Общебиологическими свойствами
живой материи являются процессы роста
и развития, которые начинаются с момента
оплодотворения яйцеклетки и представляют
собой непрерывный поступательный процесс,
протекающий в течение всей жизни. Организм
развивается скачкообразно, и разница
между отдельными этапами жизни сводится
к количественным и качественным изменениям.
Ростом называется увеличение
размеров и объема развивающегося организма
за счет размножения клеток тела и возрастания
массы живого вещества. Изменения касаются
прежде всего антропометрических показателей.
В одних органах (таких как кости, легкие)
рост осуществляется в основном за счет
увеличения числа клеток, в других (мышцах,
нервной ткани) преобладают процессы увеличения
размеров самих клеток. Необходимо сказать,
что данное определение роста не затрагивает
изменений, обусловленных жироотложением
или задержкой воды.
Абсолютными показателями
роста организма являются повышение в
нем общего количества белка и увеличение
размеров костей. Общий рост характеризуется
увеличением длины тела, зависящим от
роста и развития скелета, что, в свою очередь,
является одним из основных показателей
здоровья и физического развития ребенка.
Рост и физическое развитие
происходят одновременно. При этом имеет
место усложнение строения, которое называется
морфологической дифференцировкой тканей,
органов и их систем; изменяется форма
органов и всего организма; совершенствуются
и усложняются функции и поведение. Между
ростом и развитием имеется взаимная закономерная
зависимость. В ходе этого процесса накапливаются
количественные изменения, что приводит
к появлению новых качеств. Нельзя считать
наличие возрастных особенностей в строении
или деятельности различных физиологических
систем свидетельством неполноценности
организма ребенка на отдельных возрастных
этапах, потому что каждый возраст характеризуется
именно комплексом подобных особенностей.
Взаимосвязь физического
и психического развития детей.
Известный педагог и анатом
П.Ф. Лесгафт выдвинул положение
о взаимосвязи физического и
психического развития детей:
физическое воспитание осуществляется
путем воздействия на психику
детей, что, в свою очередь,
отражается на развитии психики.
Иначе говоря, физическое развитие
обусловливает психическое. Это
особенно отчетливо обнаруживается
при врожденном недоразвитии
больших полушарий головного
мозга, которое проявляется в
слабоумии. Детей, с рождения
имеющих такой дефект, невозможно
обучить речи и ходьбе, у них
отсутствуют нормальные ощущения
и мышление. Или другой пример:
после удаления половых желез
и при недостаточной функции
щитовидной железы наблюдается
умственная отсталость.
Установлено, что
умственная работоспособность возрастает
после уроков физического воспитания,
небольшого комплекса физических
упражнений на общеобразовательных
уроках и перед приготовлением
домашних заданий.
Речь и физическое
и психическое развитие детей.
Роль речи для физического
и психического развития детей
невозможно переоценить, так как
речевая функция оказывает ведущее
влияние на их эмоциональное,
интеллектуальное и физическое
развитие. При этом роль речи
в формировании личности школьника
и его сознания, а также в
его обучении труду и физическим
упражнениям возрастает. С помощью
речи формируется и выражается
мысль, посредством речи производится
обучение и воспитание детей.
По мере роста и развития
у детей увеличивается способность
отражения объективной действительности
в понятиях, отвлечениях и обобщениях,
в законах природы и общества.
Первоначально в
младшем школьном возрасте преобладает
конкретное, наглядно-образное и
практически-действенное мышление.
Конкретные образы и действия
развивают у младших школьников
конкретную память, что, в свою
очередь, оказывает значительное
влияние на их мышление. Для
среднего школьного возраста
характерно преобладание словесного
отвлеченного мышления, которое
становится ведущим у старших
школьников. В этом возрасте преобладает
словесная, смысловая память.
С помощью устной
речи дети обучаются речи письменной,
а совершенствование последней
влечет еще большее развитие
устной речи и процесса мышления.
По мере развития способности
к обобщениям, абстрактному мышлению
происходит переход от непроизвольного
внимания к произвольному, целенаправленному
вниманию. В процессе психической
и физической деятельности детей
происходят воспитание и тренировка
произвольного и непроизвольного
внимания.
Речь и мышление
развиваются параллельно в процессе
речевого общения с окружающими
людьми, во время игр, физических
упражнений и трудовой деятельности
детей. На психическое развитие
детей речь оказывает большое
влияние.
