Совершенствование системы корпоративного управления на примере ОАО «Газпром

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Корпоративное управление включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Следовательно, разработка мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления является одной из наиболее важных задач современного менеджмента. Под организацией как объект управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации подобно единому целому. Объект управления определяется также как форма разделения и кооперации управ

Оглавление

Введение
1. Краткая характеристика организации
- миссия и основные цели организации
- характеристика ресурсов
- анализ факторов внутренней и внешней среды.
2. Структура управления организацией
- позиция основных видов продукции на рынке. Матрица БКГ
3. Рекомендации по совершенствованию системы управления
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗПРОМ.docx

— 64.43 Кб (Скачать)

В этой связи Компания стремится  обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Газпром неуклонно  следует принципам социальной ответственности, которыми являются: газификация регионов страны, создание новых рабочих мест, реализация социальных программ для  персонала, спонсорство и благотворительность, проведение экологических и образовательных акций, уплата налогов и др.

- характеристика ресурсов

Ресурсы необходимы предприятию  для достижения стратегических и  тактических целей организации. К основным ресурсам относятся люди (человеческие ресурсы), основные и  оборотные средства, капитал, технологии и информации. Организация зависима от внешней среды в отношении  своих ресурсов.

Человеческие  ресурсы

Политика управления человеческими  ресурсами Группы Газпром направлена на создание эффективного механизма  управления персоналом на основе социального  партнерства в целях обеспечения  основной деятельности Группы, а также  повышения конкурентоспособности  организации.

В 2007 г. среднесписочная численность  работников Группы достигла 436,1 тыс. человек. При этом среднесписочная численность  работников основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2007 г. составила 224,8 тыс. человек, Газпром нефти - 44,4 тыс. человек, Сибур Холдинга - 81,2 тыс. человек.

При этом структура персонала  основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа в 2007 году выглядит следующим образом:

Руководители - 9,3 %;

Специалисты - 22,2 %;

Рабочие - 63,1 %;

Прочие служащие - 5,4 %.

Система непрерывного фирменного профессионального образования  персонала, которую проводит Газпром, способствует повышению эффективности  выполнения производственных задач  трудовыми коллективами. Обучение руководителей  и специалистов проводится на базе 18 образовательных учреждений, обучение рабочих - в образовательных подразделениях по подготовке кадров, действующих  в составе 22 основных газодобывающих и газотранспортных обществ.

В 2007 г. социально-трудовые отношения  между работниками и работодателями регулировались Генеральным коллективным договором ОАО «Газпром», его  дочерних обществ и организаций  на 2007-2009 гг. и коллективными договорами дочерних обществ и организаций. Генеральный коллективный договор  затрагивает интересы 266,6 тыс. работников. Обязательства сторон, принятые в  соответствии Генеральным коллективным договором по социальным гарантиям  и заработной плате, медицинскому страхованию, охране труда и здоровья, повышению квалификации, в 2007 г. выполнены.

Основные  средства

К основным средствам относятся  активы, соответствующие требованиям  Положения по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного  приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. №26н. В состав основных средств включаются объекты недвижимости (земельные участки и объекты природопользования здания, сооружения, машины и оборудование), принятые к учету в установленном порядке с момента ввода их в эксплуатацию и передачи документов на государственную регистрацию прав собственности на них.

На балансе обществ Группы в составе основных средств, в том числе, учитываются объекты социальной сферы государственной. Указанные объекты были получены обществами Группы в процессе приватизации предприятий единой системы газоснабжения и активов государственного газового концерна «Газпром» без перехода права собственности, и в соответствии с действовавшим в то время порядком приняты к бухгалтерскому учету с формированием фонда средств социальной сферы в сумме остаточной стоимости этих объектов. При преобразовании дочерних предприятий в дочерние общества Группы данные объекты вместе с соответствующим фондом средств социальной сферы были переданы на баланс обществ Группы. По мере передачи этих объектов муниципальным органам (и ином выбытии) их остаточная стоимость относится в уменьшение указанного фонда, приведенного по статье «Фонд социальной сферы государственной» сводного бухгалтерского баланса. Отражение объектов социальной сферы государственной в составе основных средств Группы является отступлением от действующих правил, однако, по мнению руководства ОАО «Газпром», данный порядок обеспечивает достоверное отражение имущественного состояния Группы, поскольку данные объекты фактически используются по функциональному назначению и Группа несет ответственность за их содержание и сохранность.

