Банкротство предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:48, дипломная работа

Краткое описание

Изучение методологических форм и методов государственного регулирования несостоятельности, исследование проблем применения процедур банкротства и возможностей их расширения в сфере агропромышленного комплекса. Исследование общетеоретических основ экономики несостоятельности, раскрытие содержания и особенностей развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике, проведение анализа методологических основ и критериев определения банкротства на предприятиях агропромышленного комплекса.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методологические основы несостоятельности организаций АПК
1.1. Общетеоретические основы экономики несостоятельности
1.2. Содержание и особенности развития института несостоятельности (банкротства) в многоукладной экономике
1.3. Методология и критерии определения банкротства в предприятиях агропромышленного комплекса
2. Современное состояние экономики и практика применения механизмов банкротства в отраслях АПК
2.1. Оценка экономического состояния агропромышленных предприятий Республики Марий Эл
2.2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий
2.3. Государственное регулирование несостоятельности (банкротства)
на предприятиях агропромышленного комплекса
3. Пути совершенствования и повышения эффективности механизма банкротства предприятий АПК
3.1. Финансово-экономические рычаги оздоровления АПК
3.2 Основные направления совершенствования механизма банкротства
в сфере АПК
3.3. Использование механизмов банкротства в снижении уровня
несостоятельности в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банкротство предприятий.docx

— 163.33 Кб (Скачать)

Разработанная модель санации  предполагает следующую последовательность действий:

1.        Для выявления отсутствующих должников соответствующий налоговый орган должен представь в комиссию список предприятий, на представляющих отчетность и не платящих налоги. На этом же этапе выявляются предприятия-двойники, созданные для отвода долгов. Отследить такие хозяйства комиссия может, изучив отчетность, представляемую сельхозпредприятиями.

2.      Комиссия представляет списки выявленных фиктивных предприятий в соответствующий налоговый орган для подачи заявления об инициировании упрощенных процедуры банкротства

По нашей оценке, в республике насчитывается порядка 27 сельхозпредприятий подобного типа, на долю которых  приходится 41,4 тыс. га (7,5%) сельхозугодий.

3.      Инициируются процедуры банкротства в отношении действующих, но неэффективных хозяйств. Это предприятия 4 и 5 группы по показателям финансово-экономического состояния (табл. 2.4). При этом применение ликвидационных процедур, по нашей оценке, целесообразно в отношении 28 хозяйств республики (5 группа). Для предприятий 4 группы (47 хозяйств) более оправдано введение реорганизационных процедур, направленных на постановку в неплатежеспособных хозяйствах эффективного менеджмента. Однако окончательное распределение проблемных предприятий по этим двум группам не должно осуществляться до процедуры банкротства. С одной стороны, досудебное разделение хозяйств на группы нарушает права этих предприятий, с другой - это может породить коррупцию.

4.   Комиссия проводит переговоры с конкурсными кредиторами для предоставления значительного дисконта по долгам тех хозяйств, в отношении которых введены реорганизационные процедуры банкротства. Данная мера направлена на повышение инвестиционной привлекательности несостоятельных хозяйств, поскольку дисконтирование долгов позволяет вложить часть финансовых средств, накопленных в кредиторской задолженности, в управленческую и технологическую модернизацию реорганизуемого предприятия.

5.   Для аккумулирования земельных паев в уставном капитале хозяйств-должников комиссии необходимо провести соответствующую разъяснительную работу с собственниками земли. Подобная работа направлена на сохранение предприятия как целого имущественного комплекса и, в силу этого, должна стать обязательной процедурой при проведении конкурсного производства.

6.   Комиссия разрабатывает подробную инструкцию по реализации имущества неплатежеспособной сельхозорганизации, в которой максимально ясно и детально прописываются все процедуры и действия участников торгов. Кроме того, условия проведения процедур банкротства и информация о сельхозпредприятиях, в отношении которых начато конкурсное производство, должны быть широко освещены в средствах массовой информации, включая Интернет.

7.   Следует законодательно закрепить норму, в соответствии с которой в случае ликвидации действующего сельхозпредприятия средний за последние три года по всем видам программ объем субсидий (федеральных, республиканских и муниципальных), получаемых этим предприятием, сохраняется за территорией для осуществления программ трудоустройства населения. При этом порядок и направления использования этих средств к каждом случае должен определяться конкретными местными условиями района.