Основные закономерности
развития организма человека. В течение
всего жизненного цикла, с момента
зарождения и до смерти, организм человека
претерпевает ряд последовательных
и закономерных морфологических, биохимических
и физиологических (функциональных)
изменений. Ребенок – это не уменьшенная
копия взрослого человека, поэтому
для обучения и воспитания детей
нельзя просто количественно уменьшать
свойства взрослого человека в соответствии
с возрастом, ростом или весом
ребенка.
Ребенок от взрослого
человека отличается специфическими
особенностями строения, биохимических
процессов и функций организма
в целом и отдельных органов,
которые претерпевают качественные
и количественные изменения на
различных этапах его жизни.
В значительной степени эти
изменения обусловлены наследственными
факторами, которые в основном
предопределяют этапы роста и
развития. Вместе с тем решающее
значение для проявления наследственных
факторов и новых качеств организма,
формирования возрастных особенностей
детей имеют такие факторы,
как обучение и воспитание, поведение
(деятельность скелетной мускулатуры),
питание и гигиенические условия
жизни, половое созревание.
Гетерохрония и системогенез.
По словам С.И. Гальперина, рост и развитие
отдельных органов, их систем и всего
организма происходят неравномерно
и неодновременно – гетерохронно.
Предложил учение о гетерохронии
и обосновал вытекающее из него учение
о системогенезе выдающийся российский
физиолог П.К. Анохин. По его мнению,
под функциональной системой надо понимать
«широкое функциональное объединение
различно локализованных структур на
основе получения конечного приспособительного
эффекта, необходимого в данный момент
(например, функциональная система
дыхания, функциональная система, обеспечивающая
передвижение тела в пространстве,
и др.).
Структура функциональной
системы сложна и включает
в себя афферентный синтез, принятие
решения, само действие и его
результат, обратную афферентацию
из эффекторных органов и, наконец,
акцептор действия, сопоставление
полученного эффекта с ожидаемым».
Афферентный синтез включает
в себя обработку, обобщение
разных видов информации, поступающей
в нервную систему. В результате
анализа и синтеза полученной
информации она сопоставляется
с прошлым опытом. В акцепторе
действия формируется модель
будущего действия, прогнозируется
будущий результат и происходит
сопоставление фактического результата
со сформированной ранее моделью.
Различные функциональные
системы созревают неравномерно,
они включаются поэтапно, постепенно
сменяются, создавая организму
условия для приспособления в
различные периоды онтогенетического
развития. Те структуры, которые
в совокупности составят к
моменту рождения функциональную
систему, имеющую жизненно важное
значение, закладываются и созревают
избирательно и ускоренно. Например,
круговая мышца рта иннервируется
ускоренно и задолго до того,
как будут иннервированы другие
мышцы лица. То же самое можно
сказать и о других мышцах
и структурах центральной нервной
системы, которые обеспечивают
акт сосания. Другой пример: из
всех нервов руки раньше и
полнее всего развиваются те,
которые обеспечивают сокращение
мышц – сгибателей пальцев,
осуществляющих хватательный рефлекс.
Избирательное и ускоренное
развитие морфологических образований,
составляющих полноценную функциональную
систему, которая обеспечивает
новорожденному выживание, называется
системогенезом.
Гетерохрония проявляется
периодами ускорения и замедления
роста и развития, отсутствием
параллелизма в этом процессе.
Ряд органов и их систем
растет и развивается неодновременно:
какие-то функции развиваются
раньше, какие-то – позднее.
Высшая нервная деятельность.
Гетерохрония обусловливается не только
филогенезом и его повторением
в онтогенез, что является биогенетическим
законом; она определяется условиями
существования, которые изменяются
на всех этапах онтогенеза детей. Поскольку
единство организма и условий
его жизни обеспечивается нервной
системой, изменение условий существования
организма влечет изменение функций
и строения нервной системы. Таким
образом, в росте и развитии организма,
отдельных его органов и систем
главная роль принадлежит условным
и безусловным рефлексам.
Условные и безусловные
рефлексы составляют высшую нервную
деятельность, обеспечивают жизнь
в постоянно изменяющемся окружающем
мире. Все функции организма вызываются
и изменяются условно-рефлекторно.
Врожденные, безусловные рефлексы
являются первичными, они преобразуются
приобретенными, условными рефлексами.
