Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:56, реферат
Как сделать бизнес максимально эффективным - ответ на этот вопрос ищут как управляющие крупных сетевых проектов, так и владельцы небольших ресторанов. Важная часть эффективного бизнеса - управленческий учет. Ему и будет посвящена новая рубрика.
Управленческий учет на предприятии
Как сделать бизнес максимально эффективным - ответ на этот вопрос ищут как управляющие крупных сетевых проектов, так и владельцы небольших ресторанов. Важная часть эффективного бизнеса - управленческий учет. Ему и будет посвящена новая рубрика.
Управленческий учет - это часть бухгалтерского учета. В стандартных формулировках бизнес-школ бухгалтерский учет делится на три части: финансовый, стоимостной и управленческий учёт. Однако во времена плановой экономики бухгалтерский учет был сведен к работе бухгалтерии, представляющей отчеты о работе предприятия директору, а также в вышестоящие и налоговые органы. Сегодня большинство предпринимателей воспринимают бухгалтерский учет как "белую" составляющую учета, которая ведется исключительно для контролирующих и налоговых органов. При этом практически все предприниматели ведут "на коленке" свой "черный" учет, позволяющий им в определенной мере контролировать и оценивать финансовые и товарные потоки предприятия, рассчитывая их эффективность. Такая "двойная" форма учета на предприятии была приемлема на заре предпринимательской деятельности, когда основной целью бизнеса в подавляющем большинстве случаев считался положительный поток наличности в настоящий момент и чем больше, тем лучше. Однако это не дает дополнительных возможностей для развития бизнеса и контроля за ним.
Растущая конкуренция в индустрии питания заставляет управленцев задумываться о более тщательном анализе текущей деятельности предприятия, планировании бюджета, контроле затрат и дополнительном - за персоналом - все это с целью повышения эффективности бизнеса. Развивается рынок купли-продажи готового бизнеса, растет "текучесть" управленческих кадров, владельцы бизнеса предъявляют более жесткие требования к эффективности - во всех этих случаях необходима четкая, представленная в стандартной форме информация, на основе которой оперативно, без какой-либо дополнительной обработки можно было бы принять правильные управленческие решения. Именно этим целям служит управленческий учёт - методология и форма сбора, обработки, хранения и своевременного предоставления в "нужные руки" объективной, понятной и необходимой информации.
Какие задачи решает управленческий учет
На предприятии, принявшем
решение о введении управленческого
учета, строится иерархическая модель
информационных потоков. В ней жестко
прописываются центры ответственности
за занесение информации, права доступа
и возможности для обработки. Таким образом,
в информационном поле создается предельно
близкая к реалиям модель предприятия,
с помощью которой можно существенно упростить
процедуры оценки, контроля, учета финансовых
результатов и многое другое в реальном
бизнесе.
Основной целью учета как инструмента
для ведения бизнеса является создание
"общего языка" для специалистов
разных направлений и уровней, имеющих
отношение к работе предприятия. Из одного
информационного поля, данные в котором
собраны по единым законам, каждый получает
информацию, необходимую и понятную конкретно
ему. Хозяин видит синтетические данные
в виде краткого набора понятных цифр,
имея при этом возможность проследить
происхождение каждой из них на том уровне
аналитики, который ему необходим. Это
самый простой способ оценить эффективность
работы нанятых им управленцев. Для многих
владельцев бизнеса такого объема информации
о работе их предприятия более чем достаточно
- любые дополнительные цифры, представленные
им в отчетах, будут просто лишними. Менеджер
видит анализ и результаты работы всех
своих подразделений и сотрудников. На
основе этих показателей он может принимать
управленческие решения своего уровня
более осознанно и обоснованно. Товаровед
работает со складом значительно эффективнее.
При этом все они могут общаться по работе
каждого из них, употребляя общие термины
и понятия, не вызывающие разночтений
и недопонимания.
Перечисление практических задач, решаемых постановкой учета, может быть долгим, поскольку учет отражает все процессы, протекающие на предприятии и открывает множество возможностей: от предоставления финансовых отчетов в виде лаконичных и, самое главное, понятных пользователю наборов данных, а не в виде бесконечных "простыней" с десятками неясных и ненужных цифр (при этом формат отчетности должен быть своим для каждого уровня ответственности) до сбора и обработки информации об эффективности работы кадрового состава предприятия в понятном как для руководства, так и для сотрудников виде (наличие такого материала поможет существенно упростить схемы мотивации и повышения результативности персонала). Постановка и внедрение учета позволит участвовать во всех бизнесс-процессах, опираясь на более глубокое понимание реальности.
Единые стандарты управленческого учёта
Решение описанных
задач вполне возможно в рамках отдельных
предприятий. Многие крупные компании
и сети уже создали свои индивидуальные
системы учета или находятся
в процессе их создания. Однако для
эффективного развития индустрии питания
система управленческого учета
должна быть разработана с учетом
специфики отрасли, а также стандартизована
и унифицирована для
В первую очередь, это сделает управленческий
учет доступным для малых и средних предприятий,
не имеющих возможности разработать собственные
системы управленческого учета по причине
их высокой стоимости.
Во-вторых, на рынке труда появятся квалифицированные
специалисты, которые смогут работать
с системой учета на любом предприятии
индустрии питания. Увеличение числа сетевых
и холдинговых структур, растущая текучесть
кадров, более сложные задачи, которые
приходится решать с ростом рынка, - все
это указывает на необходимость создания
профессии управленца (менеджера), обладающего
глубокими знаниями в области управленческого
учета в индустрии общественного питания.
Именно стандартизованная система учета,
общая в своих основах для всех предприятий,
позволит организовать централизованное
обучение кадров для этой профессии в
государственных и коммерческих учебных
учреждениях, уже занимающихся подготовкой
специалистов для индустрии гостеприимства
и управления. Результатом станет упрощение
механизма функционирования рынка управленцев
как для работодателей, так и для самих
специалистов, увеличение количества
квалифицированных сотрудников на рынке
труда.
В третьих, это упростит процедуру покупки-продажи
бизнеса и общение с кредитными структурами,
сделает индустрию питания более привлекательной
для потенциальных инвесторов. Развитие
бизнеса требует привлечения все больших
объемов стороннего капитала в отрасль.
К сожалению, низкий на сегодня уровень
формализации индустрии питания не позволяет
финансовым структурам активно оперировать
на этом рынке. Банки и инвестиционные
институты попросту боятся связываться
с предприятиями, где даже хозяин не всегда
в курсе того, что же на самом деле там
происходит. Стандартизация процессов
сбора информации в состоянии решить эту
проблему.
Что будем делать
Для малых и средних
структур (а это подавляющее
Делаются первые шаги по созданию единой системы учета для индустрии питания. И в этой рубрике мы будем рассматривать самые интересные, актуальные темы. Но для нас очень важна обратная связь, поэтому ждем ваших сообщений о том, какие стороны учета являются для вас самыми важными.
Михаил
Зрелов
Управляющий ресторанами "Красная площадь
и "Старый город",
координатор экспертного совета по управленческому
учету ФРиО,
Специально для журнала "Трюфель"