Часть зарезервированных  средств можно направить на создание условий для поддержания предпринимательской  активности сельского населения: создание цехов мелкой переработки сельхозпродукции и дикорастущих плодов и растений, лесоперерабатывающих предприятий, обслуживающих  предприятий на магистралях и  автозаправочных станциях, аграрный туризм. Еще одним направлением использования  сохраненных за территорией субсидий может стать предоставление льготных кредитов для предпринимателей, готовых  организовать занятость на территории ликвидируемого предприятия. При этом кредиты должны распределяться по конкурсу, критерием которого станет максимальное число привлекаемых работников ликвидированного сельхозпредприятия.

8.   Для предприятий, дающих работу сельским жителям на территории ликвидируемого хозяйства, должны быть предоставлены временные льготы по местным и республиканским налогам. При этом такие льготы должны предоставляться только в части производственной деятельности, которая ведется на этой территории.

Для решения проблемы сохранения и поддержания социальной инфраструктуры села целесообразно зарезервировать  основную часть средств, поступающую  в бюджет от реализации конкурсной массы хозяйства - банкрота и направленных на погашение задолженности по уплате обязательных платежей, для финансирования работ по реорганизации местной  социальной и инженерной инфраструктуры. Зарезервированные средства следует  направить на доведения до необходимых  стандартов инженерных сетей с целью  дальнейшей их передача в соответствующие  службы, либо на создание специальных  муниципальных инфраструктурных предприятий  для эксплуатации наличной сети.

Реализация всех вышеперечисленных  мер, должна способствовать трансформации  института несостоятельности в  целевую государственную программу, направленную на финансовое оздоровление организаций должников. Это особенно актуально в свете того, что  проблема финансовой неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий, приобретает  в настоящее время масштабы национальной аграрной экономической катастрофы.

 

Заключение

Переход к рыночным отношениям привел к кризисному положению многих, в том числе и агропромышленных предприятий. Глубина, продолжительность  и распространенность кризисных  явлений, проявляющихся в устойчивом спаде производства, неплатежеспособности и влекущих за собой необратимые  изменения демографической и  социальной сфер, обуславливают необходимость  поиска новых направлений государственного регулирования этих явлений.

Структурное оздоровление агропромышленного  комплекса представляется сегодня  как одно из направлений выхода отрасли  из экономического кризиса. Одним из методов решения поставленной проблемы является ликвидация неэффективных, убыточных  предприятий через институты  банкротства.

На наш взгляд, институт несостоятельности является одним  из самых мощных стимулов для совершенствования  производства и снижения трудовых и  энергетических затрат, поскольку позволяет  вытеснить с рынка предприятия, имеющие отклонения от среднего значения трудовых затрат, более эффективными конкурентами.

В наиболее общем виде институт банкротства направлен на достижение следующих целей:

-     поддержка попавшего в кризисную ситуацию предприятия;

-     наблюдение за эффективным использованием объекта собственности банкрота;

-     защита интересов кредиторов путем максимального удовлетворения требований по отношению к данному хозяйствующему субъектов;

-     снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств;

-     обеспечение перераспределения промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий, развитие конкуренции

Таким, образом, ситуация банкротства (или ухода экономического субъекта с рынка) корректируется государственными органами таким образом, что бы каким  способом не распределялись объекты  собственности между экономическими агентами, их совокупная величина после  банкротства у всех агентов была бы не меньше, чем до процедуры банкротства.

Проделанный анализ законодательной  базы процедур банкротства позволяет  нам утверждать, что экономико-правовой институт банкротства следует считать  инструментом достижения стратегических целей экономической политики государства. Его экономический смысл состоит  в том, чтобы служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами  на уровне хозяйственных единиц предприятий. В соответствии с российским законодательством  под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить 'требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Из определения следует, что, в действующем российском законодательстве критерием несостоятельности является неплатежеспособность должника, что соответствует сложившейся мировой практике. Однако отождествление понятий «несостоятельность» и «банкротство», на наш взгляд, является не совсем корректным.

Анализ существующей практики регулирования несостоятельности  предприятий позволил нам выявить  следующие особенности развития данного института в России:

-     минимальное развитие правил о досудебном восстановлении платежеспособности хозяйствующих субъектов;

-     низкая эффективность реабилитационных процедур и дальнейшая тенденция к ее снижению;

-     преимущественно ликвидационный характер процедур банкротства.

