Управленческий учет на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:59, реферат

Краткое описание

Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» (direct costing), введенное в 1936 году Харрисом, это не что иное, как система «учета прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета постоянных и переменных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Из-за этого систему учета переменных затрат часто называют Variable Costing – «учет переменных затрат».

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Простой «директ-костинг»…..………………………………………………......4
2. Развитой «директ-костинг»….……………………………………………....…...8
3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»………………………………………………………………………..….....7
Заключение……………………………………………………………….…………13
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Упр.учет. Система _директ-костинг Астапенко.doc

— 93.00 Кб (Скачать)


7

 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

1. Простой  «директ-костинг»…..………………………………………………......4

2. Развитой «директ-костинг»….……………………………………………....…...8

3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»………………………………………………………………………..….....7

Заключение……………………………………………………………….…………13

Список использованной литературы……………………………………………...15

 


Введение

 

Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» (direct costing), введенное в 1936 году Харрисом, это не что иное, как система «учета прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета постоянных и переменных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Из-за этого систему учета переменных затрат часто называют Variable Costing – «учет переменных затрат».

Основной характеристикой «директ-костинга» является подразделение затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. При этом в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат.

Главной особенностью «директ-костинг» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

- простой «директ-костинг», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты

- развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

Цель работы: ознакомиться с системой «директ-костинг».

 


1. Простой «директ-костинг»

 

Простой «директ-костинг» основан на использовании в учете данных только о переменных затратах. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции.

Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия). Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений. В свою очередь, в системе простого «Директ-костинга» существует два подхода к формированию маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта: одноступенчатый (французский) и двухступенчатый (американский).

Французская модель

Выручка - Переменные затраты = Маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.

Американская модель

Выручка - Переменные затраты на производство = Производственная маржинальная прибыль-Переменные затраты на реализацию продукции = Торговая маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.

Основными преимуществами простого «Директ-костинга» являются:

- Простота и объективность калькулирования себестоимости, поскольку отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат.

- Возможность проведения анализа «затраты - объем производства - прибыль».

- Возможность использования модели при разработке основных направлений деятельности хозяйствующего субъекта, таких как ассортиментная политика, ценовая политика, инвестиционная политика. В качестве недостатков системы, можно отметить следующие:

Некоторая условность разделения общих затрат на постоянную и переменную компоненты может привести к существенному искажению информации для принятия управленческих решений.

Как показывает практика, большинство постоянных затрат в долгосрочном периоде становятся переменными, а это требует подробного анализа факторов, вызывающих изменение таких расходов во времени. Система «директ-костинг» не может обеспечить руководство такой информацией.

В числе постоянных затрат есть такие, которые могут быть прямо отнесены на отдельные виды продукции. Такой вид затрат называется прямыми постоянными затратами. В простом «директ-костинге» они не включаются в себестоимость, вследствие чего информация о реальной себестоимости продукции искажается.

 

2. Развитой «директ-костинг»

 

В модели развитого «директ-костинга» сохраняются все преимущества простого «директ-костинга», поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли изделий.

Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат. Таким образом, в развитом «директ-костинге» в себестоимость включаются не только переменные, но и часть постоянных затрат. Иногда эту систему также называют многоступенчатым расчетом сумм покрытия. Наиболее часто многоступенчатый расчет сумм покрытия применяется на немецких предприятиях, где эту методику используют до 80% компаний.

 

 

Структура многоступенчатого расчета сумм покрытия представлены в табл. 1.

Таблица 1. Структура многоступенчатого расчета сумм покрытия

Вид продукции

А

В

С

D

Е

F

G

Н

Выручка от реализации

120000

80000

140000

100000

70000

160000

180000

60000

Переменные затраты

24000

18000

50000

36000

22000

46000

84000

16000

Сумма покрытия 1

96000

62000

90000

64000

48000

114000

96000

44000

Постоянные затраты по видам продукции

22000

12000

16000

8000

14000

10000

18000

4000

Сумма покрытия 2

74000

50000

74000

56000

34000

104000

78000

40000

Сумма

124000

130000

138000

118000

Постоянные затраты участков

90000

60000

96000

92000

Сумма покрытия 3

34000

70000

42000

26000

Сумма

104000

68000

Постоянные затраты цехов

76000

62000

Вид продукции

ABCDEFGH

Сумма покрытия 4

28000 6000

Сумма

34000

Постоянные затраты предприятия

30000

Производственный результат (+ прибыль - убыток)

+ 4000

 

Таким образом, основное преимущество развитой системы по сравнению с системой простого «директ-костинга» заключается в том, что пирамидальная (ступенчатая) система калькулирования на базе данных о переменных затратах и прямых постоянных затратах, а также определение системы промежуточных сумм покрытия позволяют более точно контролировать и регулировать затраты как по отдельным видам изделий, так и по различным центрам ответственности.

