Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности управления затратами предприятия и их влияние на финансовый результаты деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение сущности затрат предприятия;
- раскрытие целей и задач управления затратами предприятия;
- изучение объектов учета затрат на предприятии;
- изучение процесса формирования затрат по сегментам, по местам возникновении, центрам затрат и центрам ответственности на примере предприятия;
- проведение анализа затрат на предприятии;
- использование результатов анализа затрат и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.
Общество осуществляет
свою деятельность в соответствии с
Гражданским кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом «Об
Общество создано и действует в целях получения прибыли и наиболее эффективного ее использования в интересах акционеров Общества.
Основными видами (предметом) деятельности Общества являются:
- производство и реализация металлоклеящих пленок и освоение новых видов продукции;
- производство и реализация товаров народного потребления;
- торговля продовольственными и промышленными товарами;
- внешнеэкономическая деятельность в порядке, установленном законодательством;
- обеспечение комплектации, сбыта, транспортировки готовой продукции до потребителя;
содействие сбыту готовой продукции, в том числе на зарубежных рынках.
Вспомогательными видами деятельности являются:
- обеспечение необходимыми компонентами, полуфабрикатами, сырьем и материалами поставщиков сырья для производства пленок;
- осуществление всех форм и видов внешнеэкономической деятельности, проведение внешнеторговых, коммерческих, в том числе компенсационных операций;
- оказание транспортных услуг по перевозке грузов;
- эксплуатация химических, взрывоопасных производств и объектов, связанных с обращением или хранением в них веществ, которые могут образовать пылевоздушные гели, парогазовые взрывоопасные смеси;
- эксплуатация производств по изготовлению клеящих пленок ВК-3, ВК-32–200, ВК-25, ПКС-171, МНФ-1 и клея марки 88;
- ремонт оборудования для взрывоопасных производств и собственных нужд;
- ремонт химико-технологических систем в объеме, определенном планово-предупредительным ремонтом и т.д.
Предметом бухгалтерского
управленческого учета являются
планирование, учет, анализ, контроль и
мотивация деятельности сегментов
бизнеса (центров ответственности),
направленные на соизмерение доходов
с расходами по отдельным сегментам
и оптимизацию этого
В управленческом учете
под центром ответственности
понимают структурное подразделение
организации, во главе которого стоит
менеджер, контролирующий затраты, доходы
и средства, инвестируемые в этот
сегмент бизнеса, – показатель, определяемый
для данного подразделения
Раскрывают содержание предмета его многочисленные объекты. Объекты ОАО «СТАРТ» можно объединить в две группы:
– производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
– хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
В состав производственных ресурсов входит:
· основные фонды – это средства труда (машины, оборудование производственные здания) их состояние и использование;
· нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (правопользования землей, стандарты, лицензии, товарные знаки и т.д.) их состояния и использования;
· материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства при помощи средств труда.
Эти ресурсы в управленческом учете представлены производственными запасами на складах ОАО «СТАРТ», в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела и в процессе их движения по стадии производственного цикла до склада готовой продукции;
· трудовые ресурсы – масса живого труда, которой располагает ОАО «СТАРТ» в данный момент, использование трудовых ресурсов в процессе целесообразной деятельности и результат труда.
Ко второй группе объектов управленческого учета ОАО «СТАРТ» относятся:
· снабженческо–заготовительная деятельность – приобретения, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими процессами;
· производственная деятельность – процессы, обусловленные технологией производства продукции, включающие основные и вспомогательные операции; операции по совершенствованию выпускаемых и разработке новых продуктов;
· финансово-сбытовая деятельность – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продажё начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции;
· организационная деятельность – создание организационной структуры предприятия, вычленение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, отвечающей требованиям внутренних коммуникаций между структурными подразделениями, разными уровнями управления, соответствующей функциям планирования, контроля, оценки выполнения плана, стимулирования; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.
ОАО «СТАРТ» применяет попередельный метод учета затрат.
При попередельном методе учета затраты на производство (начиная с подготовки добычи полезных ископаемых или обработки исходного сырья и до выпуска конечного продукта) учитываются в каждом цехе (переделе, фазе, стадии), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. В связи с этим себестоимость продукции каждого последующего цеха слагается из произведенных им затрат и себестоимости полуфабрикатов.
