Психопатия у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 10:08, реферат

Краткое описание

Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.

Оглавление

1. Введение.
2. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей.
3. Особенности развития детей психопатов.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

конторольная по специальной психологии.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«САРАТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Контрольная работа № _19___

 

по курсу ______Специальная психология __________

 

вариант № ____

 

Работу выполнил (ф. и. о. студента) ____Власова Татьяна  Анатольевна_________

студент __II__ курса заочного отделения

__Педагогика  начального и специального образования________факультета  СГУ

группа № _281_____ город __Энгельс___

 

дата сдачи  работы в учебную часть "______"___________ 20__ г.

 

Работу проверил (ф.и.о. преподавателя) ____________________________________________

 

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________

 

Тема: Психопатия у детей и подростков.

 

Содержание:

1. Введение.

2. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей.

3. Особенности развития детей психопатов.

4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психопатия  – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.

Как правило, только небольшая часть  родителей обращается самостоятельно к психиатрам по поводу нарушения  поведения у своих детей. Большинство  же родителей либо обвиняют себя в  плохом воспитании своих трудных  детей и пытаются сами найти выход, либо не обращают на них особого  внимания, пока не произойдет что-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки, как  воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться к специалистам. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты, агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что им приятно  сказать какую-то гадость, не испытывая  при этом чувства вины. Такие дети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи, так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными.

Вот почему изучение психопатических  состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое  важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать  их и провести педагогическую работу. Этим и определяется актуальность нашей  работы.

Изучением детской психопатии много занимались ведущие отечественные и зарубежные психологии. Это подтверждает наличие  различных точек зрения на причины  возникновения и развития психопатии. Взгляды на этот вопрос претерпели изменения, так например, сначала  преимущественное внимание уделялось  наследственности (Крепелин, Е. Кречмер, Кан, К. Шнейдер, М.О. Гуревич, Е.К. Краснушкин, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухарева и др.). Затем причину психопатий начали искать и в экзогенных вредностях: ранних инфекциях, интоксикациях, травмах нервной системы (Биндер, Кох, Циген, С.С. Корсаков, В. X. Кандинский, Т.А. Гейер, В.А. Гиляровский, О.В. Кербиков и др.). Много данных об этом представили в своих статьях детские психиатры (Нобили, Трамер, Слейтер, А.И. Винокурова, В.П. Кудрявцева, С.С. Мнухин, Т.П. Симсон, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.С. Юсевич и др.).

Наконец, ряд исследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.) причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогенными вредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации, неправильных условиях воспитания.

В целом  же, на данный момент у ученых нет  единого мнения по данному вопросу, что еще раз говорит о его  актуальности и несомненной важности.

Следовательно, цель нашей работы можно определить следующим образом: изучить особенности  развития детей с психопатией.

Объектом  изучения в нашей работе является процесс развития у ребенка психической  патологии, сопровождающий процесс  целостного развития и формирования личности.

Предмет: ребенок-психопат.

Цель, объект и предмет определяют задачи исследования в нашей работе:

– определить границы понятия «патология» и ее проявления у детей;

– рассмотреть особенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка;

– сделать вывод об особенностях развития таких детей.

Практическая  значимость нашей работы заключается  в том, что материал, изложенный в  ней, может быть использован при  изучении психопатологических состояний  у детей и подростков, а также  для изучения соответствующих разделов в курсе дефектологи и педагогической психологии.

 

 

 

  1. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей

 

Психопатия – это патологический склад характера, выражающийся в  неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться  требованиям, исходящим извне, в  повышенной реактивности.1

Психопатии возникают в результате различных неблагоприятных факторов: нарушений внутриутробного развития, родовых травм, инфекций и интоксикаций на ранних этапах развития ребенка, наследственного  предрасположения, неправильного воспитания, дурных влияний и пр., а также  неблагоприятных условий внешней  среды, воздействующей на ребенка в  процессе его роста и развития.

Причины формирования психопатической  личности могут быть правильно поняты только при учете тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний2.

1. Органическая психопатия, в основе  которой лежит внутриутробное  или раннее постнатальное (возникшее  после рождения) поражение центральной  нервной системы (в этих случаях  чаще всего бывает поражена  подкорковая область). При органической  психопатии резко выявляются  общее недоразвитие личности  и характера, повышенные влечения (прожорливость, сексуальность, импульсивность, склонность к бродяжничеству  и пр.), снижение критики в оценке  ситуации и собственного поведения  даже при относительно сохранном  интеллекте.

Общий фон настроения – с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость); эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью и неустойчивостью.

Характерной чертой поведения детей  и подростков при органической психопатии является быстрая реакция на любые  внешние впечатления и реализация каждого возникшего желания без  учета последствий. Такие дети трудно приспосабливаются к условиям школы  вследствие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, двигательного  беспокойства и неумения подчинять  свое поведение школьным правилам.

