Неврозы у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 23:27, реферат

Краткое описание

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страхи, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.) Неврозы являются одной из самых распространенных форм нервно-психических расстройств в детском возрасте. Их распространенность трудно точно установить, так как учитываются лишь те случаи, когда родители обращаются за врачебной помощью.

Файлы: 1 файл

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.docx

— 21.97 Кб (Скачать)

Актуальность 

Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами (страхи, тревога, депрессия, колебания настроения и пр.) Неврозы являются одной из самых распространенных форм нервно-психических расстройств в детском возрасте. Их распространенность трудно точно установить, так как учитываются лишь те случаи, когда родители обращаются за врачебной помощью.

Среди подростков неврозы составляют около 15% от числа состоящих на учете в психоневрологических диспансерах. Большинство подростков заболевает неврозами еще в детстве

Проявления  неврозов у детей и младших  подростков отличаются возрастным своеобразием, которое связано с незавершенностью, рудиментарностью симптоматики, преобладанием  соматовегетативных и двигательных расстройств, слабостью или отсутствием  личностного осознания имеющихся  нарушений. Неврозы нередка, возникают  в форме непосредственной реакции (невротическая реакция) без глубокой внутренней переработки психотравмирующих  переживний. Неврозы у детей и подростков принято разделять наобщие и системные.

Среди общих неврозов наиболее распространены невроз страха, невроз навязчивых состояний и депрессивный невроз. К этой же группе относятся неврозыистерический,астенический (неврастения), ипохондрический.

Основными клиническими формами системных (моносимптомных) неврозов являются следующие: невротическое заикание, невротические тики, невротические расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, и так называемые патологические привычные действия.

Выделение невроза страха в качестве самостоятельной  клинической формы в общей психиатрии является дискуссионным. Однако большинство детских психиатров и ряд общих психиатров

НЕВРОЗ  СТРАХА 

Выделение невроза страха в качестве самостоятельной  клинической формы в общей психиатрии является дискуссионным. Однако большинство детских психиатров и ряд общих психиатроввыделяют невроз страха как самостоятельную форму.

Основным  проявлением являются страхи сверхценного содержания, т. е. предметные страхи, связанные с психотравмирующей ситуацией и обусловливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызывали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха, продолжительностью 10— 30 мин, сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька», «старик», «милиционер» и т. п.). Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга.В клинической картине преобладают разнообразные навязчивые явления, т. е. движения, действия, страхи, опасения, представления, мысли, возникающие неотступно вопреки желанию больного, который, сознавая их ёнеобоснованный болезненный 2характер, безуспешно стремится их преодолеть. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обсессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. У подростков определенное место в структуре невроза могут занимать навязчивые мысли и представления; (идеаторные навязчивости), которые однако всегда выступают в сочетании с другими навязчивостями.

ОБСЕССИВНЫЙ НЕВРОЗ

 У  детей дошкольного и младшего  школьного возраста этот невроз выражается преимущественно навязчивыми движениями — навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения— мигания, наморщивания кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Все перечисленные движения возникают на основе целесообразных защитных, чаще рефлекторных движений (мигание при попадании в глаз инородного тела или при конъюнктивите, наморщивание лба при низко спускающихся волосах, подергивание плечами и откидывание головы при неожиданном появлении какого-либо объекта перед лицом). Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения. Навязчивые тики часто сочетаются с навязчивыми страхами или опасениями (фобиями). Тики осознаются как чуждые, болезненные, как «дурная привычка», в связи с чем дети пытаются замаскировать или скрыть их.

ФОБИЧНЫЙ  НЕВРОЗ

 У  детей младшего возраста преобладают  навязчивые страхи загрязнения,  боязнь острых предметов (например, иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.

Изредка у подростков встречаются контрастные  навязчивые переживания. К ним относятся  хульные и кощунственные мысли, т. е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка, например, представления о любимой матери как о грязной порочной женщине, плохие мысли по отношению к близким людям, любимым учителям и т. п. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей у детей и подростков являются навязчивые влечения, например, навязчивое стремление произносить ругательства или неприличные слова в совершенно неподходящих местах, навязчивое желание прыгнуть с балкона, ударить кого-либо из близких острым предметом и т. п. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

ДЕПРЕССИВНЫЙ  НЕВРОЗ

Депрессивный невроз - это  группа психогенных невротических заболеваний, в клинической картине которых ведущее место занимает депрессивный сдвиг настроения. Данный вариант неврозов стал выделяться с начала 60-х годов текущего столетия. К нему относится также реактивная депрессия невротического уровня. В этиологии невроза основная роль принадлежит ситуациям, связанным с болезнью, смертью, разводом родителей, длительной разлукой с ними, а также сиротству, воспитанию нежеланного ребенка по типу «Золушки», переживанию собственной неполноценности в связи с физическим или психическим дефектом.

Типичные  проявления депрессивного невроза  наблюдаются в пубертатном и  отчасти препубертатном возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Дети считают себя хуже сверстников. Как правило, снижается школьная успеваемость. Характерны соматовегетативные расстройства: снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

ИСТЕРИЧЕСКИЙ  НЕВРОЗ

В клинике  истерических расстройств у детей  ведущее место занимают моторные и соматовегетативные нарушения: астазия-абазия, истерические парезы и параличи конечностей (преимущественно нижний парапарез), охватывающие либо всю конечность, либо ее часть, ограниченную суставной линией (стопа, нога до колена и т. п.), истерическая афония, а также истерические рвоты, задержки мочеиспускания, головные боли, обмороки, псевдоалгические явления (т. е. жалобы на боли в тех или иных частях тела — животе, груди и т. д.) при отсутствии органической патологии соответствующих систем и органов, а также при отсутствии объективных признаков боли.

В младшем  детском возрасте относительно часто  встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криками, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами  об пол и аффект-респираторные  приступы, которые возникают в  связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании, строгом замечании. 
 
 

ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ

Этим  термином называют невротические расстройства, в структуре которых преобладают  чрезмерная озабоченность своим  здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания.Данная форма встречается в основном у подростков. Имеется склонность к переходу в невротическое развитие (формирование) личности ипохондрического типа. Самостоятельное существование ипохондрического невроза является дискуссионным.

ПРОФИЛАКТИКА

Предупреждение  неврозов у детей и подростков, прежде всего, имеет в виду психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений и коррекцию неправильного воспитания. Учитывая важную роль в этиологии неврозов особенностей характера ребенка, целесообразны воспитательные мероприятия по психическому закаливанию детей с тормозимыми и тревожно-мнительными чертами характера, а также с невропатическими состояниями. К таким мероприятиям относятся формирование активности, инициативы, обучение преодолению трудностей, дезактуализация пугающих обстоятельств (темнота, разлука с родителями, встреча с незнакомыми людьми, с животными и т. п.). Важную роль имеет воспитание в коллективе с индивидуализацией подхода, подбором товарищей определенного склада характера. 
 
 

Информация о работе Неврозы у детей и подростков