 

Сроки полезного  использования (число лет) объектов, принятых на баланс:

до 1 января 2002 г. с 1 января 2002 г.

Магистральные трубопроводы 33 25

Скважины 12-15 7-15

Машины и оборудование 0-18 5-25

Здания и дороги 8-100 10-50

Объекты социальной сферы 5-50 5-50

Амортизация по всем группам  основных средств начисляется линейным способом.

Амортизация не начисляется  по:

земельным участкам;

объектам, находящимся на консервации сроком более 3 месяцев;

объектам социальной сферы  государственной;

полностью cамортизированным объектам, не списанным с баланса;

В сводной бухгалтерской  отчетности основные средства отражены по восстановительной стоимости  за минусом сумм амортизации, накопленной  за все время их эксплуатации. Основные средства, по которым переоценка не проводилась, отражены по первоначальной стоимости, за минусом сумм амортизации, накопленной за все время их эксплуатации.

Виды оборотных  средств организации:

запасы (сырье, материалы  и другие аналогичные ценности, животные на выращивании и откорме, затраты  в незавершенном производстве, готовая  продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих  периодов);

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  более чем через 12 месяцев после  отчетной даты);

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев после отчетной даты);

краткосрочные финансовые вложения (займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев);

денежные средства;

прочие денежные средства;

прочие оборотные активы.

Основные топливо-энергетические ресурсы, используемые предприятием:

природный газ;

электроэнергия;

тепловая энергия.

Реализация мероприятий  в соответствии с Программой энергосбережения в ОАО «Газпром» на период 2007-2010 гг., позволила достичь в отчетном году суммарной экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) дочерними обществами ОАО «Газпром», включенными в Программу, в объеме 3,6 млн т у. т. (при плане 2,4 млн т у. т.).

По энергоносителям основная доля энергосбережения (свыше 96 %) приходится на природный газ; на экономию электроэнергии - 2,4 %; на тепловую энергию - 0,7 %.

Основная доля сэкономленных ТЭР приходится на магистральный транспорт (84,6 %) и добычу газа, газового конденсата и нефти (13,5 %).

Существующие  источники привлечения капитала:

Выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов;

Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений;

Полученные дивиденды;

Полученные проценты;

Поступления от займов и  кредитов, предоставленных другим организациям;

Погашение ценных бумаг и  иных финансовых вложений.

Проанализировав эффективность  использования ресурсов, можно подвести следующие итоги:

  1. за текущий год на 22% увеличилась себестоимость реализованной продукции, что противоречит проводимой организацией политики оптимизации затрат;
  2. достаточно низкие показатели выручки и прибыли от реализованной продукции, а также фондоотдачи ОПФ;
  3. увеличение среднегодовой стоимости ОПФ может быть вызвано двумя основным причинам: переоценка основных фондов и введение в производство нового оборудования;
  4. за текущий период наблюдается увеличение производительности труда на 7% и среднегодовой суммы капитала на 15%, что имеет немаловажное значение для достижения организацией своих стратегических и тактических целей;
  5. по сравнению с предыдущим годом в 2007 году снизились коэффициенты оборачиваемости капитала и оборотных средств, что показывает ускорение оборачиваемости каждого рубля, вложенного в капитал или оборотные фонды;
  6. снижение производительности организации как системы на 11% и как следствие снижение рентабельности свидетельствует о наличии двух главных причин: неэффективность проведения финансовой политики в 2007 году и негативное влияние внешних факторов на деятельность ОАО «Газпром».

- анализ факторов внутренней и внешней среды. swot-анализ

К факторам внутренней среды  относят: цели, задачи, технологию, структуру  и персонал. Обследование внутренней среды будет рассмотрено на следующих  функциональных областях: маркетинг, финансы, производство (операции), персонал, организационная  структура.

Анализ функций  маркетинга

Основной целью маркетинга Группы Газпром является повышение  реализации продукции не только на внутреннем рынке, но и на международных  рынках Дальнего зарубежья, СНГ и  Балтии.

По следующим  направлениям в 2007 году реализовано:

Россия - 307,0 млрд. мгаза;

Дальнее зарубежье - 168,5 млрд. мгаза;

СНГ и Балтия - 100,9 млрд. мгаза.

Общий объем продаж газа Газпромом в 2007 г. составил 576,4 млрд. м3.

Позиция Газпрома во взаимодействии с государственными органами в области  выработки стратегии развития российского  газового рынка заключается в  сокращении регулируемого и соответствующем  расширении нерегулируемого секторов с формированием трехсекторной  структуры оптового рынка.

Приоритетами стратегии  развития внутреннего рынка газа являются:

- переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на услуги по его транспортировке при сохранении государственного регулирования цен в секторе поставок газа населению;

- формирование сектора  торговли газом по договорным  ценам, определяемым с использованием  формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);

- расширение электронной  и организация биржевой торговли  газом.

В 2007 г. реализовано 7,04 млрд. м3 газа, из которых 2,78 млрд. мгаза независимых производителей и 4,26 млрд. мгаза Газпрома.

В Российской Федерации Газпром  занимает лидирующее место в сфере  распределения газа.

В собственности и обслуживании дочерних газораспределительных организаций (ГРО) Группы находится 527,7 тыс. км распределительных  газопроводов, в собственности и  обслуживании зависимых ГРО - 16,9 тыс. км. Дочерние ГРО Группы обеспечивают транспортировку по распределительным  газопроводам 206,9 млрд. мприродного газа в год, зависимые - 14,7 млрд. м3.

Газификация новых областей гарантирует выполнение задач по обеспечению надежности поставок российским потребителям и в условиях либерализации  газового рынка предоставляет конкурентные преимущества Газпрому.

Маркетинговая стратегия  ОАО «Газпром» на внешних рынках предусматривает развитие по следующим ключевым направлениям:

сохранение достигнутых  позиций на европейском газовом  рынке;

диверсификация маршрутов  и повышение надежности поставок газа в Европу;

повышение эффективности  сбыта газа путем выхода на конечного  потребителя и участия в сегменте производства электроэнергии;

географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки  и стран АТР);

выход в новые сегменты энергетического бизнеса, включая  СПГ, разрешения на выброс СО2 и электроэнергетику.

На европейском рынке  основными целями Газпрома является сохранение лидирующих позиций, обеспечение  надежного газоснабжения, а также  получение доступа к конечным потребителям.

Достижение этих целей  планируется посредством развития отношений с традиционными покупателями на основе долгосрочных контрактов, использования  новых форм торговли на основе краткосрочных  и среднесрочных продаж, а также  разменных операций и разовых  сделок. С целью укрепления позиций на европейском рынке природного газа, повышения надежности и гибкости поставок Газпром намерен во всё большей степени использовать мощности подземного хранения газа в Европе и расширять участие в акционерном капитале компаний, специализирующихся на продажах газа, а также электроэнергии конечным потребителям.

- сохранение доминирующей  позиции российского газа в  энергетике стран СНГ и Балтии;

- корректировка действующих  соглашений с целью перехода  на контрактные условия и ценовые  механизмы, аналогичные действующим в европейских странах.

«Газпром» стремится к  осуществлению постепенного перехода на экономически обоснованные ценовые  уровни со странами региона и увеличению доступа к конечным потребителям путем участия в приватизации энергетических объектов. Это позволит минимизировать транзитные риски Группы.

С целью обеспечения возможности  маневра при определении этапов освоения месторождений в новых  газодобывающих регионах на территории России Газпром стремится развивать  сотрудничество в сфере освоения запасов газа, модернизации и развития ГТС в центрально-азиатских странах. Газовые ресурсы Центральной  Азии дают возможность выхода на новые  рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям.

Информация о работе Совершенствование системы корпоративного управления на примере ОАО «Газпром