Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:59, реферат
Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» (direct costing), введенное в 1936 году Харрисом, это не что иное, как система «учета прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета постоянных и переменных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Из-за этого систему учета переменных затрат часто называют Variable Costing – «учет переменных затрат».
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Простой «директ-костинг»…..………………………………………………......4
2. Развитой «директ-костинг»….……………………………………………....…...8
3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»………………………………………………………………………..….....7
Заключение……………………………………………………………….…………13
Список использованной литературы……………………
7
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Простой «директ-костинг»…..……………………………
2. Развитой «директ-костинг»….………………………………
3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение
Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» (direct costing), введенное в 1936 году Харрисом, это не что иное, как система «учета прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета постоянных и переменных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Из-за этого систему учета переменных затрат часто называют Variable Costing – «учет переменных затрат».
Основной характеристикой «директ-костинга» является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.
Главной особенностью «директ-костинг» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
- простой «директ-костинг», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты
- развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
Цель работы: ознакомиться с системой «директ-костинг».
1. Простой «директ-костинг»
Простой «директ-костинг» основан на использовании в учете данных только о переменных затратах. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции.
Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия). Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений. В свою очередь, в системе простого «Директ-костинга» существует два подхода к формированию маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта: одноступенчатый (французский) и двухступенчатый (американский).
Французская модель
Выручка - Переменные затраты = Маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Американская модель
Выручка - Переменные затраты на производство = Производственная маржинальная прибыль-Переменные затраты на реализацию продукции = Торговая маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Основными преимуществами простого «Директ-костинга» являются:
- Простота и объективность калькулирования себестоимости, поскольку отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат.
- Возможность проведения анализа «затраты - объем производства - прибыль».
- Возможность использования модели при разработке основных направлений деятельности хозяйствующего субъекта, таких как ассортиментная политика, ценовая политика, инвестиционная политика. В качестве недостатков системы, можно отметить следующие:
Некоторая условность разделения общих затрат на постоянную и переменную компоненты может привести к существенному искажению информации для принятия управленческих решений.
Как показывает практика, большинство постоянных затрат в долгосрочном периоде становятся переменными, а это требует подробного анализа факторов, вызывающих изменение таких расходов во времени. Система «директ-костинг» не может обеспечить руководство такой информацией.
В числе постоянных затрат есть такие, которые могут быть прямо отнесены на отдельные виды продукции. Такой вид затрат называется прямыми постоянными затратами. В простом «директ-костинге» они не включаются в себестоимость, вследствие чего информация о реальной себестоимости продукции искажается.
2. Развитой «директ-костинг»
В модели развитого «директ-костинга» сохраняются все преимущества простого «директ-костинга», поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли изделий.
Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат. Таким образом, в развитом «директ-костинге» в себестоимость включаются не только переменные, но и часть постоянных затрат. Иногда эту систему также называют многоступенчатым расчетом сумм покрытия. Наиболее часто многоступенчатый расчет сумм покрытия применяется на немецких предприятиях, где эту методику используют до 80% компаний.
Структура многоступенчатого расчета сумм покрытия представлены в табл. 1.
Таблица 1. Структура многоступенчатого расчета сумм покрытия
Вид продукции | А | В | С | D | Е | F | G | Н | |
Выручка от реализации | 120000 | 80000 | 140000 | 100000 | 70000 | 160000 | 180000 | 60000 | |
Переменные затраты | 24000 | 18000 | 50000 | 36000 | 22000 | 46000 | 84000 | 16000 | |
Сумма покрытия 1 | 96000 | 62000 | 90000 | 64000 | 48000 | 114000 | 96000 | 44000 | |
Постоянные затраты по видам продукции | 22000 | 12000 | 16000 | 8000 | 14000 | 10000 | 18000 | 4000 | |
Сумма покрытия 2 | 74000 | 50000 | 74000 | 56000 | 34000 | 104000 | 78000 | 40000 | |
Сумма | 124000 | 130000 | 138000 | 118000 | |||||
Постоянные затраты участков | 90000 | 60000 | 96000 | 92000 | |||||
Сумма покрытия 3 | 34000 | 70000 | 42000 | 26000 | |||||
Сумма | 104000 | 68000 | |||||||
Постоянные затраты цехов | 76000 | 62000 | |||||||
Вид продукции | ABCDEFGH | ||||||||
Сумма покрытия 4 | 28000 6000 | ||||||||
Сумма | 34000 | ||||||||
Постоянные затраты предприятия | 30000 | ||||||||
Производственный результат (+ прибыль - убыток) | + 4000 |
Таким образом, основное преимущество развитой системы по сравнению с системой простого «директ-костинга» заключается в том, что пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и прямых постоянных затратах, а также определение системы промежуточных сумм покрытия позволяют более точно контролировать и регулировать затраты как по отдельным видам изделий, так и по различным центрам ответственности.
