Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО "Старт")

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является раскрытие сущности управления затратами предприятия и их влияние на финансовый результаты деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение сущности затрат предприятия;
- раскрытие целей и задач управления затратами предприятия;
- изучение объектов учета затрат на предприятии;
- изучение процесса формирования затрат по сегментам, по местам возникновении, центрам затрат и центрам ответственности на примере предприятия;
- проведение анализа затрат на предприятии;
- использование результатов анализа затрат и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Дипломка затраты.docx

— 115.81 Кб (Скачать)

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об акционерных  обществах», иными действующими законодательными актами и на основании настоящего Устава.

Общество создано  и действует в целях получения  прибыли и наиболее эффективного ее использования в интересах  акционеров Общества.

Основными видами (предметом) деятельности Общества являются:

-   производство и реализация металлоклеящих пленок и освоение новых видов продукции;

-   производство и реализация товаров народного потребления;

-   торговля продовольственными и промышленными товарами;

-   внешнеэкономическая деятельность в порядке, установленном законодательством;

-   обеспечение комплектации, сбыта, транспортировки готовой продукции до потребителя;

содействие сбыту  готовой продукции, в том числе  на зарубежных рынках.

Вспомогательными  видами деятельности являются:

-        обеспечение необходимыми компонентами, полуфабрикатами, сырьем и материалами поставщиков сырья для производства пленок;

-        осуществление всех форм и видов внешнеэкономической деятельности, проведение внешнеторговых, коммерческих, в том числе компенсационных операций;

-        оказание транспортных услуг по перевозке грузов;

-        эксплуатация химических, взрывоопасных производств и объектов, связанных с обращением или хранением в них веществ, которые могут образовать пылевоздушные гели, парогазовые взрывоопасные смеси;

-        эксплуатация производств по изготовлению клеящих пленок ВК-3, ВК-32–200, ВК-25, ПКС-171, МНФ-1 и клея марки 88;

-        ремонт оборудования для взрывоопасных производств и собственных нужд;

-        ремонт химико-технологических систем в объеме, определенном планово-предупредительным ремонтом и т.д.

Предметом бухгалтерского управленческого учета являются планирование, учет, анализ, контроль и  мотивация деятельности сегментов  бизнеса (центров ответственности), направленные на соизмерение доходов  с расходами по отдельным сегментам  и оптимизацию этого соотношения  с целью повышения эффективности  функционирования организации в  целом.

В управленческом учете  под центром ответственности  понимают структурное подразделение  организации, во главе которого стоит  менеджер, контролирующий затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса, – показатель, определяемый для данного подразделения руководством.

Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты. Объекты ОАО «СТАРТ» можно объединить в две группы:

– производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

– хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входит:

·        основные фонды – это средства труда (машины, оборудование производственные здания) их состояние и использование;

·        нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (правопользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.) их состояния и использования;

·        материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в  управленческом учете представлены производственными запасами на складах  ОАО «СТАРТ», в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадии производственного цикла до склада готовой продукции;

·        трудовые ресурсы – масса живого труда, которой располагает ОАО «СТАРТ» в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета  ОАО «СТАРТ» относятся:

·        снабженческо–заготовительная деятельность – приобретения, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;

·        производственная деятельность – процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;

·        финансово-сбытовая деятельность – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продажё начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции;

·        организационная деятельность – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

ОАО «СТАРТ» применяет попередельный метод учета затрат.

При попередельном методе учета затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.

При применении попередельного метода используются важнейшие элементы нормативного метода систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях – от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности отражаются (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.д.). Использование элементов нормативного метода учета обеспечивает своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных сырья, полуфабрикатов и материалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п. Таким образом, использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм.

При попередельном методе учета затраты на производство продукции учитываются по цехам (переделам, фазам, стадиям) и статьям расходов. В качестве объекта учета и калькулирования приняты отдельные виды продукции. При этом расходы могут учитываться по цеху (переделу, фазе, стадии) в целом, а себестоимость отдельных видов продукции, включенных в калькуляционную группу, – исчисляться с помощью экономически обоснованных методов. 

2.2 Формирование затрат  по сегментам предприятия,  по местам возникновения,  центрам затрат  и центрам ответственности 

Разработка системы  финансового управления предприятием направлена на максимально эффективное  достижение сформулированных целей  и задач. На многих российских предприятиях сложилась структура управления, неадекватная происходящим в экономике  изменениям. Основные ее недостатки следующие:

·        подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);

·        у генерального директора много заместителей с часто пересекающимся диапазоном ответственности;

·        отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности предприятия;

·        отдел автоматизации системы управления предприятием работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;

·        различные аспекты работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям с неодинаковым уровнем подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом, отдел организации труда и заработной платы);

·        отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды.

Указанные факторы  приводят к ситуации, когда многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что  нет ответственных лиц либо их слишком много. На отдельных предприятиях структура не формализована.

Руководителю предприятия  целесообразно проводить детальный  анализ существующей структуры управления, выявлять ее сильные и слабые стороны, определять базовые принципы, в соответствии с которыми возможна ее реорганизация. К таким принципам относятся:

·        адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии предприятия;

·        имитирование числа замкнутых связей, приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;

·        восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;

·        способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;

·        жесткий контроль за исполнением управленческих решений и результатов;

·        соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;

·        соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;

·        разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами предприятия.

Современная модель рыночной экономики означает полную самостоятельность предприятия  как хозяйствующего субъекта. В этих условиях отражение в отчетности информации по сегментам необходимо ее пользователям для оценки результатов деятельности предприятия с целью проведения эффективной инвестиционной политики. Формирование сегментов как учетно-отчетных единиц на предприятии зависит от многих факторов. Главным из них является организационная структура предприятия. В зарубежной литературе по учету понятие производственного подразделения предприятия как сегмента его деятельности часто совмещается с понятием центра ответственности.

Существует много  различий в формировании сегментов  деятельности на предприятиях, что  требует в определенной степени  их систематизации и увязки с применением  управленческого учета в производстве. При этом нужно принимать во внимание функциональную принадлежность затрат к определенному сегменту деятельности предприятия. Каждый сегмент имеет  свои условия формирования затрат.

Так, например, в производственных подразделениях критерием отнесения  затрат ОАО «СТАРТ» является производимая продукция. Для производимой продукции – места хранения, участок отгрузки, транспортная доставка грузов в назначенные пункты; а для сбыта – объем реализуемой продукции.

Степень применения управленческого учета по сегментам  деятельности для каждого предприятия  индивидуальна. Оптимальный вариант  применения управленческого учета  в том или ином сегменте может  быть найден только после детального анализа конкретных условий деятельности и потребностей предприятия. Возможны два варианта распределения затрат по сегментам деятельности предприятия:

– все прямые и косвенные затраты распределяются по сегментам деятельности независимо от того, к какой продукции они относятся;

– по сегментам деятельности распределяются только косвенные затраты, которые нельзя отнести по прямому признаку на конкретные виды продукции. Прямые затраты включаются непосредственно в себестоимость продукции, в состав затрат определенных сегментов они не входят.

Каждый из представленных вариантов имеет свои достоинства  и недостатки и должен применяться  после анализа методологических и организационных особенностей применения управленческого учета  на конкретном сегменте деятельности предприятия.

Информация о работе Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО "Старт")