Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:59, реферат
Наименование «директ-костинг», или «директ-кост» (direct costing), введенное в 1936 году Харрисом, это не что иное, как система «учета прямых затрат». Оно не отражает в полной мере сущности системы, ведь главное в ней – организация раздельного учета постоянных и переменных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления. Из-за этого систему учета переменных затрат часто называют Variable Costing – «учет переменных затрат».
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. Простой «директ-костинг»…..………………………………………………......4
2. Развитой «директ-костинг»….……………………………………………....…...8
3. Применение системы «директ-костинг» при примере предприятия ОАО «Сиерра»………………………………………………………………………..….....7
Заключение……………………………………………………………….…………13
Список использованной литературы……………………
В настоящее время предприятие ОАО «Сиерра» получило предложение от одного из поставщиков на поставку турбокомпрессоров по цене 10000 рублей за единицу. Требуется принять решение о покупке или продолжении собственного производства турбокомпрессоров.
Решение:
При первом рассмотрении данных, поскольку собственные затраты на производство данного узла выше, чем цена, предложенная поставщиком, представляется, что правильным будет решение о покупке детали на стороне. Но следует иметь в виду, что вне зависимости от того, какое из двух возможных решений примет предприятие, его постоянные накладные расходы останутся неизменными.
Поэтому фактор содержания в себестоимости детали планируемых на единицу продукции постоянных накладных расходов в размере 6500 рублей не должен учитываться при принятии решения, а сравниваться между собой должны 7000 и 10000 рублей, что заставляет склоняться в сторону собственного производства.
Однако на принятие окончательного решения может оказать влияние и тот факт, что если покупать этот узел на стороне, освобождающиеся при этом производственные мощности можно с прибылью использовать для других целей, что позволят покрыть эти постоянные накладные расходы.
Расширение производства
Система «директ-костинг» позволяет правильно оценить целесообразность размещения на предприятии дополнительного заказа, расширения производственной программы.
Например: предприятие ОАО «Сиерра» ежемесячно производит и продает детали подвески в количестве 200 шт.
Общие затраты на производство и реализацию продукции составляют (табл.3).
Таблица 3. Затраты на производство и реализацию продукции
Наименование затрат | Всего, руб. | На единицу, руб. |
Полные | 240000 | 1200 |
Из них: переменные постоянные | 180000 | 900 60000 |
Свободные мощности на предприятии ОАО «Сиерра» существуют, и в настоящий момент оценивается целесообразность выполнения дополнительного заказа в количестве 50 шт. Покупатель согласен приобрести эту партию (50 шт.) по цене 1000 рублей.
Решение на основе данных о полных затратах
Выручка от реализации дополнительной партии деталей подвески составит 50х 1000=50000 рублей.
При этом затраты по данной партии деталей подвески составят 50x1200=60000 руб.
Соответственно, в случае принятия ОАО «Сиерра» положительного решения о размещении дополнительного заказа предприятие получит убытки в размере 60000-50000=10000 рублей.
Решение на основе данных системы «директ-костинг»
Выручка от реализации дополнительной партии деталей подвески составит 50х 1000=50000 рублей.
При определении дополнительных затрат на заказ следует исходить из того, что величина постоянной составляющей общих затрат остается неизменной, а увеличение затрат будет происходить только за счет переменной составляющей.
Таким образом затраты по данной партии составят 50x900=45000 рублей.
Следовательно, дополнительная прибыль от выполнения заказа составит 50000-45000=5000 рублей, и его выполнение следует признать целесообразным.
Капитальные вложения
Наряду с другими методами инвестиционного анализа «директ-костинг» обеспечивает возможность принятия обоснованных решений о целесообразности инвестиций в новые основные фонды или новые виды продукции, а также позволяет сделать разумный выбор в пользу того или иного варианта капитальных вложений.
Например: администрация ОАО «Сиерра» решила приобрести новое оборудование. При этом имеются два альтернативных варианта приобретения оборудования. При выборе варианта 1 постоянные затраты за отчетный период составят 100000 рублей, при этом переменные затраты будут составлять 200 рублей на единицу продукции.
При выборе варианта 2 постоянные затраты за отчетный период будут равны 130000 рублей, при этом переменные затраты составят 160 рублей на единицу продукции. Необходимо выбрать оптимальный для предприятия ОАО «Сиерра» вариант.
Решение:
Общие затраты на производство продукции при выборе варианта 1 составят 200хХ+100000; при выборе варианта 2 - 160хХ+130000. Приравняем две эти функции с целью определения такого объема производства X, при котором выбор вариантов 1 или 2 не будет играть никакой роли для предприятия, то есть при котором общие издержки на производство продукции варианта 1 и варианта 2 будут равны:
- 200хХ+100000= 160хХ+130000
- 40хХ=30000
- Х=750 шт.
Таким образом, выбор варианта оборудования будет зависеть от предполагаемых объемов производства. Если предприятие ОАО «Сиерра» предполагает производить менее 750 шт. изделий за период, то выгоднее будет для приобретения оборудования выбрать вариант 1, так как в этом случае общие затраты на производство, им обусловленные, будут меньше, чем у варианта 2.
При объеме производства больше 750 шт. становится более выгодным для приобретения оборудования вариант 2.
Заключение
В настоящее время «директ-костинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных расходов, но и части переменных косвенных затрат. Главной особенностью «директ-костинг» является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичность списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов.
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
- простой «директ-костинг», при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты
- развитой «директ-костинг», при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Простой «директ-костинг» основан на использовании в учете данных только о переменных затратах. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции.
Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия). Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений. В свою очередь, в системе простого «Директ-костинга» существует два подхода к формированию маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта: одноступенчатый (французский) и двухступенчатый (американский).
В модели развитого «директ-костинга» сохраняются все преимущества простого «директ-костинга», поскольку основой такой системы также является определение маржинальной прибыли изделий.
Основное отличие данной системы от предыдущей заключается в том, что здесь учитывается специфический характер прямых постоянных затрат.
Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
«Директ-костинг» позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
При системе «директ-костинг» схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.
«Директ-костинг» позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, т.к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка.
Информация, получаемая в системе, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен. В условиях рыночной экономики «директ-костинг» дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рыка сбыта.
Список использованной литературы
1. Антонова О.Д. Организация управленческого учета по системе «директ-костинг». - М.: РИЦ, 2007.
2. Борисов М.А. Учет затрат на производстве: система «директ-костинг». - М.: Новость, 2006.
3. Голикова Ю.Б. Управленческий учет: вопросы методологии и использования компьютерных информационных систем. – М.: Глобус, 2008.
4. Макальская Ю.Э. Учет на предприятии. - М.: Наука, 2006.
5. Николаева С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике. – М.: Вершина, 2008.
6. Сафаров А.В. Введение в управленческий учет. - М.: Ось, 2007.
7. Шишкова Т.В. Основы управленческого учета. - М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2006.