Несовершенство законодательных  актов, посвященных ситуации банкротства, на наш взгляд, состоит в том, что  они устанавливают сто механизм, рабочие процедуры, но не охватывают проблем экономического характера, предваряющие или сопутствующие  несостоятельности. Применительно  к сфере АПК это выражается в первую очередь в слабом отражении  в законе экономических признаков  определения несостоятельности  сельскохозяйственных организаций  и недостаточности сроков реорганизационных  процедур, необходимых для восстановления платежеспособности предприятия.

Таким образом, нормы действующего законодательства не полно и в  не достаточной мере отражают особенности  сельскохозяйственного производства, что мешает применять процедуры  банкротства более широко и в  конечном итоге достигнуть основной цели — оздоровить неплатежеспособные сельскохозяйственные организации.

Оценка экономического положения  агропромышленных предприятий республики Марий Эл свидетельствует о необходимости  активизации институциональной  деятельности государства в этой сфере. Текущее состояние агропромышленного сектора республики характеризуется снижением производственного потенциала сельхозпроизводителей, уменьшением объема производимой продукции, ухудшением материально-технической базы и ростом числа финансово неустойчивых хозяйств.

Следует признать, что проблема избыточной финансовой несостоятельности  во многом она является результатом  объективных трансформационных  процессов.

Многообразие факторов, повлиявших на кризисное состояние отрасли, требует комплексного подхода к  решению проблемы несостоятельности  в агропромышленном комплексе.

Одним из направлений финансового  оздоровления и снижения уровня несостоятельности  в данном секторе, на наш взгляд, может стать повышение эффективности  механизмов банкротства. Существующая в настоящее время практика государственного регулирования несостоятельности  в агропромышленном комплексе республики предусматривает следующие меры:

-      ликвидацию долгов сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;

-      применение мер по предупреждению банкротства, направленных на досудебную санацию неплатежеспособного предприятия и предполагающих реструктуризацию, как производства, так и самого предприятия;

-      проведение реорганизационных процедур с использованием механизмов банкротства.

Проведенный анализ практики применения процедур несостоятельности  в отношении предприятий АПК  республики выявил низкую эффективность  реабилитационных процедур (финансового  оздоровления и внешнего управления) и усиление направленности процедур несостоятельности на конкурсное производство

Подобные итоги функционирования института банкротства в республике позволяют нам утверждать, что  банкротство может быть лишь одним  из направлений структурной перестройки  агропромышленного комплекса.

Существенное влияние  на этот процесс может оказать  расширение внесудебных процедур восстановления платежеспособности сельхозпроизводителей. При этом мероприятия по санации  неплатежеспособных предприятий не должны сводиться исключительно  к реструктуризации накопленной  задолженности, поскольку такие  меры позволяют достичь лишь краткосрочного эффекта.

Необходимо искать иные средства преодоления массовой неплатежеспособности предприятий в аграрном секторе  экономики. Санация несостоятельных  хозяйств в первую очередь должна базироваться на кардинальных организационно-экономических  мерах: от реструктуризации производства и менеджмента до реструктуризации самого неплатежеспособного предприятия.

В процессе исследования нами было разработано несколько моделей, направленных на восстановление управляемости  сельхозпредприятиями и вывод слабых хозяйств республики из кризиса.

Все разработанные модели предполагают передачу имущества неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий  в новую сельскохозяйственную организацию  и создание на ее базе агропромышленного  объединения, интегрирующего несостоятельные  предприятия данного района.

Основными положительными сторонами  подобных агарных объединений являются единая структура управления и возможность  кредитования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий в связи с тем, что формируется структура, не обремененная долгами. Кроме того, в подобных структурах неплатежеспособные предприятия получают возможность не только закупать товарно-материальные ресурсы, но и централизованно реализовывать  производимую ими продукцию, снижая тем самым монопсонию торгово-закупочных организаций.

Однако следует учитывать, что применение подобных мер целесообразно  лишь в отношении предприятий  способных повысить эффективность  свое деятельности в будущем. Для  тех хозяйств, которые не способны выйти из кризиса при замене менеджмента  более оправданно применение процедур банкротства как механизма позволяющего провести финансовое оздоровление предприятий  путем их передачи от неэффективного собственника к более эффективному.

Информация о работе Банкротство предприятий