Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа
Корпоративное управление включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Следовательно, разработка мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления является одной из наиболее важных задач современного менеджмента. Под организацией как объект управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации подобно единому целому. Объект управления определяется также как форма разделения и кооперации управ
Введение
1. Краткая характеристика организации
- миссия и основные цели организации
- характеристика ресурсов
- анализ факторов внутренней и внешней среды.
2. Структура управления организацией
- позиция основных видов продукции на рынке. Матрица БКГ
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
Заключение
Список используемой литературы
Газпром обладает эксклюзивными правами на экспорт газа, ему принадлежит огромная газотранспортная инфраструктура России, на его долю приходится 87% общей добычи газа в стране. Срок обеспеченности добычи Газпрома доказанными запасами составляет примерно 30 лет, он длиннее, чем у большинства конкурентов. Ожидается, что Газпром сохранит контроль над российским рынком газа и над конкурентами, так как, во-первых, в этом заинтересовано правительство, во-вторых, компания владеет сетью основных магистральных газопроводов.
Ситуация на внешнем рынке
иная. Как известно, с 1998 года в ЕС
проводится либерализация газового
рынка, направленная на усиление конкуренции,
обеспечение надежности поставок, формирование
единого рынка газа в Европе и
снижение цен для конечных потребителей.
Однако до сих пор данная реформа
не принесла ожидаемых результатов.
Цены на газ продолжают расти, доступ
к хранилищам природного газа для
независимых операторов осложнен, трансграничные
продажи газа ограничены, информационное
обеспечение участников рынка не
устраивает. В результате, в условиях
ослабления европейских национальных
газовых монополий, Газпром получает
хорошие возможности для
Несмотря на лидирующие позиции Газпрома среди европейских газовых компаний, организация имеет серьезных конкурентов в лице других стран. Это связано с увеличением доли в энергетическом балансе нефти и газа Северной Африки (Алжира, Ливии, Египта), а также государств Каспийского региона, Центральной и Средней Азии и Ближнего Востока. Ожидаемое в ближайшие 5 лет осуществление ряда трубопроводных проектов призвано ограничить влияние России. В свою очередь Китай осуществит ряд проектов, также снижающих его зависимость от российских углеводородов: нефте- и газопроводы из Казахстана, газопровод из Туркмении. Кроме того, будут расширены поставки в Китай нефти из Южной Америки, а также СПГ из Ирана.
Существует ряд проблем,
связанных с выходом Газпрома
на внешний рынок. Среди них такие,
как: проблема модернизации действующей
системы магистральных
В этой связи в качестве первоочередных мер по изменению сложившейся ситуации можно выделить: рост внимания, как на государственном уровне, так и со стороны крупнейших нефтегазовых компаний к внутреннему сектору газо- и нефтедобычи; стимулирование инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений; инвестирование в национальные добывающие проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, Сахалине, северном шельфе и т.п.; сохранение и расширение присутствия российских компаний в ТЭКе Ирака, Ирана, других государств региона; особое внимание необходимо уделить проектам по производству СПГ как наиболее перспективным с точки зрения будущего мирового ТЭКа; повышение технологической безопасности и эффективности работы энерготранспортных сетей; расширение поставок углеводородов на рынки в Европе за счет строительства дополнительных энерготранспортных магистралей (в Северную, Южную Европу и на Балканы) и закрепление на азиатско-тихоокеанском рынке; для российских нефтегазовых компаний необходимо использовать благоприятную внешнюю конъюнктуру для реконструкции производственных мощностей с применением современных технологий, и для развития сети сбыта, что позволит снизить себестоимость производства и предложить на внешние рынки более конкурентоспособный продукт.
Тем не менее, какими бы ни были существующие барьеры, Газпром с каждым годом улучшает положение на мировом энергетическом рынке, делает упор на серьезное усиление своих конкурентных позиций на европейском и мировом рынках углеводородного сырья, что позволяет уверенно говорить о нашей стране, как об одном из лидеров мировой энергетики.
Таким образом, интересы, приоритеты и ожидания акционеров связаны со следующими показателями:
реализация прав акционеров;
дивиденды, их размер;
как отразятся решения, принимаемые руководством «Газпрома», на его дальнейшем развитии;
важность долгосрочного роста стоимости акционерного капитала Общества;
совершенствование системы корпоративного управления и повышению прозрачности компании;
рост рыночной капитализации ОАО «Газпром»;
снижения издержек компании;
размещений облигаций;
снижение стоимости
улучшение структуры долгового портфеля;
повышению эффективности работы Общества как вертикально интегрированной компании и оптимизации структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних организаций;
внедрение новых технологий;
повышение экономической эффективности экспорта;
необходимость расширения минерально-сырьевой базы Общества;
сохранение социальной защищенности работников в процессе проводимых структурных изменений;
приведение акций Общества к единой системе обращения;
определение условий доступа независимых производителей к «трубе» таким образом, чтобы стимулировать привлечение их средств для развития газотранспортных мощностей.
