Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 10:08, реферат
Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.
1. Введение.
2. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей.
3. Особенности развития детей психопатов.
4. Заключение.
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа № _19___
по курсу ______Специальная психология __________
вариант № ____
Работу выполнил (ф. и. о. студента) ____Власова Татьяна Анатольевна_________
студент __II__ курса заочного отделения
__Педагогика
начального и специального
группа № _281_____ город __Энгельс___
дата сдачи работы в учебную часть "______"___________ 20__ г.
Работу проверил
(ф.и.о. преподавателя) ______________________________
оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________
Тема: Психопатия у детей и подростков.
Содержание:
1. Введение.
2. Понятие о психопатии и нарушениях развития у детей.
3. Особенности развития детей психопатов.
4. Заключение.
Введение
Психопатия – нарушение поведения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описывают разные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характер и плохо управляемое поведение.
Как правило, только небольшая часть
родителей обращается самостоятельно
к психиатрам по поводу нарушения
поведения у своих детей. Большинство
же родителей либо обвиняют себя в
плохом воспитании своих трудных
детей и пытаются сами найти выход,
либо не обращают на них особого
внимания, пока не произойдет что-то плохое,
либо смиряются как с данностью.
Только такие крайние поступки, как
воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют
родителей обращаться к специалистам.
Дети-психопаты часто
Вот почему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение для психологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении и развитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическую работу. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Изучением
детской психопатии много занимались
ведущие отечественные и
Наконец, ряд исследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.) причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогенными вредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации, неправильных условиях воспитания.
В целом же, на данный момент у ученых нет единого мнения по данному вопросу, что еще раз говорит о его актуальности и несомненной важности.
Следовательно, цель нашей работы можно определить следующим образом: изучить особенности развития детей с психопатией.
Объектом изучения в нашей работе является процесс развития у ребенка психической патологии, сопровождающий процесс целостного развития и формирования личности.
Предмет: ребенок-психопат.
Цель, объект и предмет определяют задачи исследования в нашей работе:
– определить границы понятия «патология» и ее проявления у детей;
– рассмотреть особенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка;
– сделать вывод об особенностях развития таких детей.
Практическая
значимость нашей работы заключается
в том, что материал, изложенный в
ней, может быть использован при
изучении психопатологических состояний
у детей и подростков, а также
для изучения соответствующих разделов
в курсе дефектологи и
Психопатия – это
Психопатии возникают в
Причины формирования психопатической
личности могут быть правильно поняты
только при учете тесного
В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний2.
1. Органическая психопатия, в основе
которой лежит внутриутробное
или раннее постнатальное (
Общий фон настроения – с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость); эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью и неустойчивостью.
Характерной чертой поведения детей
и подростков при органической психопатии
является быстрая реакция на любые
внешние впечатления и
2. Врожденная недостаточность
Среди психопатов этой группы встречаются дети с рано пробуждающимся интересом к отвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохо приспосабливающиеся к школьной обстановке, беспомощные в самообслуживании, не умеющие себя защитить.
3. Психопатоподобные состояния
в детском возрасте могут
4. Патология развития личности,
выражающаяся в патологическом
поведении ребенка и
Лекарства при психопатии практически никогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечение сопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать, что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личности ребенка.
По ряду характеристик психопатия располагается в центре оси «норма – аномальное поведение – психическая болезнь»3.
Психопатия, как аномалия, представляет собой стойкое состояние, свойство психики ребенка. Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями, обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией и декомпенсацией под влиянием внешних (биологических и социальных) воздействий. В отличие от психического заболевания, психопатия, как правило, не имеет очерченного рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно, по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, их взаимодействия со средой.
На развитие психопатического ребенка влияние оказывает, прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, эти причины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос о роли социального фактора в формировании психопатии в последние годы приобрел значительную остроту.
Как известно, социальная среда оказывает доминирующее влияние на формирование как здоровой, так и аномальной личности.
В исследованиях В.А.
Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительно более сложными, чем в норме. С одной стороны, аномальный ребенок в силу пониженной способности к самоуправлению сама будет являться источником конфликтной ситуации, в свою очередь вновь усиливающей дезадаптацию психопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальной среде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований5.
Таким образом, структура аномальной
психической личности содержит компоненты,
обусловленные как первично-
Клиническое изучение психопатий позволяет сделать вывод о возможности диагностики многих психических аномалий и на ранних стадиях детского возраста6. Несмотря на то, что психика ребенка находится в процессе формирования, каждому из возрастных этапов присущи свои психические особенности, как в норме, так и патологии. Знание последних способствует ранней диагностике и коррекции психической аномалии.
Динамика изучения психопатии в детском возрасте и своевременное применение медико-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий у взрослых.
Если обратиться к непосредственному рассмотрению детей-психопатов, то можно отметить следующие общие особенности их развития:
1. Жалобы семьи и школы на
таких детей сводятся к тому,
что такие дети двигательно
беспокойны, вспыльчивы, раздражительны,
грубы и развязны не только
со сверстниками, но и со старшими,
не терпят запретов, недисциплинированны.
Они уклоняются от посещения
школьных занятий,