При применении попередельного метода используются важнейшие элементы нормативного метода систематическое выявление отклонений фактических расходов от текущих норм (в отдельных отраслях – от плановой себестоимости), а также выявление изменений этих норм. В первичной документации и в оперативной отчетности отражаются (за смену, сутки, декаду и т.д.) не только фактический расход сырья, основных материалов, полуфабрикатов, технологического топлива, энергии и др., но и расход их по нормам или основанным на них производственным заданиям (рецептурам, смескам и т.д.). Использование элементов нормативного метода учета обеспечивает своевременное выявление экономии или дополнительных затрат за счет отступлений от установленного технологического процесса, изменений состава израсходованных сырья, полуфабрикатов и материалов, ассортимента выпущенной продукции, ее сортности и т.п. Таким образом, использование элементов нормативного метода является основой для надлежащего контроля и анализа затрат на производство, обоснованного калькулирования фактической себестоимости продукции, контроля за соблюдением и совершенствованием норм.
При попередельном методе
учета затраты на производство продукции
учитываются по цехам (переделам, фазам,
стадиям) и статьям расходов. В качестве
объекта учета и калькулирования приняты
отдельные виды продукции. При этом расходы
могут учитываться по цеху (переделу, фазе,
стадии) в целом, а себестоимость отдельных
видов продукции, включенных в калькуляционную
группу, – исчисляться с помощью экономически
обоснованных методов.
2.2
Формирование затрат
по сегментам предприятия,
по местам возникновения,
центрам затрат
и центрам ответственности
Разработка системы
финансового управления предприятием
направлена на максимально эффективное
достижение сформулированных целей
и задач. На многих российских предприятиях
сложилась структура
· подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);
· у генерального директора много заместителей с часто пересекающимся диапазоном ответственности;
· отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности предприятия;
· отдел автоматизации системы управления предприятием работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;
· различные аспекты работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям с неодинаковым уровнем подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом, отдел организации труда и заработной платы);
· отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды.
Указанные факторы приводят к ситуации, когда многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лиц либо их слишком много. На отдельных предприятиях структура не формализована.
Руководителю предприятия
целесообразно проводить
· адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии предприятия;
· имитирование числа замкнутых связей, приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;
· восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;
· способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;
· жесткий контроль за исполнением управленческих решений и результатов;
· соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;
· соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;
· разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами предприятия.
Современная модель рыночной экономики означает полную самостоятельность предприятия как хозяйствующего субъекта. В этих условиях отражение в отчетности информации по сегментам необходимо ее пользователям для оценки результатов деятельности предприятия с целью проведения эффективной инвестиционной политики. Формирование сегментов как учетно-отчетных единиц на предприятии зависит от многих факторов. Главным из них является организационная структура предприятия. В зарубежной литературе по учету понятие производственного подразделения предприятия как сегмента его деятельности часто совмещается с понятием центра ответственности.
Существует много
различий в формировании сегментов
деятельности на предприятиях, что
требует в определенной степени
их систематизации и увязки с применением
управленческого учета в
Так, например, в производственных подразделениях критерием отнесения затрат ОАО «СТАРТ» является производимая продукция. Для производимой продукции – места хранения, участок отгрузки, транспортная доставка грузов в назначенные пункты; а для сбыта – объем реализуемой продукции.
Степень применения управленческого учета по сегментам деятельности для каждого предприятия индивидуальна. Оптимальный вариант применения управленческого учета в том или ином сегменте может быть найден только после детального анализа конкретных условий деятельности и потребностей предприятия. Возможны два варианта распределения затрат по сегментам деятельности предприятия:
– все прямые и косвенные затраты распределяются по сегментам деятельности независимо от того, к какой продукции они относятся;
– по сегментам деятельности распределяются только косвенные затраты, которые нельзя отнести по прямому признаку на конкретные виды продукции. Прямые затраты включаются непосредственно в себестоимость продукции, в состав затрат определенных сегментов они не входят.
Каждый из представленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки и должен применяться после анализа методологических и организационных особенностей применения управленческого учета на конкретном сегменте деятельности предприятия.