При этом условные рефлексы
не повторяют безусловных, они значительно
отличаются от них. При сохранении одних
и тех же условий жизни в ряде последовательных
поколений некоторые условные рефлексы
переходят в безусловные.
При осуществлении
высшей нервной деятельности
изменяется обмен веществ нервной
системы, поэтому на протяжении
многих поколений изменилось
и ее строение. В итоге строение
нервной системы человека (особенно
его головного мозга) в корне
отличается от строения нервной
системы животных.
Обмен веществ. Высшей нервной
деятельности принадлежит ведущая
роль в онто– и филогенезе. В
текущих реакциях организма большое
значение имеют взаимные переходы возбуждения
и торможения, а также сдвиги взаимоотношений
желез внутренней секреции.
Исследования показали,
что у животных обмен веществ
непосредственно зависит от величины
поверхности тела. Удвоение веса
тела у млекопитающих происходит
за счет одинакового количества
энергии, которая содержится в
пище, независимо от того, быстро
или медленно растет животное,
т. е. продолжительность периода
времени, необходимого для удвоения
веса, обратно пропорциональна интенсивности
обмена веществ (правило Рубнера.
Указанное правило соблюдается
и в отношении организма человека.
Но как во время роста, так
и после окончания этого периода
количественные и качественные
отличия обмена веществ организма
человека полностью от данного
правила не зависят. По завершении
роста млекопитающие на 1 кг веса
тела потребляют одинаковое количество
энергии, относительно человека
эта цифра почти в четыре
раза больше. Это связано с
социальными условиями жизни
человека, в основном с его
трудовой деятельностью.
Мышечная деятельность.
Исключительная роль в онтогенезе человека
принадлежит скелетной мускулатуре.
В период мышечного покоя в
мышцах освобождается 40 % энергии, а
во время мышечной деятельности освобождение
энергии резко возрастает. Известный
физиолог И.А. Аршавский сформулировал
энергетическое правило скелетных
мышц в качестве главного фактора, который
позволяет понять и специфические
особенности физиологических функций
организма в различные возрастные
периоды, и закономерности индивидуального
развития. Правило гласит, что «особенности
энергетических процессов в различные
возрастные периоды, а также изменение
и преобразование деятельности дыхательной
и сердечно-сосудистой систем в процессе
онтогенеза находятся в зависимости
от соответствующего развития скелетной
мускулатуры».
Движения человека
– необходимое условие его
существования. Они составляют
его поведение, совершаются в
процессе труда, в ходе общения
с окружающими с помощью речи,
при удовлетворении физиологических
потребностей и т. д. Движения
– залог хорошего самочувствия
и положительных эмоций. Это означает,
что двигательная активность
человека обусловлена социальной
и физиологической необходимостью и потребностями,
а не субъективным фактором – любовью
к мышечным ощущениям (кинезофилией).
При мышечной деятельности
существенно возрастает объем
информации, которая поступает из
окружающей среды через внешние
органы чувств – экстерорецепторы.
Эта информация играет ведущую
роль в рефлекторном регулировании
физической и умственной работоспособности.
Поступающие из экстерорецепторов
нервные импульсы вызывают изменения
функций всех внутренних органов.
Это приводит к изменению (увеличению)
обмена веществ и кровоснабжения
нервной системы, двигательного
аппарата и внутренних органов,
что обеспечивает усиление всех
функций организма, ускорение
его роста и развития во
время мышечной деятельности.
Характер, интенсивность
и продолжительность мышечной
деятельности детей и подростков
зависят от социальных условий:
общения с окружающими людьми
посредством речи, обучения и
воспитания, особенно физического,
участия в подвижных играх,
спортивной и трудовой деятельности.
Поведение детей и подростков
в школе, вне школы, в семье,
их участие в общественно полезной
деятельности определяются социальными
закономерностями.
При изменении характера
функционирования скелетных мышц
происходят рефлекторные изменения
строения и функций нервной
системы, возникают возрастные
различия в строении и развитии
скелета и двигательного аппарата,
иннервации внутренних органов,
их росте и развитии (в первую
очередь это касается органов
сердечно-сосудистой, дыхательной и
пищеварительной систем). Физиологический
механизм этого действия состоит
в том, что при напряжении
скелетных мышц и их сокращениях
раздражаются имеющиеся в них,
в суставах и сухожилиях особые
рецепторы – проприорецепторы. Основными
функциями проприорецеп-торов являются: