Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности управления затратами предприятия и их влияние на финансовый результаты деятельности.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение сущности затрат предприятия;
- раскрытие целей и задач управления затратами предприятия;
- изучение объектов учета затрат на предприятии;
- изучение процесса формирования затрат по сегментам, по местам возникновении, центрам затрат и центрам ответственности на примере предприятия;
- проведение анализа затрат на предприятии;
- использование результатов анализа затрат и их влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.
Условно можно выделить следующие центры ответственности:
· центры затрат – подразделения, менеджеры которых отвечают только за определенные виды расходов, связанных с конкретным участком деятельности. При этом каждый центр затрат должен объединять производство однородных видов продукции, что обеспечит сопоставимость показателей и упростит распределение между ними косвенных расходов. Один центр ответственности может включать несколько центров затрат;
· центры прибыли – подразделения, в которых менеджеры наряду с ответственностью за расходами несут также ответственность и за соответствующие этим расходам доходы. В центрах прибыли менеджеры, как правило, контролируют все компоненты деятельности своего подразделения, оказывающие влияние на финансовый результат;
· центры инвестиций – подразделения, являющиеся объектами капиталовложений. Менеджеры центров инвестиций отвечают за затраты, а также за результаты инвестиционных процессов и эффективность капиталовложений;
· центры продаж – подразделения, менеджеры которых отвечают за объемы реализации продуктов деятельности организации, обеспечение заданной структуры продаж и затраты, связанные с процессом продажи. Обычно в качестве центров продаж выступают отделы сбыта или маркетинга.
Комплексная оценка
эффективности принимаемых
2. Управление затратами в процессе производства
2.1
Объекты учета
затрат
Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Эффективные решения – залог существования коммерческого предприятия.
Решение – это акт выработки окончательного суждения. Применительно к управленческим решениям это означает выбор определенного курса действий из возможных альтернатив.
1. Наибольшее число
управленческих решений
какую цену установить на продукцию;
выпуск какой продукции продолжать или прекратить;
производить или покупать комплектующие изделия;
покупать ли новое оборудование;
менять ли технологию и организацию производства.
2. Решения, связанные с персоналом:
решение по найму или увольнению кадров;
подготовка кадров и повышение квалификации работников предприятия;
разработка системы мотивации персонала;
увеличение или уменьшение фиксированной оплаты труда;
увеличение или уменьшение сдельной части оплаты труда.
3. Решения в потребности в материальных ресурсах:
увеличить или уменьшить складские запасы и резервы;
увеличить или уменьшить размеры закупаемых партий материальных ресурсов;
достаточна ли мощность предприятия по ресурсам и т.д.
Существует бесконечное количество управленческих решений. они охватывают все направления деятельности предприятия. По степени глобализации принимаемые решения могут быть перспективными, охватывающими период от 10 до 20 лет (обычно 10–12 лет) и предусматривающими разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития). Такие решения определяют стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Управленческие решения могут быть текущими (оперативными) – решения, принимаемые в режиме on-line, направленные на обеспечение текущей деятельности в оптимальном режиме, являющиеся реакцией на возникающие изменения или существующие тенденции.
Управленческий учет
призван облегчить процесс
Предметом управленческого учета является управленческая информация. Традиционно информация управленческого учета носила финансовый характер, то есть она представлялась в долларах, рублях, йенах или других денежных единицах. Однако в последнее время область управленческого учета была существенно расширена дополнением операционной и физической (нефинансовой) информацией, такой как качество продукции, показатели продолжительности процесса, и субъективными оценками, как, например, удовлетворенность клиентов, творческий потенциал сотрудников и эксплуатационные качества нового продукта.
Информация управленческого учета – финансовые и операционные данные о видах деятельности и процессах, осуществляемых в организации; функционировании ее структурных подразделений; выпускаемых ею продуктах и услугах; клиентах организации.