К недостаткам системы прежде всего хотелось бы отнести более сложную классификацию затрат, которая не всегда себя оправдывает на мелких и средних по размеру предприятиях. В этом случае затраты на ведение учета в системе развитого «директ-костинга» могут превысить экономию затрат от ее внедрения.
3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»
ОАО «Сиерра» - предприятия специализируется на изготовлении, доставке и продаже запасных частей и сопутствующих товаров для автомобилей, мотоциклов, снегоходов, моторов.
Система «директ-костинг» применяется при разработке основных направлений деятельности ОАО «Сиерра».
При планировании производственной программы учитывается финансовый вклад (маржинальная прибыль) каждого вида выпускаемой продукции в общую выручку предприятия. Именно на основании данных о переменных затратах можно получить не искаженные распределением косвенных затрат показатели рентабельности выпускаемой продукции. Это позволит выявить изделия с большей рентабельностью и переориентировать производство и сбыт именно на данные изделия.
Кроме того, производственные ресурсы предприятия ОАО «Сиерра» почти всегда ограничены. С помощью системы «директ-костинга» можно составить производственную программу с учетом рентабельности каждого изделия и количества, потребляемых на единицу ресурсов таким образом, чтобы суммарная прибыль была максимальной.
Ценовая политика
С использованием системы «директ-костинг» появляется возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, устанавливать цены реализации более обоснованно, что особенно важно при снижении платежеспособного спроса или выхода предприятия на рынок с новыми видами продукции.
Например: предприятие ОАО «Сиерра» ежемесячно производит и продает амортизаторы в количестве 50 шт. Общие затраты предприятия составляют 50000 рублей, в том числе 20000 рублей - постоянные затраты. Отпускная цена изделия составляет 1400 рублей. Исследование рынка прогнозирует увеличение сбыта на 15% при снижении цены на 100 рублей. Требуется определить, насколько эффективно такое снижение цены.
Решение на основе данных о полных затратах
Общие затраты предприятия ОАО «Сиерра» на производство и реализацию одного амортизатора составляют 50000/50=1000 рублей.
Прибыль от всей производственной программы составит: при существующей цене: (1400-1000) х 50=20000 рублей; при планируемой цене: (1300-1000) х 50 х 1,15=17250 рублей.
Следовательно, при существующей цене предприятие ОАО «Сиерра» получает большую прибыль, и снижение цен нецелесообразно.
Решение на основе данных системы «директ-костинг»
Переменные затраты предприятия ОАО «Сиерра» на производство и реализацию одного амортизатора составляют (50000-20000)750=600 рублей.
Маржинальная прибыль от всей производственной программы составит:
- при существующей цене: (1400-600) х 50=40000 рублей;
- при планируемой цене: (1300-600) х 50 х 1,15=40250 рублей.
Тогда прибыль-нетто от всей производственной программы будет равна: при существующей цене: 40000-20000=20000 рублей; при планируемой цене: 40250—20000=20250 рублей.
Следовательно, снижение цены позволит увеличить прибыль.
Производственная кооперация
Система «директ-костинг» позволяет сделать мотивированный выбор: покупать или производить, что важно в связи с современными тенденциями к увеличению степени специализации и развитию производственной кооперации.
Например: предприятие ОАО «Сиерра» производит и продает двигатели внутреннего сгорания и традиционно собственными силами изготавливает все необходимые для них комплектующие и детали, в том числе и турбокомпрессор. Себестоимость данного узла выглядит следующим образом (табл. 2).
Таблица 2. Себестоимость узла
Наименование статьи затрат | Сумма, руб. |
Прямые затраты на материал Прямые затраты на заработную плату Переменные накладные расходы | 3000 2500 1500 |
Итого переменных затрат Постоянные накладные расходы | 7000 6500 |
Итого полная себестоимость единицы продукции | 13500 |