Закономерности роста и развития организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:39, доклад

Краткое описание

Общебиологическими свойствами живой материи являются процессы роста и развития, которые начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей жизни. Организм развивается скачкообразно, и разница между отдельными этапами жизни сводится к количественным и качественным изменениям.

Файлы: 1 файл

закономерности роста и развития организма.docx

— 23.84 Кб (Скачать)

 

 а) раздражение при  мышечной деятельности – обязательное  условие регуляции движений нервной  системой, корригирования их координации,  образования новых двигательных  рефлексов и навыков; 

 

 б) обеспечение в  результате притока центростремительных  импульсов из проприорецепторов  в нервную систему ее высокой  работоспособности, особенно головного  мозга (моторно-церебральные рефлексы);

 

 в) рефлекторная регуляция  работы внутренних органов –  обеспечивает координацию движений  и изменение функций внутренних  органов (моторно-висцеральные рефлексы).

 

 Таким образом, мышечная  деятельность есть основное условие  умственной и физической работоспособности. 

 

 Раздражение проприорецепторов,  действие продуктов обмена веществ,  которые образуются во время  мышечной деятельности, и поступление  в кровь гормонов в результате  рефлекторного усиления функций  желез внутренней секреции –  все это изменяет обмен веществ  и приводит к возрастным изменениям  роста и развития организма  в целом и отдельных его  органов. 

 

 В первую очередь  растут и развиваются те органы, которые несут наибольшую нагрузку  при сокращениях скелетных мышц, а также те, мышцы которых больше  функционируют. Обусловленное ростом  накопление веществ и энергии  в структуре организма обеспечивает  дальнейшие рост и развитие, увеличивает  коэффициент полезного действия, а совершенствование физиологических  механизмов регуляции обмена  веществ способствует более экономному  использованию веществ и энергии,  приводит к уменьшению уровня  обмена веществ на единицу  веса тела. От функций скелетной  мускулатуры непосредственно зависит  развитие торможения в нервной  системе: возникновение торможения  совпадает с появлением тонуса  скелетной мускулатуры, обеспечивающего  статическую неподвижность или  передвижение тела в пространстве.

 

 Переломные периоды  роста и развития в большой  степени зависят от изменений  характера тонуса скелетной мускулатуры  и ее сокращений. Так, переход  от младенческого периода развития  к преддошкольному (или ясельному)  связан с освоением статической  позы, ходьбы и началом овладения  речью. Эта деятельность скелетных  мышц вызывает изменения строения  нервной системы и совершенствование  ее функций, строения скелета  и скелетной мускулатуры, регуляции  сердечно-сосудистой и дыхательной  систем, увеличение объема и веса  сердца, легких и других внутренних  органов. Прекращение грудного  вскармливания, изменение консистенции  и состава пищи и появление  молочных зубов приводят к  перестройке пищеварительного канала, изменениям его двигательной  и секреторной функций и всасывания. Значительно возрастает уровень  обмена веществ на 1 кг веса  тела из-за участия тонуса и  сокращений скелетных мышц не  только в передвижении организма,  но и в теплопроизводстве в  состоянии покоя. К концу преддошкольного  периода складываются механизмы  бега, продолжают развиваться речевые  функции. 

 

 В дошкольный период  прекращается поддерживание относительного  постоянства температуры тела  в покое путем напряжения скелетной  мускулатуры, с началом дошкольного  возраста скелетная мускулатура  в покое полностью расслабляется.  Двигательные нейроны головного  мозга приобретают форму, характерную  для взрослого, значительно увеличивается  вес головного мозга (он становится  в три раза больше, чем у  новорожденного). Совершенствование  функций головного мозга (особенно  механизма торможения) приводит  к снижению уровня обмена веществ  на 1 кг веса тела, появлению тормозящего  влияния нервной системы на  сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования  и уменьшению периода сна. 

