Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение анализа производства и реализации продукции птицеводства, в частности яйца, и поиск резервов увеличения объемов производства и реализации яйца на ОАО «Глубокская птицефабрика».

Объект исследования в курсовой работе – ОАО «Глубокская птицефабрика».

Предмет исследования – анализ производства продукции птицеводства на ОАО «Глубокская птицефабрика».

Задачи, вытекающие из поставленной цели курсовой работы:

1. Осветить теоретический базис анализа производственной программы;

2. Проанализировать динамику и выполнение плана, производства и реализации яйца;

3. Провести анализ ассортимента и качества яйца;

4. Выявить резервы увеличения объемов производства и реализации яйца.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава1. Теоретический базис анализа производственной программы…..7

1.1.Роль масштабов деятельности в повышении ее эффективности………7

1.2.Значение и задачи анализа в выявлении резервов увеличения производства и реализации продукции……………………………………..8

Глава2. Анализ производства и реализации продукции………………….10

2.1.Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………………………..10

2.2.Анализ ассортиментной и структурной политики предприятия…….12

2.3.Анализ рынков сбыта продукции………………………………………13

2.4.Анализ качества продукции…………………………………………….15

Глава3. Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции…………………………………………………………………….17

3.1.Понятие резервов и основные направления их поиска……………….18

3.2.Резервы увеличения объема производства продукции на анализируемом предприятии………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………23

Список использованных источников……………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая АХД.docx

— 81.61 Кб (Скачать)

; 

      Анализ  реализации яиц  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. При анализе реализации продукции птицеводства особое внимание уделяется выполнению обязательств по госзаказу и экспорту продукции.

      Анализ  выполнения договорных обязательств можно  проследить на примере реализации яйца на ОАО «Глубокская птицефабрика» (табл. 3). У птицефабрики заключены договора на поставку яйца РО «Белптицепром», с Глубокским Продторгом, ИП Корнейчик А.М., с Глубокской потребкооперацией, Браславским Горпо, со многими частными индивидуальными предпринимателями. На данный момент существующие договорные обязательства соблюдаются с обеих сторон.   

Таблица 3 –  Информация о реализации яиц по потребителям за 2009 год

На  ОАО «Глубокская  птицефабрика»

№ п/п Наименование ИТОГО Витебская область Минская область За  пределы РБ Коммерческие

структуры

  План  продажи 46000 24800 5000 11200 5000
  Реализовано всего 50269 20688 4273 22644 2664
  - % к общей продаже 100 41,2 8,5 45,0 5,3
  -в  розничную торговлю  всего 18014 15714 2300    
  - % 35,8 31,3      
  -в  т.ч. фирменная 9805 7505 2300    
  -в  % 19,5 19,5      
  Управлению  прод. рынка 1564 1564      
  -в  % 3,1 3,1      
  Потребкооперации 4535 4535      
  -в  % 9,0 9,0      
  Спецпотребителям 684 684      
  -в  % 1,4 1,4      
  Промышленную  переработку 1531 1531      
  -в  % 3,0 3,0      
  РО«Белптицепром» 896 896      
  -в  % 1,8 1,8      
  Прочая  реализация 1863 1863      
  -в  % 3,7 3,7      
  Остаток на конец месяца 272        
             

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Как видно из данных таблицы3,  план продажи яйца в целом перевыполняется на 9,3 %. Наибольший удельный вес в структуре реализации данной продукции занимает реализация в розничную торговлю (35,8 % от объема общей реализации). Если рассматривать этот показатель в разрезе регионов нашей страны и за рубеж, то из таблицы видно, что больше всего реализуется яйца за пределы Республики Беларусь (45,0%), на втором месте реализация по Витебской области (41,2%). 

2.2. Анализ ассортиментной и структурной политики ОАО «Глубокская птицефабрика» 

      Большое влияние на результаты хозяйственной  деятельности ОАО «Глубокская птицефабрика» оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции птицеводства. При формировании ассортимента и структуры производства яйца предприятие учитывает, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, технических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента на данном предприятии включает следующие моменты:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • оценка уровня конкурентоспособности произведенного яйца;
  • оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции, в данном случае яиц. ПРИЛОЖЕНИЕ В

      Для определения текущих и перспективных потребной покупателей яиц экономической службой птицефабрики разрабатываются ежегодно бизнес-планы, которые впоследствии на протяжении года анализируются и корректируются.

     Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (яйца) на ОАО «Глубокская птицефабрика» заключается в разработке конкурентоспособных цен на реализуемую или планируемую к реализации продукцию, постоянное улучшение качества яйца  и немаловажное значение в этом вопросе занимает реклама продукции. Этими вопросами на предприятии занимаются экономическая служба птицефабрики и маркетолог.

     Оценку экономической эффективности рассмотрим на примере ПриложенияВ «Информация об экономической эффективности реализации яиц за 2008 год по ОАО «Глубокская птицефабрика».

      Хотелось бы отметить, что производство и реализация яйца носит сезонный  характер. Как видим из данных таблицы, производство яиц увеличивается в летнее время до 5,523 млн. штук и снижается уже начиная с сентября месяца до 5,028 млн. штук. Средняя цена реализации, в июле составляющая 108,708 тыс. руб.,  наоборот,  со снижением производства яиц возрастает в сентябре до 160,504 тыс. рублей.