Итак, информация управленческого учета может быть:
«количественной» (то есть связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);
«качественной» (то есть информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).
Нередко качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика не эффективна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.
Для того чтобы управленческую информацию можно было эффективно использовать, она должна отвечать некоторым определенным критериям:
1. Краткость – информация должна быть четкой, не содержать ничего лишнего.
2. Точность – пользователь
должен быть уверен, что информация
не содержит ошибок или
3. Оперативность
– информация должна быть
4. Сопоставимость
– информация должна быть
5. Целесообразность – информация должна подходить для той цели, для которой она приготовлена.
6. Рентабельность – подготовка информации не должна стоить больше, чем выгоды от ее использования.
7. Нетенденциозность – информация должна быть приготовлена и представлена таким образом, чтобы она была непредвзятой.
8. Адресность – информация должна быть доведена до ответственного исполнителя; при этом следует соблюдать конфиденциальность.
На практике получаемая
информация не всегда соответствует
вышеизложенным требованиям. В результате
возникает множество
информация, пришедшая с опозданием, фиксируется в бухгалтерском учете по дате ее возникновения (когда произошло событие, по дате документа);
в управленческом учете информация фиксируется на дату ее поступления (когда информация была получена).
Это позволит решить обе задачи: проводить анализ финансовой деятельности (на основе бухгалтерского учета) и оперативно принимать решения (на основе управленческого учета). Нужно четко понимать, что управленческий учет направлен, прежде всего, на текущее управление, а правильно поставленный бухгалтерский учет позволяет проводить анализ деятельности в полном объеме.
Нередко руководители получают информацию, которая требует дополнительной обработки. Как следствие, решения, принимаемые на основе данной информации, оказываются неточными либо принимаются с опозданием и теряют свою актуальность. Информация может быть обработана до попадания к руководителю, при этом используются определенные формы предоставления информации. Точность и краткость получаемой информации позволяет принимать решения оперативно и, как следствие, увеличивает скорость рабочих процессов. При этом важным моментом является квалификация руководителя. Поскольку система не может заменить личного опыта и суждения.
Спрос на информацию
управленческого учета различен
на каждом иерархическом уровне организации.
На операционном уровне, где сырье
или купленные детали и узлы преобразовываются
в готовую продукцию и где
обслуживаются клиенты, информация
нужна преимущественно для
По мере движения
к более высоким уровням
Руководители, принадлежащие
к высшим эшелонам организационного
управления, получают итоговую информацию
управленческого учета о
В отличие от финансового
и налогового учета, которые строго
регламентированы стандартами и
законодательством, управленческий учет
ведется в соответствии с информационными
потребностями менеджмента
Главная цель внедрения системы управленческого учета на предприятии – обеспечение руководства компании максимально полной информацией, необходимой для эффективной работы. Часто на российских предприятиях внедрение управленческого учета осуществляется по инициативе высшего руководства, которому не хватает конкретной управленческой информации.
Разработка и внедрение
системы управленческого учета
требуют немало усилий и времени
(на крупных предприятиях этот процесс
может занять несколько месяцев)
и не сразу дают результаты. Понадобится
время и на апробирование системы,
и на накопление информации, которая
поможет скорректировать
Для достижения положительных
результатов постановку управленческого
учета рекомендуется
· определение финансовой структуры предприятия путем выделения центров финансовой ответственности;
· разработка состава, содержания и форматов управленческой отчетности;
· разработка классификаторов управленческого учета;
· разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
· разработка управленческого плана счетов и порядка отражения типовых хозяйственных операций;
· разработка внутренних положений и инструкций, регламентирующих ведение управленческого учета;
· проведение организационных изменений на предприятии.
ОАО «СТАРТ» является одним из звеньев Военно-промышленного комплекса России в производстве металлоклеящих и клеящих пленок, жидких клеев.
Акционерное общество
«СТАРТ» было создано путем преобразования
(в процессе приватизации) государственного
предприятия «СТАРТ» в