Таблица: «Сущность и пути совершенствования»
Потенциальные внутренние сильные стороны |
Потенциальные внутренние слабые стороны |
|
1. Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства) |
1. Необходимость развития сбытовой сети |
|
2. Большие запасы газа на территории России |
2. Необходимость инвестировать
серьезные средства в |
|
3. Диверсификация маршрутов
и повышение надежности |
3. Недостаточное финансирование
проектов, направленных на |
|
4. Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы |
4. Отставание темпов роста
добычи от темпов роста |
|
5. Лидирующее место по
темпу роста рыночной |
5. Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене |
|
6. Большие затраты на
НИОКР; 95 % используемых технологий
соответствуют современным |
6. Проблема модернизации
действующей системы |
|
7. Развитие производства
и морской транспортировки |
7. Невозможность обеспечения
растущего с каждым годом |
|
8. Соблюдение всех требований
Конвенций Международной |
8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
|
9. Лучшие рекламные компании,
спонсорская и |
9. Большие затраты на
рекламу, спонсорство и |
|
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов |
10. Другое |
|
11. суммарная экономия
топливно-энергетических |
||
12. Другое |
||
Потенциальные внешние возможности организации |
Потенциальные внешние угрозы |
|
1. Сохранение достигнутых
позиций на европейском |
1. Проводимая на государственном
уровне политика по |
|
2. Географическая диверсификация
(выход на рынки Северной |
2. Сохранение транзитных рисков |
|
3. Газовые ресурсы Центральной
Азии дают возможность выхода
на новые рынки сбыта при
сохранении надежности |
3. Ставка на закупки
среднеазиатского газа вместо
инвестиций в добывающие |
|
4. Признанный лидер рынка |
4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
|
5. Возможности расширения ассортимента продукции |
5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти |
|
6. Контроль над всеми конкурентами внутри России |
6. Организация имеет серьезных
конкурентов в лице стран, |
|
7. Независимость в выборе поставщика газа |
7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
|
8. Лидирующее место в сфере распределения газа |
8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
|
9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах |
9. Снижение уровня |
|
10. Заинтересованность |
10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами |
|
11. Отсутствие политического
элемента в газовом |
11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
|
12. Вертикально интегрированная компания |
12. Другое |
|
13. Другое |
||
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Структура управления организацией относится к факторам внутренней среды и зависит от выбранной стратегии.
Газпром относится к вертикально интегрированной компании, которая предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия.
Данный тип организационной структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта - от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии.
ОАО «Газпром» уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности работы Общества. Основные задачи первого этапа реформы выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования.
Суть второго этапа
реформирования заключается в повышении
эффективности работы компании, объединяющей
все циклы: разведку, добычу, транспортировку,
переработку, хранение и сбыт. Важнейшая
задача - оптимизация структуры
Указанные этапы реформирования способствуют эффективному достижению целей организации, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Они направлены также на устранение недостатков существующей в Газпроме структуры управления. Одним из таких недостатков является наличие избыточных структурных и штатных единиц, которые дублируют функции друг друга и выполняют часть функций дочерних обществ, что ведет к снижению эффективности управления в быстрорастущей компании и излишним управленческим затратам.
Эффективность структуры
ЭО.С.У. = ПР/ЗУ,
где ЭО.С.У. - эффективность организационной структуры управления, руб./руб.; ПР - прибыль от реализации продукции, услуг, тыс.руб.; ЗУ - затраты на управление организацией, тыс. руб.
2006 год: ЭО.С.У. = 1 040 534 981/17 856 671 = 58,27 руб./руб.
2007 год: ЭО.С.У. = 1 051 198 416/23 678 150 = 44,39 руб./руб.
ЭО.С.У. = NУ/NСР.СП.,
где NУ - численность управленческого персонала, чел.; NСР.СП. - среднесписочная численность трудящихся, чел.
2006 год: ЭО.С.У. = 528/5678 = 0,09299 чел./чел.
2007 год: ЭО.С.У. = 536/5768 = 0,09293 чел./чел.
Вывод:
Снижение показателя эффективности структуры на 24 % скорее связано с увеличением затрат на управление организацией, поскольку темп роста управленческих затрат опережает темпы роста прибыли от реализации - прибыль увеличилась на 1 %, а управленческие расходы на 33 %. При этом изменение доли управленческого персонала на 1 трудящегося незначительно.
В системе управления корпорацией особое место принадлежит управляющим и иным должностным лицам.
К управляющим относятся не только члены правления, но и те лица, которые руководят структурными подразделениями, ведут отдельные участки работы, отвечают за определенный круг вопросов, имея дело с людьми, но в число членов правления не входят. Короче говоря, слой управляющих в корпорации гораздо шире, чем принято обычно считать: это работники, осуществляющие управленческие, распорядительные функции, наделенные правом самостоятельного решения вопросов в пределах предоставленных им полномочий и имеющие определенную власть над своими подчиненными, т.е. возможность воздействовать на них в нужном направлении.
Список литературы:
1. Андронов В.В. Сущность корпоративного управления. М.: Российская академия предпринимательства, 2003. С. 7; Рогачева И.А., Романов В.А., Тарасенко А.В. Указ. соч. С. 171.
2. Вагин С.А. Тенденции развития корпоративного управления в мировой экономике. СПб.: Изд-во СПб, ГУЭФ, 2005. С. 8.
Интернет-источники:
www.aup.ru.
www.gazprom.ru
Информация о работе Совершенствование системы корпоративного управления на примере ОАО «Газпром