 

 В период перехода  к младшему школьному возрасту  происходит быстрое развитие  мышц кистей рук, складываются  простейшие трудовые и бытовые  двигательные навыки, начинают вырабатываться  мелкие точные движения рук.  Изменения двигательной деятельности  связаны с началом обучения  в школе, особенно с обучением  письму и простейшему труду. 

 

 В результате усложнения  и увеличения числа движений  и большой мобильности к началу  младшего школьного возраста  в основном заканчивается развитие  нейронов головного мозга, совершенствуются  его функции. Прежде всего это  относится к торможению, обеспечивающему  координацию тонких и точных  движений. В основном к этому  возрасту завершается формирование  тормозящего влияния нервной  системы на сердце, увеличивается  вес сердца и легких, а совершенствование  регуляции обмена веществ влечет  за собой снижение его уровня  на 1 кг веса тела. При смене  молочных зубов на постоянные  происходит дальнейшая перестройка  пищеварительного канала, что связано  с потреблением пищи, соответствующей  взрослому. 

 

 Переход к среднему  школьному, или подростковому,  возрасту характеризуется началом  полового созревания, изменением  функций скелетных мышц, усиленным  их ростом и развитием, овладением  двигательными навыками труда,  физических упражнений. Происходит  завершение морфологического созревания  двигательного аппарата, почти достигшего  достаточно совершенного уровня  функционирования, свойственного взрослым. При этом практически заканчивается  формирование двигательной зоны  в головном мозге, частота пульса  и дыхания уменьшается, происходит  дальнейшее снижение относительного  уровня обмена веществ, который  тем не менее еще больше, чем  у взрослого. Завершается смена  молочных зубов на постоянные.

 

 Переход к юношескому  возрасту характеризуется усиленным  ростом мышц и образованием  массивных мышечных волокон, резким  увеличением их силы и существенным  усложнением и расширением деятельности  двигательного аппарата. Вес головного  и спинного мозга почти достигает  уровня взрослого человека. Начинается  процесс окостенения сесамовидных  костей.

 

 Есть и еще одно  доказательство зависимости роста  и развития детей от деятельности  скелетной мускулатуры: в тех  случаях, когда вследствие заболевания  (например, воспаления двигательных  нервов) возникает ограничение движений, происходит задержка развития  не только скелетной мускулатуры  и скелета (например, развитие  грудной клетки), но и резкое  замедление роста и развития  внутренних органов – сердца, легких и др. Дети, перенесшие  полиомиелит и поэтому существенно  ограниченные в движениях, отличаются  от неболевших детей большей  частотой сердцебиений и дыхательных  движений грудной клетки. У детей,  лишенных возможности совершать  нормальную динамическую работу, наблюдается торможение работы  сердца и дыхания, поэтому частота  дыхания и сокращений сердца  у них такая же, как у детей  более младшего возраста.

 

Надежность биологических  систем.  К общим законам индивидуального  развития известный советский физиолог и педагог А.А. Маркосян предложил  относить и надежность биологических  систем, под которой принято понимать «такой уровень регулирования процессов  в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемости, гарантирующей  приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к  исходному состоянию».

 

 В соответствии с  этой концепцией весь путь  развития от зачатия до смерти  проходит при наличии запаса  жизненных возможностей. Этот резерв  обеспечивает развитие и оптимальное  течение жизненных процессов  при изменяющихся условиях внешней  среды. Например, в крови одного  человека имеется такое количество  тромбина (фермента, участвующего в  свертывании крови), которого достаточно  для свертывания крови у 500 человек. Бедренная кость способна  выдержать растяжение в 1500 кг, а большая берцовая кость не  ломается под тяжестью груза  в 1650 кг, что в 30 раз превышает  обычную нагрузку. В качестве  одного из возможных факторов  надежности нервной системы рассматривается  и огромное количество нервных  клеток в организме человека.


Информация о работе Закономерности роста и развития организма