Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа

Краткое описание

Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.docx

— 163.33 Кб (Скачать)

В отношении фиктивных  предприятий первого типа целесообразно  применение упрощенных процедур банкротства. При этом основные проблемы банкротства  действующих предприятий (сохранение сельской занятости, поддержание социальной инфраструктуры) возникать не должны, поскольку такие предприятия  не формируют доходов сельского  населения и не содержат социальную и инженерную инфраструктуру. Основная проблема, возникающая при банкротстве  подобных организаций, связана с  тем, что сумма конкурсной массы, как правило, не покрывает стоимость  конкурсного производства. В этой связи при банкротстве фиктивных  предприятий первого типа (отсутствующих  должников) целесообразно заключение мировых соглашений

Поскольку одним из крупнейших конкурсных кредиторов будут федеральные  и региональные бюджеты, то можно  было бы предусмотреть в условиях мирового соглашения отчуждение части  земли и фондов для создания муниципального предприятия по содержанию инженерной инфраструктуры территории. Члены кооператива, безусловно, не несут ответственности  по делам своего кооператива своими земельными паями, но в рамках мирового соглашения они могут пойти на такое частичное отчуждение земли, так как это преследует и их интересы как жителей данной территории.

Описанная выше процедура  банкротства может быть применена  и в отношении предприятий, фактически не ведущих хозяйственную деятельность (фиктивные предприятий второго  типа). Поскольку конкурсная масса  в хозяйствах-двойниках ничтожна и ее стоимость не может покрыть  расходов по проведению конкурсного  производства, наиболее приемлемым решением также является заключение мирового соглашения. Однако в данном случае потребность формирования муниципального предприятия представляется нам  не столь очевидной.

После заключения мирового соглашения предприятие должно быть ликвидировано.

2. Банкротство действующих  предприятий с сохранением профиля  их активов.

После ликвидации фиктивных  предприятий сохраняется проблема банкротства реально хозяйствующих, но неэффективных хозяйств. Процедуры  банкротства должны быть инициированы по отношению ко всем этим предприятиям. При этом в отношении предприятий  способных повысить эффективность  хозяйственной деятельности в будущем  должны быть применены реорганизационные  процедуры банкротства, остальные  организации должны быть ликвидированы. Причины несостоятельности и  рекомендации по их устранению должны

быть установлены арбитражным  управляющим в ходе процедур наблюдения и финансового оздоровления. Если удается установить причины финансового  кризиса и решить ее на стадии наблюдения и финансового оздоровления, предприятие  целесообразно сохранить в своем  прежнем качестве. Очевидно, таких  предприятий будет немного, но отвергать  такую возможность оздоровления предприятия нельзя.

На стадии конкурсного  производства сохранение сельхозпредприятия как целостного производственного  комплекса также не исключено. Согласно ст. 179 закона о несостоятельности, при  продаже имущества сельхозпредприятия оно должно быть предварительно выставлено на торгах как целостный комплекс. В результате успешности таких торгов предприятие сохраняется, хотя и меняет собственников.

В связи с этим целесообразно  на стадии подготовки к реализации имущества предприятия-банкрота провести работу по аккумулированию земельных  паев в уставном капитале предприятия. При продаже сельхозорганизации, земля которой находится в  аренде, земля, равно как и арендные права, на нее, не переходят к новому собственнику предприятия. Таким образом, новый собственник должен заново заключать арендные договоры, что  существенно снижает привлекательность  такого производственного комплекса  при продаже его на торгах, уменьшает  его стоимость и вероятность  продажи как целостного предприятия, Кроме того, существует опасность, что  при приобретении имущественного комплекса  без земли преследуется цель использования  его не как самостоятельного предприятия, а как отдельных фондов, в том  числе, для последующей перепродажи.

Внесение паев в уставный капитал сельхозорганизации выгодно  и собственникам должника, поскольку  велика вероятность того, что предприятие, не проданное как единый комплекс, прекратит свое существование, следовательно, сдавать земельный пай в аренду будет просто некому. Внесение пая  в уставной капитал позволяет  так же сохранить занятость на этом предприятии.

3. Решение проблемы сельской  занятости, программа переподготовки  кадров в сельской местности,  программа поддержки кредитной  кооперации».

Ликвидация части сельскохозяйственных предприятий неизбежно влечет за собой ряд проблем, которые потребуют  незамедлительного решения. В первую очередь это касается проблемы сельской занятости, поскольку абсолютное большинство  сельхозпредприятий является селообразующими.

Для решения данной проблемы мы предлагаем реализовать следующие  меры:

1)    временное сохранение за территорией субсидий, выплачиваемых, ликвидируемому предприятию.

Реализация этой меры позволит создать финансовые основы для осуществления  остальных мер.

2)       создание условий для предпринимательства местного населения. При этом нужно осознавать ограниченность ЛПХ как устойчивого источника дохода на территории ликвидированных хозяйств. ЛПХ, безусловно, частично решит проблему продовольственного обеспечения населения, но стабильного денежного дохода на этой территории оно не даст. Поэтому необходимо поддерживать все возможные инициативы местного населения по организации альтернативной предпринимательской деятельности.

Другим направлением в  сфере развития неаграрной занятости  в сельской местности может стать  сбор и распространение информации об опыте сельского неаграрного  предпринимательства в стране. Учитывая относительную дешевизну и высокую  отдачу такого рода деятельности, можно  говорить об исключительной эффективности  данного направления работы.

Поскольку все предпринимательские  начинания по организации альтернативной занятости требуют первоначальных финансовых вложений необходимо развитие системы мелкого кредита.

3)      создание условий для привлечения работодателей на данную

территорию.

В рамках реализации этой меры необходимо рассмотреть возможности  привлечения высвобождающейся рабочей  силы промышленными и сервисными предприятиями района (или соседних районов). Возможно, такое трудоустройство  потребует переобучения кадров, которое  может быть организовано за счет бюджетных  средств (в том числе и на счет зарезервированных субсидий), но только при условии, что на неаграрных предприятиях района существует реальный (заявленный) спрос на рабочую силу.

4)      организация общественных работ и осуществление компенсационных выплат

Проведение общественных работ целесообразно в том  случае, когда других способов создания рабочих мест и неаграрных источников доходов на территории ликвидированного сельхозпредприятия не существует. Такие  работы должны быть ориентированы на низкоквалифицированную рабочую силу (подготовительные работы по прокладке  дорог, расчистка леса, прорубание просек для линий электропередач и т.п.). Сюда же нужно отнести и создание муниципальных предприятий для  поддержания инженерной инфраструктуры территории, так как такое предприятие  также создаст рабочие места.

Кроме того, необходимо также  решить проблему социальной реабилитации населения, так как закрытие предприятия, с которым была связана жизнь  нескольких поколений местного населения, будет неизбежно сопровождаться негативными социально-психологическим  последствиями. С этой целью необходимо разработать программу создания служб социальной защиты населения  в сельской местности. Данная мера должна содействовать изменению социального  климата в деревне и кристаллизации гражданских инициатив вокруг таких  служб.

5)       переподготовка кадров в сельской местности.

Реализация данной меры направлена на снижение уровня сельскохозяйственной занятости в сельской местности. Для этого необходимо провести ряд  мероприятий по переподготовке кадров, причем это не должно быть разовой  акцией, основанной на проведении различного рода курсов и семинаров. В данной сфере необходима систематическая  работа государственных органов, направленная на расширение потенциальных возможностей сельского населения для смены  профессии и активного поиска источников дохода. В частности, мы предлагаем провести следующие мероприятия:

•        массовое распространение позитивного опыта несельскохозяйственной или нетрадиционной сельскохозяйственной деятельности; издание соответствующей литературы, компания в средствах массовой информации, семинары на базе плотных регионов;

•  смена концепции школьного образования в сельской местности: перенесение центра тяжести с обучения школьников основам сельскохозяйственного производства на распространение навыков неаграрной деятельности в сельской местности;

•  бюджетное субсидирование расходов на организацию курсов подготовки кадров для компаний, открывающих рабочие места и сельской местности;

•    введение специализированных курсов по сельскому развитию в специализированных сельскохозяйственных учебных заведениях.

