Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 06:30, контрольная работа
1. Возрастная физиология и школьная гигиена, предмет, задачи, связь с другими науками
2. Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития.
3. Периоды развития организма.
ЛЕКЦИЯ № 1
ТЕМА:
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
План
1 вопрос
1. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития своеобразия этих функций на каждом возрастном этапе.
Предметом возрастной физиологии как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Задачи возрастной физиологии:
2. Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и широко использует данные из многих других биологических наук. Для понимания закономерностей формирования функций в процессе онтогенеза человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем.
В тоже время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и т.д. А данные возрастной физиологии в свою очередь могут быть использованы для развития научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развитии педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.
3. Педагогическая
эффективность воспитания и
4. Ученные, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и лабораторным экспериментом.
5. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.
Задача объединенного курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей:
- современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма;
-
знаниями закономерностей, лежащих в основе
сохранения и укрепления здоровья школьников
и поддержания их высокой работоспособности
при различных видах учебной и трудовой
деятельности.
2 вопрос
Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.
Под развитием в широком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора; рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Закономерности роста и развития. Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:
1. Необратимость.
2. Постепенность.
3. Цикличность.
4. Разновременность.
5. Наследственность.
6.
Индивидуальность.
3 вопрос
Периоды развития организма. Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.
В
этой периодизации учтены закономерности
формирования организма и личности,
относительно устойчивые морфофизиологические
особенности человека, а также социальные
факторы, связанные с обучением детей
или уходом на пенсию лиц пожилого возраста.
Для каждой стадии возрастной классификации
характерен определенный средний уровень
морфофизиологического развития организма.
№ п/п | Возрастные периоды | Продолжительность периодов |
1 | Новорожденность | 1-10дней |
2 | Грудной возраст | 10 дней – 1 год |
3 | Раннее детство | 1-3 года |
4 | Первое детство | 4-7 лет |
5 | Второе детство | 8-12 лет (мальчики) |
8-11 лет (девочки) | ||
6 | Подростковый возраст | 13-16 лет (мальчики) |
12-15 лет (девочки) | ||
7 | Юношеский возраст | 17-21 год (юноши) |
16-20 лет (девушки) | ||
8 | Зрелый
возраст
І период |
22-35 лет (мужчины) |
21-35 лет (женщины) | ||
ІІ период | 36-60 лет (мужчины) | |
36-55 лет (женщины) | ||
9 | Пожилой возраст | 61-74 года (мужчины) |
56-74 года (женщины) | ||
10 | Старость | 75-90 лет (мужчины и женщины) |
11 | долгожительство | 90 лет и выше |
Рост и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.
Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания т.е. в 11-15 лет. Если при рождении рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается— при рождении ребенка она равна в среднем 3,6—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
Второй скачок - роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки—в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.
2.Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Высш. шк., 1985.