Развитие основных организационно-правовых форм предприятий на рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В каждой стране свои организационно-правовые формы ведения бизнеса. В каждой стране они жестко закреплены и их список конечный.
а) Функции организационно-правовой формы:
1. определяет и закрепляет статус предпринимателя;
2. закрепляет определенное организационно-правовое единство фирмы (органы управления фирмы, границы их правоспособности);

Файлы: 1 файл

Раздел 1.docx

— 239.84 Кб (Скачать)

 

                                                           Раздел 1

Вопрос 1. Развитие основных организационно-правовых    форм предприятий на рынке товаров  и услуг.

В каждой стране свои организационно-правовые формы  ведения бизнеса. В каждой стране они жестко закреплены и их список конечный.     

 а) Функции организационно-правовой формы:

  1. определяет и закрепляет статус предпринимателя;
  2. закрепляет определенное организационно-правовое единство фирмы (органы управления фирмы, границы их правоспособности);
  3. снижает риск трансакционных издержек (механизм формирования имущества и механизм имущественной ответственности); является механизмом контроля со стороны государства и инструментом воздействия.
   

 

    Организационно-правовая форма закрепляет определенный вид  предпринимателя :     

По формам собственности выделяют:     

a) Индивидуальное и коллективное предпринимательство

  • К индивидуальным предпринимателям относятся семейные фирмы, самозанятые, собственники - предприниматели. Наблюдается тенденция к их сокращению. Сфера их деятельности - преимущественно те секторы экономики, где не требуется значительного капитала (обслуживание, мелкая и средняя торговля, промышленное или сельскохозяйственное производство и т. д.).
  • Коллективные предприниматели - это разного рода объединения предпринимателей. Большинство крупных фирм - это коллективные формы предпринимательства. Эти формы облегчают объединение ресурсов, рассредоточивают риск ведения предпринимательской деятельности. В то же время они создают дополнительную необходимость регулирования отношений внутри фирмы..

 
    б) Частное или публичное предпринимательство

  • Изменялась роль государства в хозяйственном обороте. Исторически частное предпринимательство все больше уравнивалось в правах с публичным. До середины 20 века публичное предпринимательство было представлено преимущественно казенными предприятиями (иерархическая система публичных отношений). Сейчас оно активно представлено в форме государственных и смешанных компаний.

 

    По субъектам предпринимательской деятельности в качестве предпринимателя выступает физическое или юридическое лицо.     

Физическое лицо - Предпринимателем - участником хозяйственного оборота является человек. Он пользуется правами предпринимателя, но и принимает на себя весь риск ведения предпринимательской деятельности.     

Юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Предприятие отделяется от своих владельцев и становится самостоятельным субъектом хозяйственных отношений (с одной стороны, создаются возможности для расширения круга собственников, но трудно определить их реальный круг; облегчается уход от налогов с помощью договоров). Часть имущества учредителей закрепляется за организацией и выбывает из состава имущества учредителей. Но одновременно уменьшается риск их возможных потерь от участия в обороте. Создается институт ограниченной имущественной ответственности. Такая конструкция характерна для высокоразвитого оборота.     

Историческая тенденция

  1. Oт физических лиц к юридическим.
  2. Снижение или ограничение правоспособности (Учредителей, сфер деятельности, где можно создавать юридические лица, ограничение целями деятельности, закрепленными в уставе).  
        Такие ограничения вызваны тем, что сами юридические лица обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями. К примеру, во Франции ассоциации не вправе приобретать имущество в порядке дарения и завещания и могут иметь лишь такое недвижимое имущество, которое необходимо для осуществления указанных в уставе целей.  
        Тенденция по легализации общей правоспособности юридических лиц. проявилась наиболее полно в Швейцарии. Согласно ст.51 Гражданского кодекса "юридические лица могут приобретать все права и принимать любое обязательство, за исключением тех, для возникновения которых необходимой предпосылкой являются такие свойства человека, как пол, возраст или родство".
  3. Первоначально существовали ограничения на число участников. До начала 20 века юридические лица на момент создания выступали как коллективные образования , ибо законодательство предусматривало минимум учредителей. В настоящее время в ряде стран, в частности во Франции, ФРГ, Финляндии, право создавать юридическое лицо в законодательном порядке закреплено за одним учредителем.
  4. Легче нарушаются права собственников и возможности нарушения договорных обязательств. Более жесткий механизм государственного регулирования предусмотрен в отношении юридических лиц. (Регистрация, учредительские документы, обязательно регулируется устав, механизмы создания органов управления, заключения особо крупных сделок, реорганизации; существует специальный механизм налогообложения; предъявляются требования к публикации коммерческих документов и т.д.).

 

     б) Ограниченная и неограниченная  имущественная ответственность     

Исторически первой возникла неограниченная имущественная ответственность.  
Причины:

  • преобладание некрупного частного бизнеса. Крупные фирмы были публичными;
  • интуитивный характер предпринимательства (ассиметричные отношения, не сложившиеся связи, широкая правовая решетка);
  • высокий риск трансакционных издержек (исполнение договоров, кредитных обязательств);
  • необходимость защиты имущественных прав, как партнеров по бизнесу, так и самих предпринимателей.