4. Решение проблемы содержания  социальной и инженерной инфраструктуры.

При банкротстве сельхозпредприятий, сопряженном с ликвидацией предприятия, в большинстве случаев возникает  проблема содержания социальной и инженерной инфраструктуры, которая хотя бы и  в минимальной степени, но поддерживалась сельхозпредприятием.

Для решения этой проблемы, должна быть завершена передача основных объектов инфраструктуры в сельской местности местным органам власти: это в значительной мере сократит объем необходимых работ при  банкротстве сельхозпредприятий. Кроме  того, закон о несостоятельности (ст. 131) требует включения этих объектов в конкурсную массу и реализации на торгах в случае конкурсного производства. Поскольку почти очевидно, что  в сельской местности такие торги  бесперспективны, желательно, чтобы  указанные объекты еще до момента  объявления предприятия несостоятельным  были переданы в собственность других субъектов.

Передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры местным  органам власти также требует  серьезного пересмотра бюджетного планирования: часть выделяемых бюджетных средств  должна быть переориентирована на содержание инфраструктуры в сельской местности. По сути, многие местные субсидии направлены на сохранение сельхозпредприятий, в  экономическом смысле давно уже  ставших хронически несостоятельными. Местные власти стремятся сохранить  эти предприятия для поддержания  на их территориях минимально необходимой  инфраструктуры. На наш взгляд, рациональнее не поддерживать неэффективное производство в надежде на то, что это сохранит инфраструктурные объекты, а напрямую финансировать предприятия, созданные  для развития и эксплуатации этой инфраструктуры.

5. Решение проблемы сохранения  фондов в сельском хозяйстве.

При продаже конкурсного  имущества сельхозпредприятия по частям возникает угроза того, что это  имущество покинет аграрный сектор: наиболее ликвидные фонды (в первую очередь техника) могут быть проданы  в неаграрные отрасли. В этой связи  целесообразно было бы избежать такого развития событий.

Процедура проведения конкурсных торгов при банкротстве сельскохозяйственной организации дает некоторые гарантии того, что имущество предприятия-банкрота сохранится для аграрного производства в республике. Однако представляется, необходимым расширить круг организаций  имеющих право преимущественного  приобретения имущества сельскохозяйственных организаций. В настоящее время  в соответствии со ст. 179 Закона о  несостоятельности (банкротстве) при  проведении конкурсных торгов имущество  предлагается к продаже организациям, занимающимся производством или  производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющим земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. На наш взгляд, право требования приобретения имущества следует предоставить не только организациям, которые соседствуют участками, но и любым другим сельскохозяйственными организациям региона, тем более что абсолютное большинство сельхозпредприятий республики участками земли не владеют, а арендуют ее на паях.

6. Повышение привлекательности  сельскохозяйственных предприятий  для внешних инвесторов.

Успешность реализации мер  по снижению уровня несостоятельности  в сфере АПК в значительной мере зависит от того, насколько  активно будут привлечены внешние  инвесторы к приобретению несостоятельных  сельхозпредприятий как целостных  комплексов. Это также позволит снизить  затраты бюджета на решение сопряженных  с банкротством проблем.

Главным условием повышения  привлекательности хозяйств для  внешних инвесторов может стать  обеспечение четкости условий проведения процедур банкротства и торгов в  ходе конкурсного производства.

Помимо этого важным условием привлекательности сельхозпредприятий для приобретения их целостным производственным комплексом, как было отмечено выше, должно стать наличие земли в  конкурсной массе имущества, что  в свою очередь требует разработки механизма учета земельных отношений  при проведении банкротства сельхозпредприятий.

На базе сформулированной программы по снижению уровня убыточности  в агропромышленном секторе нами был разработана модель санации  предприятий АПК республики, не прошедших  реструктуризацию долгов (Приложение 11).

Реализация этой модели требует  создания специальной комиссии по реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий (далее - комиссия), которая  должна представлять государственные  органы по управлению АПК и в сотрудничестве с территориальным отделением ФСФО и другими органами государственного управления осуществлять работу по снижению уровня несостоятельности в аграрном секторе республики.

Информация о работе Банкротство предприятий