     На основании данных таблицы, можно отметить, что наряду с уменьшением производственной себестоимости 1000 яиц к сентябрю, реализация яиц становиться прибыльной  (сентябрь 2008 года -  прибыль составила 32,0 млн. рублей), тогда как, еще в июле месяце того же года убыток от реализации составлял 110,0 млн. рублей.  Как видим из данных Приложения В, в ожидаемых за год показателях от реализации  яйца  планируется убыток в размере 131,0 млн. рублей, так как экономическая эффективность находится в это время года на самой нижней точке. [15, ст.90] 
 

2.3. Анализ рынков  сбыта яйца 

                  От рынков сбыта  зависят объем продаж, средний  уровень цен, выручка от реализации яйца, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику реализации яйца на рынках сбыта за последние 2—5 лет. 

Таблица4 – Анализ динамики рынков сбыта яйца на ОАО «Глубокская птицефабрика» за 2008-2009 годы

Показатели Внутренний  рынок Экспорт
2008 2009 2008 2009
Объем реализации продукции, т. шт. 21846 24961 874 22644
Цена  единицы продукции, тыс. руб. 166 183 180 186
Себестоимость единицы продукции тыс. руб. 152 163 155 158
Прибыль, тыс. руб. 239 451 233 380
Рентабельность  тыс. руб. 3,5 5,2 2,2 3,7

Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Из  таблицы 4 видно, что за последние два года спрос на яйцо и уровень его рентабельности начали падать.

      Основываясь на результатах анализа, выделяют четыре категории товаров:

 «звезды», которые приносят основную прибыль  предприятию и способствуют экономическому  росту;

«дойные коровы» — эти товары переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;

«трудные  дети» — это, как правило, новые  товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении  на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;

«мертвый  груз», или «неудачники», — нежизнеспособные товары, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли.

      Такая группировка продукции предприятия  позволит выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время  могут стать «звездами», на поддержку  достаточного количества «звезд», которые  призваны обеспечить долгую жизнь предприятия, и «дойных коров», способствующих финансированию «трудных детей».

            При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла  находится каждый товар на отдельных  сегментах рынка:

а)  нулевая  стадия — изучение и апробация  идеи разработки нового товара, а потом  и самого товара;

б)  первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение) — выяснение, будет ли товар иметь успех на рынке; прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства расходуются на рекламу;

в)  вторая стадия (рост и развитие продаж) —  товар начинает приносить прибыль, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;

г)   третья стадия (зрелость) — товар  имеет стабильный рынок, пользуется спросом и приносит регулярный доход, т.е. находится в самом прибыльном периоде, так как требует затрат не на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;

д)  четвертая  стадия (насыщение и спад) — вначале  незаметное, а затем резкое сокращение объема продаж по предсказуемым и  непредсказуемым причинам. Способность вовремя уловить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим требует определенного мастерства. Результаты анализа помогут руководству нашего предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры. [15, ст. 95]

      В процессе анализа, в данной работе, мы выявляем реальных и потенциальных конкурентов, проводим анализ показателей их деятельности, определяем сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволяет предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы. 

2.4. Анализ качества продукции 

      Важным  показателем деятельности ОАО «Глубокская птицефабрика» является качество продукции. Известно, что повышение качества продукции равнозначно увеличению ее количества. Яйца более высокого качества оплачиваются дороже, пользуются большим спросом, а повышение удельного веса их в общем производстве ведет к увеличению объема товарной продукции и улучшению финансовых результатов.

      При заключении договоров на реализацию продукции цены на яйцо устанавливаются в зависимости от качества.

      В договорах на реализацию яйца на ОАО «Глубокская птицефабрика» указывается, сколько будет продано яиц «Диета I категории».

      Качество  продукции не является величиной  постоянной. Оно зависит от ряда причин и прежде всего от уровня развития науки и техники, квалификации работников, организации и технологии производства, других условий.

      Удельный  вес продукции высокого качества в общем объеме производства является одним из важных показателей. Увеличение удельного веса высококачественной продукции свидетельствует об улучшении работы птицефабрики в целом. [6, ст. 246]

      В настоящее время в планах и годовых отчетах  ОАО «Глубокская птицефабрика» отсутствует информация о качестве реализованной продукции. Для наблюдения за показателями, характеризующими качество, в данной работе  использованы данные первичного учета. 

Таблица 5 – Информация по качеству проданного яйца на ОАО «Глубокская птицефабрика» за 2009 год.

Показатель 2008г 2009г 2009г в %
факт план факт 2008 г к плану
Диета высшей категории   260      
%   0,5      
Диета отборная 2040 2600 2824 138 109
% 4,1 5,0 5,6 137 112
Диета 1 категории 15778 28080 18652 118 66
% 31,4 54,0 37,1 118 69
Диета 2 категории 1643 1560 1285 78 82
% 3,3 3,0 2,6 78 85
Столовое  отборное 6603 1820 1667 25 92
% 13,1 3,5 3,3 25 95
Столовое 1 категории 20219 9880 17875 88 181
% 40,2 19,0 35,6 89 187
Столовое 2 категории 2144 5200 5165 241 99
% 4,3 10,0 10,3 239 103
Мелкое 901 1040 997 111 96
% 1,8 2,0 2,0 110 99

Информация о работе Резервы увеличения объемов производства и реализации продукции