешнего управления определен – он может превышать  установленный Законом (п. 2 ст. 92) 24-месяные  не более чем на 3 месяца. Срок внешнего управления сельскохозяйственного  должника может быть продлен еще  на 1 год; таким образом, максимальный срок будет равен 3 годам и 3 месяцам. Основанием продления срока является действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение  финансового состояния должника.

Действующее законодательство о банкротстве предусматривает  особый порядок реализации имущественных  прав сельскохозяйственных предприятий. Цель данного регулирования –  создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого  объекта.

В соответствии со ст. 179 Закона при продаже имущества должника – сельскохозяйственной организации  арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Цель данного  регулирования – создать условия  для сохранения имущественного комплекса  как единого объекта.

При продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право  на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские хозяйства, расположенные в данной местности. Указанный порядок продажи при  банкротстве сельскохозяйственных организаций объектов их недвижимости направлен на сохранение преимущественно  сельскохозяйственного производства.

Арбитражный управляющий  обязан предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая  имущественные права) должника по стоимости, указанной независимым оценщиком. Субъектом права преимущественной покупки предоставляется один месяц  на то, чтобы заявить, о своем желании  приобрести имущество.

По истечении месяца (при  отсутствии ответа либо отрицательном  ответе) управляющий реализует имущество  общим порядком.

Что касается земельных участков, ликвидируемой несостоятельной  сельскохозяйственной организацией, то Законом предусмотрено, что они  могут отчуждаться или переходить к другому лицу в той мере в  какой их участие в обороте  допускается земельным законодательством. Несмотря на то, что крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) по природе своей  деятельности относятся к сельскохозяйственным предприятиям, законодательство о несостоятельности  устанавливает в отношении них  отдельные особенности осуществление  процедур банкротства.

Так при подаче заявления  о своем банкротстве КФХ обязано  предоставить сведения о составе  и стоимости имущества, принадлежащего каждому члену КФХ на праве  собственности. Это обосновывается тем, что все имущество КФХ  принадлежит его членам на праве  общей (долевой или совместной), собственности, что имеет важное значение при  удовлетворении требований кредиторов в процессе определения имущества, за счет которых такие требования могут быть удовлетворены.

КФХ предоставлена возможность  в течение двух месяцев со дня  принятия судом заявления о его  банкротстве представить план восстановления своей платежеспособности, в случае реализации которого судом может  быть введена процедура финансового  оздоровления независимо от решения  собрания кредиторов об открытии ликвидационного  производства.

Одним из отличий финансового  оздоровления и внешнего управления КФХ от аналогичных для сельскохозяйственных организаций является то, что внешним  управляющим может быть член КФХ  не владеющий специальной лицензией.

Положительным моментом действующего закона является дополнение в статью, регулирующую порядок реализации имущества  и имущественных прав КФХ. Сейчас не существует такого ограничения как  проведение торгов только в форме  конкурса. Действующее законодательство о несостоятельности, определяя  особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, формулирует количественный критерий в процентах от реализации продукции; увязывает вопросы отчуждения или переходи земельных участков с земельным законодательством; учитывает сезонность производства в ходе процедур наблюдения, финансового  оздоровления внешнего управления; допускает  более длительный период внешнего управления в связи с сезонностью и  форс-мажорными обстоятельствами; устанавливает  особый порядок реализации имущества  такой организации.

Однако следует отметить слабость отражения в нем экономических  аспектов:

-               экономические признаки определения несостоятельности сельскохозяйственной организации;

-               отсутствие рыночных механизмов оценки объектов недвижимости и других активов организации, а также оценки бизнеса в процессе проведения процедур банкротства.

Необходимо отметит также  острую нехватку кадров, готовых работать в качестве специалистов по антикризисному управлению сельскохозяйственными  организациями и отсутствие системы  комплексных государственных мер  по оказанию поддержки организациям-должникам. Таким образом, специфика аграрной сферы требует дальнейшего совершенствования  в рамках общих принципов банкротства  собственных механизмов его реализации.

 

2. Современное состояние  экономике и практика применения  механизмов банкротства в отраслях  АПК

2.1. Оценка экономического  состояния агропромышленных предприятий  Республики Марий Эл

Оценка экономической  эффективности банкротства предприятий  АПК невозможно без анализа современного состояния экономики аграрного  сектора. В последние годы в экономике  агропромышленного комплекса наметилась некоторая стабилизация.

Производство валовой  продукции сельского хозяйства  в сопоставимых ценах в целом  по стране увеличилось за последние  пять лет на 8,1 %. В 2005 г. объем валовой  продукции сельского хозяйства  увеличился во всех категориях хозяйств по сравнению с предыдущим годом  на 2 %, сельскохозяйственными предприятиями  было получено 32,6 млрд. руб. прибыли. Доля организаций аграрного сектора  в прибыли всех отраслей экономики  возросло с 0,6 % до 1,2 %.

Однако в целом по стране уровень экономического развития неравномерен.

Республика Марий Эл относится  к депрессивным регионам. Сельское хозяйство в экономике республики занимает одно из ведущих мест.

В настоящее время функционирование аграрного сектора Республики Марий  Эл происходит в сложной финансово-экономической  ситуации, для которой характерны дефицит материальных и финансовых ресурсов, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, резкое сокращение государственного финансирования, недостаточно законодательное  обеспечение аграрного сектора  и, как следствие, существенное снижение эффективности производства и ухудшение  финансового состояния сельскохозяйственных организаций.

Изменение экономической  ситуации, связанное с переходом  на рыночные отношения привело, к  ежегодному снижению доли сельскохозяйственных мероприятий в производстве сельскохозяйственной продукции: с 75 % в 1990 г. до38,9% в 2005 г. Кроме  того, в последние годы наблюдается  снижение динамики основных финансово-экономических показателей, характеризующих эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий (табл. 2.1).

Информация о работе Банкротство предприятий