 

    Основным институциональными механизмами  защиты прав были жесткое уголовное  законодательство и личные и семейные отношения между партнерами.  
    С развитием крупного процедурного бизнеса на первый план выходят задачи объединения капиталов. Этот процесс происходит в двух основных формах: смешанных (коммандитных) товариществ (Германия и Франция) или акционерных обществ (США и Великобритания). Особое влияние оказало развитие внешних кредитных рынков. Хотя в большей степени ограниченная имущественная ответственность соответствует акционерному обществу.  
    В процессе становления процедурного бизнеса и отделения собственности от управления для широкого привлечения средств потребовался механизм, снижающий риск вкладчиков (ограничение ответственности вкладом в корпорацию). Складывается понятие фирмы и юридического лица. Период учредительства сопровождался значительным количеством банкротств. На первое место встала защита прав инвесторов.  
    Складываются новые институциональные и рыночные формы защиты.     

Наряду с особыми условиями  регистрации и ведения бизнеса  в рамках фирмы развиваются:

  1. рынок капиталов, который через величину дивидендов дисциплинирует руководство фирмы;
  2. корпоративная демократия (много мелких вкладчиков, в том числе среди рабочих, консолидирующих свои акции и способных влиять на принятие решений и смену руководства);
  3. институт институциональных инвесторов взаимные фонды, страховые, инвестиционные фонды; особенный механизм в Японии и Южной Корее - ФПГ);
  4. рынок менеджерского труда и рынок контроля (последний начал активно проявляться в 60-70-гг в США через механизмы агрессивной скупки, механизмов поглощения корпораций и т.д.).

 

 

Вопрос 2.Управление коммерческой деятельностью  предприятия  как системой.  Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного предприятия.

.

 

Системный подход к управлению коммерческой деятельностью заключается  в построении такой

структуры управления,  которая  позволит достигнуть целей деятельности предприятия;  в определении состава  комплекса и функций входящих в коммерческий отдел подразделений. 

Управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы  управления торговым предприятием. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность  всех сoставляюших элементов, oбразуюших  целостную систему управления торговым предприятием. Система управления коммерческой деятельностью предприятия - это  система, ориентированная на рынок, означающая не только организацию взаимосвязанной  структуры задействованных в  ней процессов предприятия, но и  их сочетание со всеми внешними факторами. Управление коммерческой деятельностью  ставит своей непосредственной задачей  внести определенную упорядоченность  в коммерческие и торговые процессы, организовать совместные действия работников, участвующих в этих процессах, достичь  согласованности и координации  действий. При этом управление направлено на оптимизацию работы сотрудников  в целях повышения эффективности  коммерческих процессов и достижения конечных целей предприятия.

Все структурные подразделения,  осуществляющие коммерческую деятельность,  находятся в

определенных отношениях друг с другом,  органической взаимосвязи  и взаимодействии.  Системный  анализ позволяет вскрыть эти  отношения, исследовать взаимосвязи  между структурными единицами и  выработать практические предложения  по совершенствованию управления коммерческой деятельностью. 

Работники коммерческой службы предприятия должны хорошо знать  организацию и технологию закупочной работы у различных поставщиков, находить наиболее оптимальных коммерческих партнеров по закупке товаров, обеспечивать точное выполнение условий договоров  поставки товаров. Важной их обязанностью является осуществление постоянного  учета и контроля за неукоснительным  выполнением договоров в интересах  покупателей. При необходимости  они должны добиваться применения санкций  и различных форм воздействия  на производство, ассортимент и качество выпускаемой продукции.

 

Эффективность коммерческой деятельности во многом зависит от соответствия организационной структуры  коммерческой службы выбранной стратегии  предприятия и от характера ее функционирования в конкретных рыночных условиях. К коммерческим службам  предприятия относятся службы сбыта, маркетинга и материально-технического обеспечения.

 

Формирование организационных  структур коммерческих служб предприятия  должно включать в себя следующие  аспекты:

• - определение места в структуре управления предприятием;

• - разработку основных функций каждого коммерческого подразделения;

• - распределение функций между отдельными исполнителями

 

Вопрос 3. Информационное    обеспечение    управления    коммерческой    деятельностью предприятия, автоматизация торговли. Организационная   структура   и функции отделов снабжения предприятий.

 

В условиях рынка  информация является одним из важнейших  элементов управления коммерческой деятельностью торгового предприятия.

Информационное  обеспечение включает получение, передачу, обработку, накопление и реализацию информации. Вся эта цепочка связана  с многоступенчатым продвижением, анализом и систематизацией информации. При  информационном обеспечении устанавливаются  состав и структура необходимой  информации. Выделяются несколько видов  исходной информации: информация, характеризующая  все стороны деятельности торгового  предприятия; информация о состоянии  рынка и внешней среды, а также  распорядительная, исполнительная, нормативная  информация, классификаторы и кодификаторы.

Вся функционирующая  информация интегрируется в единую информационную базу, или в информационную систему. Преимущество интегральной информации заключается в следующем:

  • разрозненные информационные потоки и блоки объединяются в единый информационный массив;
  • уменьшается вероятность допускаемых ошибок в обрабатываемой информации;
  • возрастает скорость обработки и обмена информацией;
  • повышается эффективность использования результирующей информации.

Информационные технологии широко используются в различных  сферах деятельности коммерческой организации

Построение информационной системы в автоматизированном режиме сопряжено со значительными инвестиционными  расходами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, предприятия, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускорению своей работы и победе в конкурентной борьбе.

Помимо прочего, информационные технологии современного коммерческого  предприятия позволяют преодолевать негативные последствия этих основных характеристик некоторых товаров  и услуг, что показано на рисунке 2.

Информация о работе Развитие основных организационно-правовых форм предприятий на рынке товаров и услуг