К недостаткам системы прежде всего хотелось бы отнести более сложную классификацию затрат, которая не всегда себя оправдывает на мелких и средних по размеру предприятиях. В этом случае затраты на ведение учета в системе развитого «директ-костинга» могут превысить экономию затрат от ее внедрения.

 

3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»

 

ОАО «Сиерра» - предприятия специализируется на изготовлении, доставке и продаже запасных частей и сопутствующих товаров для автомобилей, мотоциклов, снегоходов, моторов.

Система «директ-костинг» применяется при разработке основных направлений деятельности ОАО «Сиерра».

При планировании производственной программы учитывается финансовый вклад (маржинальная прибыль) каждого вида выпускаемой продукции в общую выручку предприятия. Именно на основании данных о переменных затратах можно получить не искаженные распределением косвенных затрат показатели рентабельности выпускаемой продукции. Это позволит выявить изделия с большей рентабельностью и переориентировать производство и сбыт именно на данные изделия.

Кроме того, производственные ресурсы предприятия ОАО «Сиерра» почти всегда ограничены. С помощью системы «директ-костинга» можно составить производственную программу с учетом рентабельности каждого изделия и количества, потребляемых на единицу ресурсов таким образом, чтобы суммарная прибыль была максимальной.

 

 

Ценовая политика

С использованием системы «директ-костинг» появляется возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, устанавливать цены реализации более обоснованно, что особенно важно при снижении платежеспособного спроса или выхода предприятия на рынок с новыми видами продукции.

Например: предприятие ОАО «Сиерра» ежемесячно производит и продает амортизаторы в количестве 50 шт. Общие затраты предприятия составляют 50000 рублей, в том числе 20000 рублей - постоянные затраты. Отпускная цена изделия составляет 1400 рублей. Исследование рынка прогнозирует увеличение сбыта на 15% при снижении цены на 100 рублей. Требуется определить, насколько эффективно такое снижение цены.

Решение на основе данных о полных затратах

Общие затраты предприятия ОАО «Сиерра» на производство и реализацию одного амортизатора составляют 50000/50=1000 рублей.

Прибыль от всей производственной программы составит: при существующей цене: (1400-1000) х 50=20000 рублей; при планируемой цене: (1300-1000) х 50 х 1,15=17250 рублей.

Следовательно, при существующей цене предприятие ОАО «Сиерра» получает большую прибыль, и снижение цен нецелесообразно.

Решение на основе данных системы «директ-костинг»

Переменные затраты предприятия ОАО «Сиерра» на производство и реализацию одного амортизатора составляют (50000-20000)750=600 рублей.

Маржинальная прибыль от всей производственной программы составит:

- при существующей цене: (1400-600) х 50=40000 рублей;

- при планируемой цене: (1300-600) х 50 х 1,15=40250 рублей.

Тогда прибыль-нетто от всей производственной программы будет равна: при существующей цене: 40000-20000=20000 рублей; при планируемой цене: 40250—20000=20250 рублей.

Следовательно, снижение цены позволит увеличить прибыль.

Производственная кооперация

Система «директ-костинг» позволяет сделать мотивированный выбор: покупать или производить, что важно в связи с современными тенденциями к увеличению степени специализации и развитию производственной кооперации.

Например: предприятие ОАО «Сиерра» производит и продает двигатели внутреннего сгорания и традиционно собственными силами изготавливает все необходимые для них комплектующие и детали, в том числе и турбокомпрессор. Себестоимость данного узла выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2. Себестоимость узла

Наименование статьи затрат

Сумма, руб.

Прямые затраты на материал

Прямые затраты на заработную плату

Переменные накладные расходы

3000

2500

1500

Итого переменных затрат

Постоянные накладные расходы

7000

6500

Итого полная себестоимость единицы продукции

13500

Информация о работе Управленческий учет на предприятии