2. Врожденная недостаточность отдельных  мозговых систем проявляется  в ряде особенностей личности  и поведения детей. Для детей  этой категории характерны: замкнутость,  повышенная впечатлительность, вялость,  нерешительность, боязнь нового, затруднения в общении с детьми, предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки,  медлительны. Эмоциональные проявления  различны: пассивность, раздражительность,  упрямство.

Среди психопатов этой группы встречаются  дети с рано пробуждающимся интересом  к отвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохо приспосабливающиеся  к школьной обстановке, беспомощные  в самообслуживании, не умеющие себя защитить.

3. Психопатоподобные состояния  в детском возрасте могут возникнуть  в результате травматических  и инфекционных заболеваний центральной  нервной системы на более поздних  этапах развития ребенка. При  этих формах не отмечается  грубого изменения всей структуры  личности. Психопатоподобные состояния  обычно характеризуются повышенной  раздражительностью, возбудимостью,  общим двигательным беспокойством  в сочетании с утомляемостью,  снижением работоспособности. Нередко  отмечаются головные боли и  головокружение. Сочетание сниженной  работоспособности с трудностями  поведения требует особых приемов  лечебно-педагогической работы.

4. Патология развития личности, выражающаяся в патологическом  поведении ребенка и изменениях  в характере, является следствием  психогенных причин (неправильное  воспитание ребенка в семье,  тяжелые конфликтные переживания в семье и школе и пр.). При патологическом развитии личности наблюдаются повышенная раздражительность, резкие колебания настроения, упрямство, недисциплинированность, без изменения структуры всей личности и снижения критики.

Лекарства при психопатии практически никогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечение сопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать, что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личности ребенка.

По ряду характеристик психопатия располагается  в центре оси «норма – аномальное поведение – психическая болезнь»3.

Психопатия, как аномалия, представляет собой  стойкое состояние, свойство психики  ребенка. Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями, обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией и декомпенсацией под влиянием внешних (биологических  и социальных) воздействий. В отличие  от психического заболевания, психопатия, как правило, не имеет очерченного  рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно, по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, их взаимодействия со средой.

 

  1. Особенности развития детей психопатов

 

На развитие психопатического ребенка  влияние оказывает, прежде всего, причина  возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины  могут быть как органического, так  и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в  формировании психопатии в последние  годы приобрел значительную остроту.

Как известно, социальная среда оказывает  доминирующее влияние на формирование как здоровой, так и аномальной личности.

В исследованиях В.А. Гиляровского, В.Н. Мясникова; В.П. Осипова, Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой, В.В. Ковалева и др. указывается на сложные причинно-следственные связи, диалектическое единство социального и биологического факторов в формировании психопатии4. Развитие психопатической структуры не может быть объяснено только биологической аномалией. Характер биологической недостаточности мозга определяет лишь основной тип аномального структурного фонда, реализация которого будет зависеть от условий социальной среды, стимулирующей либо тормозящей имеющееся предрасположение.

Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительно более  сложными, чем в норме. С одной  стороны, аномальный ребенок в силу пониженной способности к самоуправлению сама будет являться источником конфликтной  ситуации, в свою очередь вновь  усиливающей дезадаптацию психопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальной среде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований5.

Таким образом, структура аномальной психической личности содержит компоненты, обусловленные как первично-биологическими факторами, так и сложными образованиями, сформированными в результате трудностей взаимодействия с окружающей средой. Во всех этих случаях среда выступает  как необходимое условие формирования (либо сглаживания) аномальных черт.

Клиническое изучение психопатий позволяет  сделать вывод о возможности  диагностики многих психических  аномалий и на ранних стадиях детского возраста6. Несмотря на то, что психика ребенка находится в процессе формирования, каждому из возрастных этапов присущи свои психические особенности, как в норме, так и патологии. Знание последних способствует ранней диагностике и коррекции психической аномалии.

Динамика изучения психопатии в  детском возрасте и своевременное  применение медико-педагогических мер  будут способствовать профилактике психопатий у взрослых.

Если обратиться к непосредственному  рассмотрению детей-психопатов, то можно  отметить следующие общие особенности  их развития:

1. Жалобы семьи и школы на  таких детей сводятся к тому, что такие дети двигательно  беспокойны, вспыльчивы, раздражительны, грубы и развязны не только  со сверстниками, но и со старшими, не терпят запретов, недисциплинированны.  Они уклоняются от посещения  школьных занятий, бродяжничают, обманывают. Пониженная работоспособность  и плохая дисциплина, часто отмечаемые  у таких детей, делают невозможным  обучение их в массовой школе.

Информация о работе Психопатия у детей и подростков