Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 06:30, контрольная работа

Краткое описание

1. Возрастная физиология и школьная гигиена, предмет, задачи, связь с другими науками
2. Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития.
3. Периоды развития организма.

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ № 1.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ  № 1

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 

План

  1. Возрастная физиология и школьная гигиена, предмет, задачи, связь с другими науками
  2. Понятие роста и развития. Закономерности роста и развития.
  3. Периоды развития организма.
 

1 вопрос

       1. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития своеобразия этих функций на каждом возрастном этапе. 

       Предметом возрастной физиологии как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

       Задачи возрастной физиологии:

  • выяснение основных закономерностей возрастного развития;
  • определение временных границ возрастных периодов;
  • выявление сенситивных и критических периодов развития;
  • ознакомление с условно-рефлекторными основами процессов обучения и воспитания детей и подростков;
  • ознакомление с физиологическими механизмами таких сложных психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и физиологическими основами речи и эмоциональных реакций;
  • развитие у будущих учителей и воспитателей умение использовать знания морфофункциональных особенностей организма детей и подростков и физиологии их ВНД при организации учебно-воспитательной работы и анализе педагогических процессов и явлений.

       2. Возрастная физиология тесно  связана со многими разделами физиологической науки и широко  использует данные из многих других биологических наук. Для понимания закономерностей формирования функций в процессе онтогенеза человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем.

       В тоже время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических  наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и т.д. А данные возрастной физиологии в свою очередь могут быть использованы для развития научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развитии педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные  теоретические положения из физиологии развития.               

3. Педагогическая  эффективность воспитания и обучения  находится в тесной зависимости  от того, в какой мере учитываются  анатомо-физиологические особенности  детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наибольшая  восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Объективное изучение функций мозга детей разного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику развития психических и психофизиологических функций на разных этапах развития детского организма, установить этапы, наиболее чувствительные к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие таких важных для педагогического процесса функций, как восприятие информации, внимание, познавательные потребности.

      4.       Ученные, занимающиеся проблемами возрастной физиологии, пользуются тремя основными методами научного исследования: наблюдением, естественным и  лабораторным экспериментом.

  • Метод наблюдения является основным в познании окружающей действительности и широко используется в любом научном исследовании.
  • Естественный эксперимент является промежуточный формой между наблюдением и лабораторным экспериментом. Проводят его в обычных (естественных) условиях жизнедеятельности организма, лишь подбирая соответственно целям и задачам своего исследования.
  • Метод лабораторного эксперимента отличается от естественного эксперимента тем, что какой либо функции организма в специально организованных условиях. Активно меняя эти условия, исследователь может целенаправленно вызвать то или иное физиологическое явление или процесс и определять их количественные и качественные характеристики.

       5. Школьная гигиена — наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

       Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. Основные положения школьной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.

       Задача  объединенного курса  «Возрастная физиология  и школьная гигиена» состоит в том, чтобы вооружить студентов, будущих учителей-воспитателей:

       -  современными сведениями о возрастных особенностях развивающегося организма;

       -  знаниями закономерностей, лежащих в основе сохранения и укрепления здоровья школьников и поддержания  их высокой работоспособности при различных видах учебной и трудовой деятельности. 

2 вопрос 

       Понятие роста и развития. Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

       Под развитием в широком смысле слова  следует понимать процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора; рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

       Одной из основных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организм ребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественный процесс, характеризующийся: непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.

       Закономерности  роста и развития. Индивидуальное развитие каждого человека подчинено определенным закономерностям:

   1.    Необратимость.

   2.    Постепенность.

   3.    Цикличность.

   4.    Разновременность.

   5. Наследственность.

   6. Индивидуальность.  

3 вопрос

       Периоды развития организма. Широкое применение в науке получила схема возрастной периодизации онтогенеза (т.е. индивидуального развития) человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве.

       В этой периодизации учтены закономерности формирования организма и личности, относительно устойчивые морфофизиологические особенности человека, а также социальные факторы, связанные с обучением детей или уходом на пенсию лиц пожилого возраста. Для каждой стадии возрастной классификации характерен определенный средний уровень морфофизиологического развития организма.  

№ п/п Возрастные  периоды Продолжительность периодов
1 Новорожденность 1-10дней
2 Грудной возраст 10 дней –  1 год
3 Раннее детство 1-3 года
4 Первое детство 4-7 лет
5 Второе  детство 8-12 лет (мальчики)
8-11 лет  (девочки)
6 Подростковый  возраст 13-16 лет (мальчики)
12-15 лет  (девочки)
7 Юношеский возраст 17-21 год (юноши)
16-20 лет  (девушки)
8 Зрелый  возраст

І период

22-35 лет (мужчины)
21-35 лет  (женщины)
ІІ  период 36-60 лет (мужчины)
36-55 лет  (женщины)
9 Пожилой возраст 61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
10 Старость 75-90 лет (мужчины  и женщины)
11 долгожительство 90 лет и выше
 

       Рост  и пропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

       Наибольшей  интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания т.е. в 11-15 лет. Если при рождении  рост ребёнка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается— при рождении ребенка она равна в среднем 3,6—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.

       Второй  скачок - роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11 —12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни.

       Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки—в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.

       Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания  (пубертатный период)  у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек.

       Можно отметить три периода различия пропорций  между длиной и шириной тела: от 4 до 6 лет, от 6 до 15 лет и от 15 лет до взрослого состояния. Если в предпубертатный период общий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счет роста туловища.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Основная  литература

  1. Хрипкова  А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. -  М.:Просвещение, 1990.

2.Ермолаев  Ю.А. Возрастная физиология. -  М.: Высш. шк., 1985.

Информация о работе Общие закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация